ВАРВАРА
Варвара - дикарка, иноземка (древнегреческое). Женская форма имени Варвар (Варварий) от греческого слова "барбарос" - иноземец. Первоначальный смысл слова близок к русскому "балаболка" - болтающий непонятно.
В XIX веке имя было очень популярным, почти исчезло в середине и 2 половине XX века. Сейчас вновь становится модным.
Зодиак имени: Стрелец.
Планета: Юпитер.
Цвет имени: багровый.
Камень-талисман: рубин.
Благоприятное растение: граб, нарцисс.
Покровитель имени: альбатрос.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: осень.
Уменьшительные формы: Варя, Варюня, Варюся, Варюша, Аря, Вава.
Основные черты: общительность, напористость.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Варвара Алапаевская, преподобная мученица, 18 (5) июля.
Варвара Илиопольская, великомученица, 17 (4) декабря.
Отец ее, Диоскор, был богатым и знатным человеком. Рано овдовев, он всю любовь сосредоточил на дочери. Но так же сильна была и его ненависть, когда он, будучи язычником, узнал, что его дочь христианка. Несмотря на принятые от него мучения, Варвара не отказалась от своей веры. Она была выдана своим отцом правителю города, где после еще более жестоких истязаний была обезглавлена. Вместе с ней была подвергнута пыткам и святая Иулиания, увидевшая подвиг святой Варвары и последовавшая за ней. Отец Варвары сам казнил свою дочь. Возмездие за эту казнь было ужасно как для Диоскора, так и для правителей города. Они были сожжены молнией.
В VI веке мощи святой были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изясла-вичем, привезла мощи в Киев (покоятся в Киевском Владимирском соборе). Вскоре после этого святая великомученица Варвара становится широко известной на Руси и любимой русским народом по сей день.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
К Варвариному дню зима дорогу заварит, мосты замостит.
ИМЯ И ХАРАКТЕР
Девочка добрая, скромная, улыбчивая. Она "папина дочка", похожа на отца и внешне, и повадками. Ленива и медлительна, любит откладывать дела на "потом".
В школе Варя будет обижаться на родителей из-за своего имени и, хотя внешне она будет держаться гордо, в душе будет его стыдиться. Некоторая внутренняя угнетенность будет преследовать ее и в дальнейшем.
Взрослая Варвара будет лучше чувствовать себя в своем, вымышленном мире, где она царит на пышных приемах. Внешне она спокойна, общительная и дружелюбна, у нее много подруг, но ни одна из них не допущена в ее тайну. Они чувствуют некоторую отстраненность Варвары и сами не склонны ей полностью доверять.
Варвара скромна, трудолюбива, рассудительна и замкнута. Ее внутренний мир ярче и живее настоящего. Она чувствует красоту, интересуется всем, что связано с искусством. Варвара может быть художницей, натурщицей, манекенщицей, она замечательная актриса, поскольку вымышленный мир - это ее мир, Варвара очень впечатлительна и всегда представляет себя другим человеком.
Интуиция у Варвары средняя, она служит ее жизненным планам. Варвара немного интриганка, иногда идет на компромиссы с собственной совестью. Часто она работает педагогом, библиотекарем, бухгалтером, продавцом. Здесь она независима, напориста, обладает способностью использовать окружающих в личных целях.
Варвара одевается со вкусом, умеет себя показать, она обычно высокая, статная, интересная женщина. Но с мужчинами излишне робка, хотя она жаждет впечатлений, особенно сладострастных. Она представляет себе эти ощущения через вкус, запах, изображение. Замуж выходит за первого, кто сделает ей предложение, впоследствии он может оказаться не столь хорош, каким представлялся вначале. Варвара стерпит все, постепенно прививая ему собственные вкусы. Ее терпеливое к нему отношение мгновенно изменится, если она узнает об обмане. Тогда ему лучше держаться от нее подальше, она становится злой и несправедливой, сопернице может даже в волосы вцепиться. С мужем-обманщиком Варвара не уживется. Часто Варвара расцветает во втором браке.
Хозяйка она хорошая, дома умеет создать комфортную обстановку. Дома она нетороплива, женственна, спокойна. В мужья ей годится один из тех, чье имя Михаил, Петр, Федор, Георгий, Владимир, Борис, Александр, Алексей, Богдан. Очень плохо, если Варвара вообще не найдет спутника жизни. С возрастом она станет антиподом по отношению к себе молодой: угрюмая, сварливая, несправедливая, особенно к женам ближайших родственников.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841) - русская актриса, блиставшая на подмостках императорского Александрийского театра в Петербурге. Она проработала в театре всего 7 лет, заболела туберкулезом и ушла из жизни в 24 года. Многие обстоятельства ее жизни не дошли до, нашего времени. Известно, что эти несколько лет она много, одержимо работала, почти ежевечерне выступала в новой пьесе. Чаще всего были водевили.
Водевили были очень популярны в XIX веке, в них играли многие русские актеры, но овладеть этим труднейшим сценическим жанром удалось единицам. Водевиль можно играть лишь обладая от природы той удивительной легкостью, музыкальностью, даром импровизации, кокетливым очарованием, блеском и изяществом, какими обладала Асенкова. В водевилях более серьезных, где отчетливо были видны социальные черты, в водевилях развлекательных, с переодеваниями, где героиня появляется в мужском костюме или даже играет мужскую роль - Асенкова не знала себе равных. Обаяние Варвары Асенковой становилось для многих ее зрителей обаянием водевиля. Если бы она и не играла комедийные и драматические роли, а явилась бы только "героиней водевиля, как назвал ее один из современников, она все равно осталась бы той Асенковой, имя которой звучит сегодня как легенда.
Асенкова была и замечательной комедийной актрисой, когда комедия только зарождалась и не было еще никаких исполнительских традиций. Она явилась первой исполнительницей главных ролей в постановках пьес Грибоедова "Горе от ума" и Гоголя "Ревизор". Она же стала и первой исполнительницей роли в русской классике - играла дочь мельника в пушкинской "Русалке". Играла она и в драмах современных ей писателей. В исполнении драматических и трагических ролей Варвара Асенкова также не знала соперниц на русской сцене.
Многие передовые деятели культуры того времени, например, молодые тогда В. Белинский, Н. Некрасов высоко ценили талант актрисы, ей посвящались статьи и стихотворения, специально для нее писались пьесы.
Современники горестно оплакали короткую трагичную жизнь Варвары Николаевны Асенковой. Н. Некрасов писал, что ее похороны напоминали похороны А.С. Пушкина. Русские газеты и журналы время от времени посвящали ей статьи и заметки, напоминая новым поколениям любителей театра о ярком служении русской сцене молодой актрисы. В 1853 году Н. Некрасов написал стихотворение "Памяти Асенковой":
Кумир моих счастливых дней,
Любимый и желанный,
Мне не забыть судьбы твоей
Таинственной и странной...
Варвара Николаевна Асенкова осталась самой загадочной легендой русского театра.