ВАРФОЛОМЕЙ
Варфоломей - сын вспаханной земли, сын полей (арамейское).
В XIX и XX веках имя очень редкое.
Зодиак имени: Телец.
Планета: Венера.
Цвет имени: лимонно-желтый.
Камень-талисман: нефрит.
Благоприятное растение: орех, ландыш.
Покровитель имени: сова.
Счастливый день: пятница.
Счастливое время года: весна.
Основные черты: флегматичный, сентиментальный.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Варфоломей, св. апостол, 5 мая (22 апреля) - один из двенадцати апостолов Христовых. Был родом из Каны Галилейской. Он проповедовал христианство в Сирии и Малой Азии вместе с Иоанном Богословом и апостолом Филиппом. В городе Иераполе Варфоломея и Филиппа приговорили к распятию, но началось землетрясение. Народ испугался и бросился снимать апостолов с креста. Филиппа спасти уже не удалось. Варфоломей же был освобожден, после погребения Филиппа он оставил этот город. В Армении его схватили, распяли, затем с него содрали кожу и отсекли голову. 7 сентября отмечается перенесение мощей Варфоломея в конце VI века на остров Липару.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
Пришел Варфоломей - жито на золу сей. Св. Варфоломею, как и прочим двенадцати апостолам, молятся о совете и любви между мужем и женой.
ИМЯ И ХАРАКТЕР
Музыка и все красивое будут воздействовать на Варфоломейку с детства. Ребенок впечатлителен и подвержен перепадам настроения: только что был непоседлив и игрив, а уже появились слезы и капризы.
Взрослый Варфоломей сентиментален и флегматичен. Он живет чрезвычайно богатой внутренней духовной жизнью. Способен на жертвенность, но немного боязлив.
У Варфоломея замечательная эмоциональная память, то есть он запоминает то, что поразило его воображение. Обладает отличной интуицией, у него бывают четкие яркие прозрения.
Варфоломей очень объективен, справедлив, умеет признавать свои ошибки, но остро переживает неудачи и незаслуженные обиды.
Варфоломей работает хорошо, неспешно, тщательно. Он может стать ученым, архитектором, врачом, математиком, священником.
Чувства Варфоломея глубоки, но он маскирует их из-за присущей ему деликатности и боязливости, но брак у него, как правило, удачный.
Отчество: Варфоломеевич, Варфоломеевна.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771) - так называли итальянца Бартоломее Растрелли в России. Он был сыном скульптора и литейщика, приглашенного в 1716 году Петром I в новую столицу Санкт-Петербург "для литья пушек и художественных работ". Ему было 16 лет, он увлекся грандиозной столичной стройкой и начал заниматься архитектурой.
Пять лет Растрелли учился на Западе, вернувшись, принялся за крупный проект - новый большой Зимний дворец. Эта работа сразу же ввела его в самые высшие придворные круги. Растрелли был умен, талантлив, европейски обходителен. Он вскоре вошел в милость к Бирону, фактически управлявшему всеми делами государства в пору правления императрицы Анны Иоанновны. Растрелли был сделан придворным обер-архитектором с большим ежегодным жалованием.
Вскоре Бирон угодил в Шлиссельбург, на трон взошла новая императрица- Елизавета. Но дворцовые перемены и перевороты не вредили карьере Растрелли. Он продолжал постройку Зимнего, перестраивал старый Петергофский дворец, строил новый Царскосельский. Последний трехсотметровый по фасаду, с тремя лентами окон, весь в наряде лепных украшений, с мускулистыми фигурами атлантов в нешироких простенках, с упругими завитками капителей в нешироких простенках, с упругими завитками капителей колонн, Царскосельский дворец производил впечатление необыкновенной праздничности и великолепия. Здесь родилось типично растреллевское сочетание лазурно-голубого поля стены с чистейшей белизной колонн и оконных наличников.
Этот пышный нарядный архитектурный стиль называется барокко, Варфоломей Растрелли в России - его самый яркий представитель. Зимний дворец, поднявшийся над Невой, дома-дворцы Воронцова, Строганова - все это тоже барокко Растрелли.
В Петербурге Растрелли построил великолепный Смольный монастырь, в котором Елизавета предполагала постричься к концу жизни в монахини. Смольный монастырь представляет одно из ярких проявлений крепкой связи Растрелли с традициями древнерусского зодчества и в то же время свидетельствует о его способности творчески претворить их в произведении глубоко оригинальном.
Пожалуй, нигде Растрелли не расточал такого богатства архитектурных форм, как здесь, и нигде не привел их к такому монолитному единству. Особенно хорошо найдены высотные соотношения всех объемов, зодчий начинает подъем исподволь, с невысоких внешних стен и небольших башенок, его подхватывают двухэтажные корпуса келий с четырьмя купольными церквами по углам. В Центре компактная двухэтажная масса собора над ней по контрасту взлетают ввысь с необычайной легкостью башни с пятью главами.
По своей пышности Смольный не уступает дворцовым строениям Растрелли, поражает богатством скульптурного декора, а соотношение белых колонн с лазурно-голубого окраской стен вносит ликующую жизнерадостность.
Смольный монастырь достойно завершает творческий путь Варфоломея Растрелли. Представитель нового направления в архитектуре - классицизма, Джакомо Кваренги, проезжая мимо Смольного, снимал шляпу и восклицал: "Вот это храм!"|