ИЕРОНИМ
Иероним - святое имя (древнегреческое). Редкое во все времена имя. Так называли мальчиков в глубоких провинциях.
Зодиак имени: Близнецы.
Планета: Солнце.
Цвет имени: светло-желтый.
Камень-талисман: гранат.
Благоприятное растение: ясень, колокольчик.
Покровитель имени: воробей.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: весна.
Основные черты: энергичность, цельность.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Иероним Стидонекий, преподобный, 28 (15) июня. Один из четырех латинских отцов Церкви.
Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и в молодости совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где жил отшельником-аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, "лишь скорпионов и диких зверей". В пустыне он несколько раз слышал трубы, возвещающие Страшный Суд. В западноевропейской живописи он часто изображается слушающим ангелов, трубящих в трубки над его головой.
В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. Именно здесь в течение долгих лет он переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Одиннадцать столетий спустя его версия была провозглашена Тридентским собором как официальный латинский текст Священного Писания.
Согласно популярной притче, Иероним вынул занозу из лапы льва, который с тех пор стал его преданным другом. В бесчисленных картинах Святой Иероним изображается ученым, сидящим в келье, пишущим, рядом лежит лев.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
На Иеронима у Земли за год самый тихий ход, Солнце идет тише.
ИМЯ И ХАРАКТЕР
С детства Роня - активная поэтическая натура, пытливый и сообразительный.
Взрослый Иероним - умный и рассудительный человек, с интересом наблюдающий людей, умеющий с ними ладить. Иероним немногословен, чаще погружен в свои размышления. Он нетребователен в быту, умеет приспособиться в разных жизненных условиях.
Иероним любит читать религиозные книги, очень религиозен, склонен к фатализму и мистицизму. У него развитый ум, пылкое воображение. Он может работать руками, делает все быстро и споро. Любит и понимает природу. ДрУзей У него один или два, выбирает он их сам. Люди его уважают. Иероним - знаток природы, он ее любит, и она раскрывает перед ним свои тайны.
Иероним может быть священником, хорошо знает народную медицину. Он оригинальный художник, книжный иллюстратор, ремесленник, чаще занимается резьбой по дереву, печатник.
Иероним женится после 30 лет. Разбираясь в человеческой психологии, он не спеша обстоятельно выбирает жену, впоследствии у него крепкая семья. Иероним часто искренне преувеличивает свои возможности, трудолюбие жены, достоинства детей, их у него обычно трое-четверо, всем им хватает понимания и любви.
Отчество: Иеронимович, Иеронимовна.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Иероним ван Акен, называвший себя Босхом (ок. 1450 - ?) - нидерландский художник, один из наиболее таинственных мастеров мирового искусства. Сюжеты многих его творений не расшифрованы, ореол загадочности окружал мастера при жизни и возрос после смерти.
Герои его ранних картин - бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Без этих неунывающих бывалых людей во времена живописца не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Иероним Босх любуются их живой непосредственностью. В то время как даже у величайших представителей итальянского Возрождения сцены реальной жизни являются частью традиционных церковных сюжетов, Босх открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.
Вершиной раннего периода в творчестве мастера считается знаменитый "Корабль дураков". Пассажиры фантастического корабля, плывущие "в страну Глупляндию", олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.
Знаменитая алтарная картина Иеронима Босха "Воз сена", является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке "Мир - это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может". В погоне за житейскими благами - богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу, из которой никто не выходит живым. Беспощадный в разоблачении, автор не щадит власть имущих, изображая во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей - императора и папу. И все это происходит на фоне прекрасного, величественного пейзажа, чье вечное спокойствие противопоставлено преходящим мирским страстям.
На протяжении своей творческой деятельности Иеро-ним Босх обращался к теме страстей Христа. Особенно интересно позднее произведение "Несение креста", написанное в 1515-1516 гг., Христос, измученный и придавленный тяжестью креста, стоит зажатый в толпе стражников. Все пространство картины плотно заполнено полуфигурами и головами людей - с оскаленными зубами, вытаращенными глазами, гримасами злобы. Это сборище злодеев, мерзавцев, разбойников. И они олицетворяют пороки с большей силой, чем когда-либо у Босха.
Искусство Босха мало изменилось до самого конца его творческой деятельности. По-прежнему художника волновали проблемы добра и зла в мире, но гротескные образы уже не занимали центрального места в картинах. В лучшем произведении позднего периода - "Поклонение волхвов", исполненном около 1510 года, представлен огромный прекрасный мир, окружающий хижину-хлев, где происходит поклонение. Это один из лучших пейзажей Босха, цветущий, залитый солнечным светом. Он дает представление о просторах и красотах природы, о многообразии земной жизни. Но и тут встречаются проявления зла: то всадники начинают сражение, то страшная волчица с окровавленной пастью, словно бредовое видение, нападает на путников... Но преобладающим становится правдивое изображение людей и природы. Недостатки и теневые стороны жизни уже не искажают мира.
Творчество Босха имело большое значение для будущего. Это был мощный импульс, вдохновивший художников на создание пейзажей и жанровых картин.
Произведения Иеронима Босха пользуются огромной популярностью в нашей тревожной современности, и каждый черпает из наследия художника то, что ему близко: фантастические видения с чудовищными гротескными персонажами или остроту реалиста и тонкость поэта.