Сон и сновидения
Сегодня мы будем говорить о сне и сновидениях. Мы можем подумать о том, какое они имеют для нас значение. Важно, когда появляются сновидения и какие общие знаки содержат, а также то, каким образом мы можем с ними работать. Наконец, хорошо знать, как можно использовать сон для того, чтобы ум смог узнать свою собственную природу. Итак, вы видите, что это довольно обширная тема. Я рад возможности поделиться сегодня с вами всей этой информацией.
Начнём с того, как следует относиться к сновидениям. Все знают, что есть люди, относящиеся к ним с большим вниманием: они записывают их содержание и часто о них говорят. Сновидения имеют, однако, двоякий характер. С одной стороны, мы в них очень сообразительны, лучше понимаем нереальную и обусловленную природу вещей. Во сне мы можем, например, заработать миллион долларов и сразу же его потратить быстрее, чем это было бы возможно наяву. Во сне мы часто глубоко понимаем нереальность явлений. У нас тогда больше мудрости, чем на протяжении дня, когда мы думаем, что всё реально, приписываем вещам подлинное существование.
Явь, наш коллективный сон, кажется нам более реальным. Здесь мы используем одновременно тело, речь и ум. Кроме того, в нём участвуют наряду с нами другие, что усиливает впечатление реальности.
Но, когда мы спим, оно не так сильно просто потому, что в снах мы располагаем только умом. Хотя некоторые разговаривают во сне, брыкаются или, как Бьорн (брат Оле), даже ходят на прогулки. У Бьорна есть такие особые качества (смех). Обычно, однако, наши сны принадлежат только нам самим. Участвует в них только ум, - максимум, мы ещё одновременно немного бормочем. Мы снимся себе отдельно от других. Сон - для себя и о себе, – в этом заключается вся разница.
Как же следует понимать само состояние сна, чем оно является? В буддизме мы часто говорим о бардо, промежуточных состояниях. На самом деле, всё кроме Просветления является бардо. Когда же мы видим само зеркало, когда узнаём вневременное состояние сознания, то бардо больше нет. Состояние Просветления никогда не рождалось и никогда не может умереть. Однако любой другой опыт – это бардо: вещи появляются, изменяются и растворяются, что-то было раньше и что-то будет потом. Всё это - бардо, преходящие состояния.
На протяжении суток мы испытываем три вида бардо – состояние яви (надеюсь, что я вам ещё не наскучил и вы всё ещё в нём), состояние сна, и внутри последнего - состояние сновидений. Когда покидаем это тело, мы тоже проходим через три разных этапа. Сначала мы переживаем процесс самого умирания, потом - наши привычки из прежней жизни, и, наконец, всплывают впечатления, накопившиеся в подсознании, и ведут нас к следующей жизни. Во время перехода от одного перерождения к другому каждый раз сначала наступает бардо умирания, когда энергия концентрируется в теле и мы теряем сознание. Потом наше привычное сознание из прошлой жизни остаётся с нами в течение недели. Потом, когда мы обнаруживаем, что мы, на самом деле, умерли , всплывают подсознательные впечатления. Это - также состояние бардо: что-то им предшествует и что-то приходит после них, они являются обусловленными. Они - как картинки в зеркале или волны в океане, но не являются ни самим зеркалом, ни океаном.
Рассматривая состояние сна, его можно разделить на три фазы. Использовать при этом можно, в действительности, только третью фазу. Независимо от того, спим мы шесть, девять или три часа, обычно мы проходим через эти три фазы. Итак, в первой, которая длится приблизительно до двенадцати, часа ночи или чуть дольше, впечатления прошедшего дня оседают в подсознании. Мы обычно думаем, что великие гангстеры ведут очень дикую ночную жизнь, развлекаясь всю ночь с женщинами и творя всевозможные запретные вещи, однако согласно статистике это не правда. На самом деле, чем тяжелее груз негативных впечатлений, полученных умом, тем раньше такие люди должны ложиться спать, и они ведут в этом смысле вполне мещанский образ жизни. Можете проверить: Аль-Капоне и другие гангстеры всегда ложились спать раньше. Им требуется больше времени, чтобы впечатления дня могли разложиться в подсознании. Если бы мы не имели достаточно времени, чтобы раскладывать впечатления по ящичкам в подсознании, то мы бы не выдержали этого - мы бы пережили нервный срыв или просто сошли с ума.
Следовательно, что касается первой фазы, то чем больше внутреннее напряжение, тем важнее ложиться спать до двенадцати. Нужно иметь возможность отдохнуть, поскольку ум требует времени, чтобы разобраться во впечатлениях, полученных в течение дня.
Далее идёт следующая фаза, в средней части ночи. Она начинается около часа, двух или трёх. В это время часто снятся тяжёлые сны - разные кошмары и т.д. Причина этого, однако, часто физиологической природы и обусловлена способом функционирования тела. Просто энергии тела так интенсивно собираются в его центральном канале, что мы перестаём достаточно глубоко дышать. В мозг не поступает достаточного количества кислорода, и он думает: «Умираю!» Он производит больше адреналина, чтобы выйти из этого состояния. Тогда мы пробуждаемся с чувством давления в сердце, либо нам кажется, что кто-то сидит у нас на груди, и т.п. Просто ум, думающий: «Умираю!», вырабатывает адреналин, чтобы побудить тело к активности. Может быть также, что у нас есть какие-то кармические долги, что что-то нас поджидает. Эти впечатления всплывают ночью, и в это время могут также проявляться мешающие энергии снаружи. Но это происходит не так часто, как думает большинство людей. Причиной этого могут быть также различные тяжёлые переживания - например, если мы воевали и убивали людей. Воспоминания об этом могут отражаться в снах.
Затем наступает третья часть ночи, перед пробуждением. Она действительно важна. Если мы тогда видим сны, то они могут указывать, в каком направлении движутся события или движемся мы сами, говорить что-то о нашем развитии, и т.д. А люди по-разному толкуют сны.
Всем известны, например, взгляды Фрейда и многих других психоаналитиков. И действительно, во многих случаях мы можем использовать его способ интерпретации. Например, если женщина видит во сне змей, несёт в руках толстую ветку или видит локомотивы, то, вероятно, ей нужно встретиться с каким-нибудь парнем, да? Это означает, что пришло время (смех). Некоторые стереотипные сны можно интерпретировать на таком уровне, как Фрейд.
Могут, однако, существовать и намного более глубокие послания. Тут мы должны иметь в виду, что на глубоких уровнях наш ум знает, что происходит, несмотря на то что они покрыты слоями концепций и застывших взглядов. Если сон действительно важный, а не просто обычный, высвобождающий накопленные впечатления, то это ум таким образом посылает сообщение из подсознания. Интуитивный уровень ума, содержащий всю информацию, посылает сообщение сквозь жёсткие взгляды и ожидания в нужный момент в форме сна, и если вы чувствуете, что сон важный, то, скорее всего, он действительно важен. Если же вам кажется, что это что-то несущественное, то, по всей видимости, так оно и есть.
Сны передают информацию с помощью особого языка. Он, конечно же, символический, и чем больше у человека проблем, связанных с давлением со стороны окружения или суровым воспитанием, тем сложнее подсознанию передать ясное сообщение. Если приглядеться к снам, то можно заметить у них определённые качества, показывающие, какое значение ум хочет им придать. Например, цветные сны важнее бесцветных. Если ум «раскрашивает» сны, то он как бы говорит: «Смотри, это важное сообщение!» Имеет значение также, как мы себя чувствуем, проснувшись. Например, если всю ночь мы убивали людей и, несмотря на это, просыпаемся с хорошим настроением, то это совсем не означает, что мы обнаружили свою настоящую, садистскую природу. В таком сне убивались различные аспекты эго, его завесы и препятствия. С другой стороны, если мы всю ночь помогали старушкам перейти улицу и, тем не менее, просыпаясь, чувствуем себя как-то странно, то, вероятнее всего, мы думали о наследовании их имущества или о чём-то в этом роде, - то есть дело нечисто. Таким образом, действительно важны наши ощущения в момент пробуждения.
Нужно также знать, что сон, который снится перед самым пробуждением, может говорить о ближайшем будущем. Если вы чувствуете, что сны, которые вы видели где-то за полчаса перед пробуждением, действительно важны, то они могут указывать на то, что произойдёт на самом деле.
В снах также могут проявляться различные знаки. Например, движение вверх во сне означает, что в том же направлении естественным образом движутся энергии в вашем теле. Это - хороший сон, так как состояние, при котором энергии движутся вверх, всегда хорошее. И наоборот: движение вниз, падение в пропасти или с обрывистых берегов - не обязательно что-то нехорошее. Но в конечном счёте, поскольку ум - царь, если во сне вы движетесь вниз, потому что хотите помогать существам и желаете им всего самого хорошего, тогда одно это намерение всё меняет, и вы становитесь более свободными. Куда бы вы ни падали во сне, если вы руководствуетесь именно такой мотивацией, то это - что-то позитивное и способствующее вашему развитию.
Есть два очень важных и освобождающих аспекта снов. Во-первых, бывают моменты, когда вы не вращаетесь среди приятных или неприятных картинок в зеркале, а осознаёте само зеркало. Это происходит, когда вам снятся Будды, когда вы слышите мантры, получаете благословение или видите своего Ламу. Это очень важно. Сны, в которых вы видите своего Ламу, являются контактом с вашей собственной природой Будды. Если вы имеете такой опыт в снах, то в час смерти этот контакт снова даст о себе знать. Можете себя трижды поздравить. Это настоящий повод для радости. Это явление - знак того, что вы проникаете под слой туч, заслоняющих зеркало, и оказываетесь в самом зеркале. Лама просто является зеркалом для вашего ума, он - тот, кто способен показать вам ваш ум таким образом, что вы будете в состоянии это понять, запомнить и этим воспользоваться. В этом, собственно, и заключается функция Ламы. Учителя могут это осуществить - пробудить и развивать вас. Лама - не личностью, а, скорее, зеркало, показывающее вам ваше собственное лицо. Именно поэтому видение Будд, слышание мантр и другие подобные переживания – очень хороши.
Второй аспект касается того, как нам работать со снами. Лучшее, что мы можем сделать, - это удержать во время сна осознавание того, что это сон. Если бы вы были в состоянии удержать этот уровень, то могли бы моментально достигнуть Просветления. Тогда отпадают все завесы, блоки и преграды, и цель - достигнута. Если же вы этого не можете, то старайтесь формировать сон наилучшим образом, насколько это возможно. Видя тигра, например, сделайте из него коня и прокатитесь на нём. Если вы не в состоянии поддерживать всё время определённый уровень осознавания, то попробуйте как можно больше развить способность преобразования снов. Старайтесь постоянно помнить, что всё происходит в вашем уме, что вы всё решаете. Если сможете так поступать, то это принесёт большую пользу и вам, и другим.
И есть ещё одна вещь, которую вы можете делать. Вы можете переносить осознание нереальности, изменчивости явлений, которое обретаете во сне, – понимание того, что они появляются и исчезают, – на вашу активность в течение дня. Такое умение даёт большую свободу и является лучшим, что вы можете получить благодаря снам. Люди страдают оттого, что считают вещи реально существующими. Тогда реальны проблемы, реальны враги и реальны трудности, – всё то, что причиняет страдание, является реальным. Если же вы можете сохранять дистанцию к явлениям, происходящим в снах, если вы в состоянии просто наблюдать вещи и не обязаны немедленно реагировать на всё прилипанием или опасениями, то это создаёт вокруг вас огромную «сферу безопасности». И если вы сможете сохранять этот вид «тефлонового покрытия» в повседневной жизни, то вы действительно будете эффективно защищены. Благодаря снам вы получаете ту самую защитную дистанцию, которая появляется обычно вследствие медитации, и она действительно полезна. Всё и так подобно сну. Мы считаем этот мир реальным и постоянным, и это лишь потому, что наши органы чувств функционируют не особенно хорошо, а ум имеет сильную тенденцию к хватанию, прилипанию к явлениям. В действительности же выглядящее постоянным всё время вибрирует, меняется и движется. В конце концов, нельзя даже сказать, что оно вообще существует. Однако одновременно мы видим, что вещи возникают из пространства. Следовательно, если мы сохраняем к ним определённую дистанцию, если нам удаётся осознавать зеркало, в котором всё появляется, океан, на поверхности которого возникают волны, тогда мы - в совершенстве защищены и располагаем чем-то постоянным, чему можем доверять независимо от того, что появляется и исчезает. Это пространство ума - не опасно и не ограничивает нас никаким образом, мы в нём – неограниченно свободны. С одной стороны, мы должны знать, что всё похоже на сон, а с другой, если в какой-то момент нам кажется необходимым раскрыть значение наших снов, то мы можем делать и это. Обычно я говорю: «Не принимайте всего всерьёз, позволяйте событиям происходить, считайте это голосами детей у соседей, радугой или включённым где-то радио. Не хватайтесь за это, просто позволяйте этому происходить». Иногда, правда, вы можете подумать: «Эх, кажется, меня что-то ожидает. Хотелось бы понять, что происходит». Лучшее, что вы можете тогда сделать, это каждый раз перед тем, как ложиться спать, обещать себе, что запомните свои сны. Потом, проснувшись, также повторите себе решительно несколько раз: «Хочу вспомнить свои сны». Конечно, существует специальная медитация сна, однако она работает с центром энергии в горле, и я никому её не даю. Если не владеешь ей полностью, и рядом нет учителя, то наша речь и мысли могут стать немного гневными и колючими. Поэтому не помню, чтобы я кому-то давал эту медитацию, так как, выполняя её, нужно находиться рядом с учителем. Мы с Ханной делали ритрит по Йоге Сна с Лопен Цечу Ринпоче в Непале, и три недели всё было одним долгим сном, днём и ночью; это было невероятно. Но мы были к этому подготовлены. И поэтому мы даём вам медитацию, которая работает со сновидениями через ясный свет, через состояние глубокого сна, в котором нет сновидений. Избегая, таким образом, атаки на крепость сновидений непосредственно, мы завоёвываем территорию вокруг, что становится возможным благодаря медитации в глубоком сне. Это уже не трудно, поскольку ум в состоянии глубокого сна опирается на сердечный центр, а тот никогда не ошибается. Он очень гибкий и может всё вынести. Он - как кот, который всегда падает на все четыре лапы. Вы не совершите много ошибок, работая с сердечным центром. Сочувствие в нём - такое естественно сильное, что тут нет никакого риска.
Чтобы усиливать опыт того, что все явления подобны снам, в течение дня мы выполняем фазы построения и соединения с Буддами в медитации. Это весьма облегчает понимание того, что вещи не реальны. Сначала мы позволяем всему раствориться, потом строим чистую вселенную, соединяемся с ней, а затем мы и всё остальное исчезает, чтобы в конце появиться так, как вы того хотите: вы являетесь, естественным образом, господином вашей вселенной. Ничто в ней не навязано извне, всё в ней зависит от вас.
Таким образом, в течение дня мы получаем всё больше навыков преобразования явлений. Затем, ночью, мы отдыхаем в Ясном Свете, являясь пространством и открытостью. Из него, собственно, мы можем заглядывать в то, что делается в снах. Мы можем наблюдать различные картинки и явления, видеть, как они появляются и исчезают, можем с ними работать, можем решать, хотим ли воспринимать их серьёзно или игнорировать, – всё это в наших силах. Проникновение в сновидения, таким образом, также не опасно – вы просто постепенно входите со всех сторон в состояние осознавания во сне и видите, что там делается.
Природа сна – это прекрасный учитель, который очень многое показывает. Вы можете вкладывать в сны пожелания, которые позже будут приносить пользу в течение дня. Перед засыпанием вы можете, например, сконцентрироваться на обещании Бодхисаттвы, на желании приносить пользу всем существам, на том, что вы хотите сделать всех счастливыми, и так далее. И если вы программируете ум таким образом перед тем, как заснуть, то он будет вести себя соответственно. Если же, наоборот, вы ложитесь спать, охваченные гневом, завистью, злостью или чем-то в этом роде, то это программирует вас противоположным образом.
Вы можете так работать с вашим сознанием-хранилищем и помещать в него впечатления, которые принесут потом пользу другим и вам самим. Сон является, следовательно, нашим большим другом, мы должны только знать, чем он является, и иметь ключи к этому состоянию. Использование их нужным образом - это большой шанс для ума, для наших возможностей, который поистине даёт нам очень многое.
Вопрос: Я очень часто видела в детстве один и тот же плохой сон. Помню, что в нём было много спичек. Иногда их было постоянное количество, и тогда я очень боялась, а иногда - всё меньше, и тогда я просыпалась с мыслью: «Уф, осталась только одна или две». Что это могло означат? У меня никогда не было никаких других кошмаров, кроме этого.
Ответ: Это было, вероятно, связано с какой-то угрозой для жизни. Я уверен, что это впечатление из предыдущей жизни. Может, например, ты должна была тянуть жребий, кто должен будет умереть или сделать что-то опасное, подобно русской рулетке. Мало спичек означало, что ты в безопасности, а если их было много всё время, то это было опасно. Например, в Китае происходило много таких историй, связанных с убийством людей. Солдаты ставили крестьян в шеренги и распарывали им животы или ломали позвоночник, если они были слабыми для работы. Это могло быть что-то в этом роде, какие-то воспоминания.
Вопрос: Что ты мог бы сказать о снах пополудни? Они мне кажутся полными пространства.
Ответ: Думаю, что эти сны пополудни являются, на самом деле, разновидностью медитационного состояния. Если вы засыпаете пополудни на минуту, то это, скорее, состояние осознавания и понимания того, что в этот день происходило.
Вы знаете, что я всё время работаю. Труднее всего мне тогда, когда я должен переходить от письменного к устному немецкому. После того как целый день пишу, переход от письменного языка к разговорному, даже в рамках одного и того же языка, английского или немецкого, приводит к тому, что иногда я не могу использовать его достаточно умело. Лучшее, что я могу сделать в этой ситуации, - это уснуть на минутку. В это время я вижу много очень разных снов. Достаточно пяти минут, чтобы опуститься ниже уровня снов. Тогда в какой-то момент происходит что-то важное, и через минуту я снова просыпаюсь. Моя бабушка делала нечто подобное. Это было во времена, когда ещё не было будильников. Она очень много работала и имела привычку засыпать ненадолго с тяжёлой связкой ключей в руке, которую держала над металлической миской. В тот момент, когда она засыпала, ключи выпадали из её руки и падали в миску. Этот звон немедленно будил её, совершенно освежённую. Это – вопрос достижения того момента, когда всё растворяется в пространстве, и снова есть достаточно свободы. Я сам замечаю разницу в своих лекциях, если нахожу время немного вздремнуть перед этим. Ясно, что любовь тоже очень хороша, но когда нет на это времени, я засыпаю на минутку и затем могу дальше работать. Достаточно на мгновение опуститься ниже уровня мыслей, в пространство. Это как нажать клавишу на компьютере – сразу вся информация расходится в Интернете, и всё становится упорядоченным. Собственно говоря, это не сон, а медитация. Мы должны осознавать, что происходит; в противном случае это не отличается от обычного подсознательного расслабления. Осознавание в таком состоянии - на самом деле, самое трудное в медитации. Многие мои ученики могут уверенно покоиться в Ясном Свете ночью, но осознавать, когда переходишь от дневного осознавания к осознаванию в снах, - это могут делать только лучшие йогины. Сначала наступает момент перехода, а потом мы остаёмся в этом ясном состоянии. Это очень трудно. Если сознание плавно переходит к состоянию, в котором появляются сны, а потом так же из этого состояния выныривает, то это идеально.
Вопрос: Ты сказал, что в третьей фазе сны касаются будущего. Интересно, кто или что знает о моём будущем? Не ум ли это, изменяющий видение с относительного уровня на абсолютный?
Ответ: Это тоже очень хороший вопрос. Когда снится будущее, что, вероятно, случалось с каждым из вас, то возникает вопрос, кто о нём знает. Например, я всегда определённым образом вижу вещи в пространстве. Я не воспринимаю их абстрактно, как какие-то математические уравнения, но просто вижу их в пространстве. Так работает мой ум: я воспринимаю поток прошлого и настоящего, имею какие-то представления о будущем. Этот поток все мы видим в том времени и месте, где сейчас находится наши тела, с которым связаны чувственные впечатления и мысли, но мы забываем, что этот поток - внутри неограниченного океана ума. Благодаря сильным чувствам, таким, например, как желание приносить пользу всем существам (как это происходит в случае практики гадания «Мо» или «И Цзина»), можно выйти за рамки тела и места, превзойти личностный уровень. С этой перспективы возможно увидеть, что произойдёт, что уже случилось, и так далее. Это, собственно, «туда» я попадаю с помощью моих «Мо». Я тогда знаю: «Я должен сейчас сосредоточиться», «Им нужно помочь», или «То, что я обнаружил, - правда». Я просто знаю это. Это возможно потому, что в этот момент я - вне обычного потока. Хотя людям это трудно понять, и я часто слышу вопрос: «Ты говоришь, что у нас есть свобода выбора; как же возможно познание будущего?».
Это нужно понимать на двух уровнях одновременно. С одной стороны, мы совершенно свободны, и чем больше мы делаем хороших вещей, тем больше у нас этой свободы. Но независимо от того, сколько её у нас есть, в какой-то момент в будущем что-то произойдёт. Пользуясь «Мо», можно заглянуть в этот момент. Делая это, я стараюсь только увидеть, какие общие тенденции будут тогда преобладать. Именно так действует интуиция – это никоим образом не ограничивает нашей свободы.
Вопрос: Чем определяется то, что происходит до того момента?
Ответ: Двумя вещами: во-первых, нашими тенденциями и привычками, и, во-вторых, окружением, в котором мы находимся, влиянием извне. И, наконец, в-третьих - свободной волей, нашим способом видения ситуации. Так или иначе, чем больше вы делаете хороших поступков, тем больше у вас свободы выбора. Это подобно тому, что вы стоите в открытом поле и можете делать всё, что хочется. Но чем больше вы совершаете вредных действий, тем меньше можете выбирать. Это можно сравнить с тем, что вы сидите в узком коридоре, и выходы для вас заблокированы со всех сторон. В лучшем случае вы можете выползти на крышу, выскочить в окно или спуститься по водопроводной трубе. У вас нет почти никакой свободы действий. Короче говоря, это определяется нашими привычками, внешними условиями и, наконец, свободным выбором.
Вопрос: Как действует карма в снах и можно ли её в них создавать?
Ответ: Прежде всего, нужно знать, что карма не является такой прочной в снах, как наяву, потому что в них участвует только ум, в то время как наяву мы используем тело, речь и ум, и во всём, что происходит, принимают участие также другие люди. И тогда впечатления - более устойчивы. С другой стороны, что бы ни происходило, всё приносит какое-либо следствие, поскольку любое действие формирует привычки в уме. Есть такая давняя история, рассказанная, по-моему, Александрой Дэвид-Неэль. Одной христианке приснилось, что дьявол хочет с ней переспать. Она согласилась со словами: «Это - только сон, развлечёмся». Похожий сон был у одной буддистки. Её домогался какой-то демон, однако она подумала: «Это может оставить отпечатки в моём уме». Таким образом, даже если что-либо имеет место только в уме и тут же проходит, в нём остаются определённые отпечатки.
С другой стороны, если мы научимся видеть вещи как сон, тогда всё будет освобождаться само по себе. Это действительно так. Это необычайно важно. Видение того, что вещи освобождаются сами по себе, совершенно. Это значит, что вы уже больше не должны бороться с негативными или странными мыслями, со всякими внутренними проблемами, - вы просто видите это всё как зверинец, покидающий ваш ум. Вы видите задницы всех этих животных, а не их морды. Вы знаете, что больше их не увидите, и говорите им, как гостям после плохого приёма: «Пока, больше никогда сюда не возвращайтесь». Вы избавляетесь от всего этого, и это - действительно прекрасное состояние.
Вопрос: Что ты можешь сказать о состояниях медитации, во время которых есть осознавание, хотя и не хватает ясности. Должны ли мы тогда постоянно стараться вернуть концентрацию?
Ответ: Всё лучистое и ясное, как алмаз, является хорошим. Нёндро и другие практики мы делаем для того, чтобы заполнить ум наибольшим количеством положительных впечатлений. Когда мы позже медитируем на сам ум, «входим в него», мы ощущаем его как лучащийся и ясный.
В монастырях Дзен очень важна суровая дисциплина, чистка мисочек, - там мало еды, бьют по спине, и всё такое прочее. А мы в тибетском буддизме строим, в первую очередь, прочное основание, чтобы, отталкиваясь от него, двигаться дальше. Тогда всё наше дальнейшее развитие будет шире и стабильнее. Поэтому также, когда медитируете на ум, вы должны всегда прерываться в тот момент, когда это вам всё ещё приятно. Не только тогда, когда ум ещё ясный, а также тогда, когда медитация вам всё ещё приятна. Даже если это медитация с мантрой, в которой вы не должны постоянно удерживать эту ясность, так как вибрация работает и подсознательно, тогда также нужно заканчивать, когда медитация вам ещё приятна. Благодаря этому у вас потом будет желание к ней вернуться. И наоборот, если вы будете её продолжать через силу, то ваше эго всегда сможет находить повод её избегать. Это также важно.
Вопрос: Если во сне получаешь посвящение, является ли это тем же, что настоящее посвящение?
Ответ: Если чувствуешь, что получаешь настоящее посвящение, то это так и есть. Однако нужно считать это благословением до того момента, пока не получишь также «лунг» и «три» (разрешение на применение текста и пояснения – прим. переводчика).
Мы окружены многими силовыми полями Будд. Мы, буддисты, имеем доступ ко многим просветлённым аспектам. Мы занимались медитацией и в предыдущих жизнях, и нам всё это знакомо. Поэтому можно полагать, что это настоящее благословение и настоящее посвящение (если только Будды не говорят странных вещей, не отвечающих здравому смыслу, противоречащих интересам других людей и нашим собственным, если мы не слышим странных голосов, говорящих: «Побей его!» или «Выпрыгни из окна!»). Если вы получили такое благословение, но не получили пока посвящения наяву, то это всё равно, что Будды говорят вам: «Мы тебя любим!». Можно просто этому радоваться, не делая ничего другого.
Вопрос: Ты говорил, что энергии сходятся вместе в глубоком сне и входят в центральный канал. Какую это имеет связь с моментом умирания?
Ответ: Да, это правда. Энергии в большой степени собираются в центральном канале, однако, с другой стороны, они находятся в состоянии готовности. Даже если кто-то спит очень глубоко, если его ударить – он проснётся. После некоторых наркотиков, таких как морфин, ум попросту бывает крепче связан с центральным каналом, но не происходит схождения энергий из разных каналов в центр тела и также не исчезают внешние энергии и сами энергетические каналы. Когда вы пробуждаетесь от глубокого сна или наркоза, ум чувствует себя так же, как до того. Но если бы вы прошли через состояния, близкие к смерти, тогда значительно труднее было бы вернуть тело к нормальному функционированию – оно стало бы как будто чужим. Итак, процесс умирания идёт дальше: когда энергии в центральном канале начинают перемещаться к его центру, это значительно сильнее. Кроме того, когда разрушатся остальные энергетические каналы, нелегко будет снова ввести в них энергию.
Вопрос: Во сне я часто вижу людей, которые приходят и уходят. В то же время, они мне кажутся не очень важными. Что это может означать?
Ответ: Это попросту распределение в сознании впечатлений предшествующего дня и упорядочение их. В этом проявляется также мудрость ума, показывающего самому себе, что все эти впечатления не имеют большого значения и быстро проходят.
Вопрос: Однажды мне приснился сон, что меня застрелили, и я действительно боялась, что умираю. Я ощущала, как энергии покидают моё тело и мне становится всё холодней. Что это могло быть?
Ответ: Это, скорее всего, какое-то давнее переживание. Может, в одной из прошлых жизней ты была застрелена. У нас за плечами так много существований, это легко могло случиться.
Мне часто снятся подобные сны. Скорее всего, в моей прошлой жизни я умер спокойно, но жил очень дико – принимал участие во многих боях с китайцами, и т.д. У меня, скорее всего, была хорошая, не эгоистичная мотивация. Я защищал существ, что делаю и в этой жизни. Я получил работу для исполнения, и стараюсь делать её как можно лучше. Работа есть работа, и моя истинная радость - друзья, которые тоже участвуют в том, что я делаю. Я очень рад за вас всех. В действительности, я больше являюсь программой, чем личностью. Я никогда не сомневаюсь в следующем шаге; я - как локомотив, просто еду вперёд. Это - легко. Одновременно, конечно, я думаю о том, как сделать ту или иную вещь. Есть также поле для того, чтобы учиться, чтобы становиться более зрелым.
Вопрос: Когда встречаешь людей во сне, это происходит только в уме спящего, или так можно действительно контактировать с умами других?
Ответ: Нельзя сказать однозначно. Во многих случаях, когда не чувствуешь, что это было особенно важным, то это просто ум избавляется от накопленных впечатлений. Яснее всего осознаёшь людей, их тела, внешность, и именно тогда это растворяется. В этих случаях ум расслабляется. В тех случаях, когда это кажется важным, то возможно, что вы действительно с ними встречаетесь, однако, с другой стороны, вы можете на самом деле и не знать этого.
Существа сильно связаны друг с другом. Как часто случается, что вы знаете, кто вам звонит, прежде чем поднимете трубку, или не можете кому-то дозвониться, потому что в это самое время тот человек звонит вам. Это происходит очень часто, и вы будете сталкиваться с этим всё чаще. Между нами действительно существует живой контакт. Вибрации и пространство в вас и во мне тесно взаимосвязаны. И если между вами возникла сильная связь - вы ищите одного и того же, находитесь в одной мандале, или силовом поле, тогда многие события синхронизируются. Мы знаем всё это по нашей работе, видим, как вещи происходят в нужный момент, как всё вместе играет и одновременно работает.
Вопрос: Что значит, когда снятся пауки?
Ответ: Пауки имеют символическое значение. Я полагаю, что их форма соответствует энергетическим каналам в теле. Если снятся пауки, то, вероятно, вы изучаете таким образом свои внутренние энергетические центры. Если это тяжёлое ощущение, то, значит, очищаешься от чего-то. Многие люди не любят пауков. Вероятно, это оттого, что у них какие-то внутренние блоки. Тогда работа с энергетическими центрами неприятна. Я понимаю это так.
Вопрос: Одни люди разговаривают во сне, а другие - нет. Почему?
Ответ: Некоторые даже ходят во сне, как Бьорн (смех). Это зависит от того, в какой степени ум придаёт снам реальность. Если они кажутся очень реальными, то люди во сне разговаривают. Вы читали книгу про Гекльберри Финна? Однажды он спал с завязанным ртом, чтобы не разболтать ночью, что собирается выпустить на следующий день одного невольника.
Встречаясь поочерёдно со своими разными подругами, я должен был научиться одной вещи – говорить на нужном языке. Я всегда помню имена, но долго не могу перейти на новый язык.
Имён я никогда не путаю, иначе не раз был бы бит ночью. Но иногда путаю языки. Переход вовремя на язык приятельницы отнимает немного времени.
Вопрос: Что происходит, если спишь очень недолго? Может ли это влиять на ум?
Ответ: Да, когда не спишь достаточно долго, подсознание очень легко проникает в обычное сознание, и начинаются сны наяву. Это действительно может случиться. Особенно если работаешь у машин, делаешь нудные вещи и одновременно опасные, нужно высыпаться. Это не относится к вождению автомобиля, это - интересно и опасно, верно? Если же это что-то нудное и опасное, то нужно обеспечить себе достаточно сна – в противном случае можно нажить себе неприятности.
Например, Иохим очень хорошо практиковал медитацию Ясного Света. Но он обнаружил, что после этого испытывает трудности на работе, где должен целый день быть очень внимательным и точным. Поэтому я посоветовал ему пока не медитировать на Ясный Света - до тех пор, пока не станет более осознающим – тогда он сможет к ней вернуться. Он стрелял из слишком больших пушек по слишком маленьким воробьям. Когда птички потолстеют, то снова можно будет использовать пушки. Всё должно быть в равновесии. Если практика вам многое даёт, и вы чувствуете к ней вдохновение, как Иохим, всё же нужно ещё правильно выбирать используемые средства. Иногда нужно немного отойти от медитации, чтобы потом опять к ней вернуться. Так всё будет функционировать хорошо.
Нужно понимать, что ад и рай происходят между нашими собственными ушами, рёбрами или где-то ещё, в зависимости от того, где мы представляем себе расположение нашего ума. Нужно понимать, насколько сильно мы окрашиваем наши ощущения, - понимать, что наше видение мира есть результатом того, как мы сами себя чувствуем. На пути нашего развития мы длительное время видим явления очень субъективно. Мы страдаем, привязываемся, убегаем от чего-то – попадаем во множество ситуаций зависимости такого рода.
Реагируя на непосредственную угрозу, мы должны действовать немедленно, но в остальных случаях, имея немного пространства, мы должны задержаться на мгновение и спросить себя: «Что чувствуют сейчас другие? Это моё личное помешательство, или это так в действительности?» Мы должны взглянуть на лица людей вокруг: «Они тоже нервничают, или это только моя проблема?» Очень мудро смотреть на ситуацию таким образом. Это помогает увидеть, что всё легче, чем нам казалось.
С другой стороны, имеет место определённый процесс изменения. Мы всё больше переходим от внешнего гуру, то есть учителя, которого можно встретить, к внутреннему, который совершенно интуитивен и вполне пробуждён. Мы должны осознавать этот процесс. Хорошо замечать, сколько в нашем мышлении и действиях концепций, воспринятых от других, а сколько – нашей собственной интуиции и непосредственного опыта. Нам нужно следить за тем, как мы реагируем: уверены ли мы, что тот тайный, глубиннейший уровень интуиции не окрашен нашими антипатиями, и мотивирует ли нас желание того, чтобы все существа были счастливы, чтобы им было хорошо. Если мы в состоянии работать с умом таким образом, то это действительно фантастично – тогда мы реально сможем многое сделать.
Недавно мы были с Лопен Цечу Ринпоче и тремя сотнями друзей из России и Украины в Крыму, на прекрасной скале, на две трети заполненной пещерами. Это был такой «край Миларепы», и Ринпоче давал там посвящение Миларепы. Вы знаете стиль Лопен Цечу: он всё готовит скрупулёзно, постепенно строит силовое поле. И он рассказывал о жизни Миларепы, чтобы лучше ввести нас в медитацию, со всеми подробностями. Неожиданно кто-то встал. Сначала он поклонился несколько раз, мешая всем. Он был довольно невротичным типом, и ему казалось, что он мудрее всех. Покланявшись, он, наконец, сказал: «Я прошу, дайте нам что-нибудь конкретное. Все эти детские истории мы давно перечитали». Я сказал ему раз: «Сиди тихо!», потом – ещё раз, а на третий раз я просто схватил его и вышвырнул. В этот момент мой ум был совершенно ясным. Я знал, что у парня нож, и знал также, что больше нельзя позволять ему нам мешать. Он вылетел оттуда как из рогатки и убежал. Только снаружи вытащил свой нож, но уже больше не подошёл близко. Я был тогда уверен, что не должен ничего взвешивать. В моём уме не было гнева, мешающих чувств, я мог совершенно доверять своей интуиции, и поступил таким образом.
Вы тоже это можете. В определённый момент появляется полная внутренняя ясность – нет никаких сомнений. Их просто нет. Вы знаете, что в этой ситуации делаете то, что лучше всего.
Постепенно мы узнаём этот внутренний уровень, лучше и лучше. Когда мы совершенно в нём уверены, тогда во всех снах и ситуациях мы видим явления как свободную игру ума, как его неограниченные возможности. И это - фантастично.