Основные принципы построения исследований в астрологии.
В своей предыдущей статье «Новые основания науки и природа астрологии» я обозначил некоторые ключевые особенности астрологии как области знания. Из-за данных особенностей астрология заметно отличается от других научных дисциплин, и поэтому требуются некоторые разъяснения насчёт организации исследований в данной области. Основные положения, обусловливающие эти отличия – всеобщность принципа подобия и произвольность выбора осевого положения.
Всеобщность подобия означает, что абсолютно любой образ, так или иначе, отражает другие образы, а так как всё сущее собрано из образов (это и объекты и события), то всё получается взаимно подобно. На этом принципе, собственно, и построены все эзотерические способы предсказания. Из данного принципа вытекает вторая особенность – произвольность выбора осевого положения. Это означает, что в основу предсказательной системы может быть положена любая схема или представление. Так, теория гармонических колебаний положена в основу теории аспектов в западной астрологии. Положение совершенно произвольно, но по принципу всеобщего подобия такие предположения, так или иначе, будут отражать действительность.
Как можно видеть, мы имеем разительные отличия с тем, что можно наблюдать в естественных науках, где действительность не зависит от наших предположений о ней. В астрологии же всё наоборот – астрологическая действительность сама задаётся подобными предположениями. Именно это отличие и заставляет говорить о выработке иных правил проведения исследований для астрологии.
Прежде всего, хотелось бы дать некоторые пояснения по терминологии, которая будет использоваться в статье. Астрологический элемент – это планеты, дома, знаки, аспекты и подобные составляющие астрологической системы. А астрологический фактор – это сочетание астрологических элементов. Именно он является источником смысла в каждой конкретной карте, тогда как значение астрологических элементов отвлечённо и существует само по себе. Основная же задача астролога-исследователя – определение значений, которыми обладают астрофакторы.
Вышеуказанные отличия астрологии от прочих наук требуют в первую очередь изменения принципа организации баз данных. Известные базы данных разбиты на категории по событиям из жизни нативов. Но тут имеется ряд вопросов к такому способу разделения. Например, есть в базе категория «долгожители». Сразу возникает вопрос о границах данной категории. Долгожители – это сколько лет прожившие? А нет ли отдельной категории, в которую нужно выделить сверхдолгожителей? Возьмём ещё более радикальный пример – брак. Что именно будет считаться браком – сожительство или регистрация? В зависимости от ответа на этот вопрос у нас будет кардинально отличаться количество браков. Очевидно, что в имеющихся базах разделение на категории произвольно и не согласовано с требованиями какой-либо астрологической системы. Из-за этого при работе с такими категориями мы не получим выхода на имеющиеся астрологические элементы, а выведем нечто третье, согласующееся с введёнными категориями. Что, собственно, и показали те же исследования Гоклена. То есть, у нас произойдёт дрейф осевых положений – ситуация, при которой вводятся некомплиментарные по отношению к прежним астрологические элементы, либо изменяется их значение. Каждая астрологическая система сама навязывает определённый понятийный аппарат. Если же мы самостоятельно начинаем задавать категории, мы в итоге будем получать дрейф осевых положений.
Также имеющиеся базы данных бесполезны для определения значений астрофакторов, так как одно и то же событие может даваться несколькими различными астрофакторами. В итоге в каждой имеющейся категории мы получаем салат из множества астрофакторов. Понятно, что в таком случае выявить их значение невозможно. Особенно учитывая произвольность осевого положения.
Из-за этой особенности организация баз должна быть в корне иная. По сути, нам нужно проделать обратный процесс, идя не от категорий к астрологическим факторам, а от астрологических факторов к категориям. Поэтому базы данных должны быть разделены по астрофакторам. Категории должны быть выведены уже в процессе исследования – они и будут конечным его результатом. Исследование в таком случае выглядит следующим образом: берётся какой либо астрофактор, под него формируется база данных, в которую попадают гороскопы, имеющие данный астрофактор. Далее выводится его значение – то, что этот астрофактор обозначает в жизни нативов, входящих в базу.
При таком способе работы основным требованием к базе данных становится не её объём, а способность исследователя свободно обращаться с биографиями нативов. На деле база в 10-15 гороскопов по каждому астрофактору оказывается достаточной для содержательного исследования. Безусловно, мы в таком случае не получим 100% точность, часть полученных значений будет ошибочными. Но эта проблема устраняется дальнейшей проверкой уже сформированных категорий на более крупной выборке (при том же способе организации базы).
Отдельный вопрос – это хорарная астрология. При исследовании в этой области приходится проводить поиск нужного астрофактора, тогда как в обычном случае астрофакторы уже определены и необходимо только установить их значение. Из-за этого объём работы на порядок больше, несмотря на кажущуюся простоту хорарной астрологии. Она требует базы данных хотя бы в несколько десятков карт по каждому виду вопросов. И это минимум. Суммарная же база данных в таком случае будет приближаться к тысяче карт, тогда как для натальной астрологии достаточно 150-200 карт.
Основная проблема описанного метода в том, что он основывается на озарении. Это сильно осложняет работу по сравнению с обычными статистическими исследованиями. Но по моим наблюдениям, карты Таро могут оказать огромную поддержку при выработке гипотез. Они неплохо передают образ искомых событий или ситуаций, на которые указывает исследуемый астрофактор. Что заметно облегчает задачу.
На выходе подобного исследования мы получаем свод толкований, которые невозможно вывести напрямую из значений астрологических элементов. То есть это даёт выход на более глубокий уровень анализа гороскопа.
© Юрий Ткачев