Походка души
Что такое навык и кто его враги
Как тело человека состоит из множества по-разному устроенных тканей, образующих живое единство, так и душа и действующая ее часть – психика – складывается из множества разноуровневых составляющих. Их не увидеть и не пощупать, они проявляются поведением или не проявляются, отражаются в переживаниях или не отражаются, проникают в сновидения или не проникают.
Оставим пока за скобками таинственные тонкомирные связи, сверхчувственные восприятия и прочее подобное, не поддающееся рациональному пониманию и управлению. Примем эти, науке еще не доступные сферы нашего внутреннего мира за terra incognita – неизвестную территорию. Тогда, кроме животно-растительных стихий – рефлексов, инстинктов, эмоций и складов памяти – на карте человеческой психики останется то, что мы называем навыками.
Огромная часть психики состоит из навыков. Из множества навыков быть человеком. От простых (как кажется, когда владеешь) навыков ходьбы, речи, гигиены, пользования одеждой, посудой и т.п. – до сложнейших трудовых, технических, социальных, спортивных, культурных, мыслительных, душевных, духовных...
(Есть и навыки не быть человеком, им обучает окружающая бесчеловечность, о грустном не будем.)
А еще человек состоит из привычек. Привычку можно считать навыком в пассивном залоге. Навык – то, что умеем, чему научились. А привычка – то, что научилось быть нами. Что умеет с нами происходить. Некоторые привычки помогают быть человеком, некоторые наоборот. Привычки самые неотвязные называем зависимостями.
Обучаемость – внутренняя возможность получения новых знаний и образования новых навыков, – вступает в силу с рождения (и даже еще раньше, кое-чему можно научиться еще в утробе) – и сохраняется до конца жизни. Мешать выработке новых навыков могут некоторые болезни, умственная отсталость и неблагоприятно протекающее старение (но не возраст сам по себе).
А всего чаще и сильнее мешают:
- страхи всевозможные, и среди них – капитальный страх перед новизной как таковой, любой новизной; страх этот и есть главный стержень неуверенности в себе;
- привычки в степени зависимости – держат нас в цепком плену, прижимают к тому, от чего (от кого) зависим, расплющивают по наличной действительности, лишают свободы самовыбора – нашей единственной настоящей свободы;
- упертость – шаблоны сознания и подсознания, стереотипы чувств и мышления – их упрямая инерция, принимающая вид ограниченности, пассивно-негативистической или агрессивной, активно-злой;
- лень (last but not least!), во множестве случаев все тот же страх (перед новизной и усилием), все та же привычка (к пассивности), все та же упертость... И/или недостаточная или недоосознанная мотивированность к действию. Впрочем, состав лени бывает и посложнее, в "Лекарстве от лени" подробнее.
Станем потомками Леонардо
Навыковое предложение: если есть рядом зеркало, бумага, ручка или карандаш, попробуем написать фразу:
МНЕ НРАВИТСЯ ВЫРАБАТЫВАТЬ НОВЫЕ НАВЫКИ,
глядя не на бумагу, а в зеркало, только в зеркало, где отражается пишущая рука и бумага.
... Ну как, удалось?.. Нелегко поначалу, еще бы. Зато интересно: на бумаге получается зашифрованный текст, который можно прочитать опять же с помощью зеркала. Так Леонардо да Винчи писал свои рабочие заметки и дневники.
А слабО научиться писать зеркальной шифровкой без помощи зеркала? Леонардо и это освоил. Ему не хотелось, чтобы его рукописи могли читать не в ту сторону любопытные персоны. Для нас же главный смысл такого умения, как и иных, всевозможных – поддержание свежести души, юности мозга – развитие, развитие и развитие. Самоуважению тоже не помешает.
Матушка эволюция не поскупилась: резервные мощности человеческого мозга огромны, избыточны. Но – в силу действия принципа энергоэкономии, о чем эволюция тоже позаботилась с излишествами, породив другую нашу матушку, лень – резервы эти пребывают в основном в запечатанном состоянии. Пробуждаются и работают только при целенаправленном распечатывании. Разнообразие, о котором толкуем, и есть это распечатывание – отмыкание потаенных замков, проникновение в кладовую наших возможностей. Запускаются в действие многие миллионы доселе бездействовавших нейронов и вступают в рабочие соединения между собой и с другими нейронами. Новые внутримозговые связи проторяют пути для следующих и следующих. Чем большему мы научаемся, тем большему можем еще научиться; чем больше умеем, тем легче осваиваем новые умения, еще и еще. Когда поток навыкообразования запущен, мозговая мощь возрастает как снежный ком.
Убедил стать Человеком Учащимся?
Если да, то вопрос только в личном наполнении этого великого звания: какие новые знания усваивать, какие навыки-умения начать вырабатывать именно вам, именно ей, именно ему, именно мне.
Не стоило и убеждать – вы уже? Вовсю учитесь? Занимаетесь боевым искусством? Танцуете? Начали недавно работать? Осваиваете с нуля новую профессию? Повышаете квалификацию в прежней? Очередные компьютерные умения? Решили самостоятельно делать фильмы? Водить машину? Собаку завели в первый раз? Выбрали себе какое-то практичное хобби, например, вязание? Может быть, вас ожидает триумф в парикмахерском деле или в области кулинарных искусств? Крупное обновление жизни – вступили в супружеский союз? Только что родили ребенка? – поздравляю, теперь новых навыков потребуется немерено, всю оставшуюся жизнь учиться без передыха.
Понимаю, еще как понимаю: хотелось бы научиться и тому, и сему – но нехватка времени, сил, денег, здоровья, но прорва обязанностей и долгов, но...
Хорошо, а можно при том при всем потихоньку начинать изучать новый язык (утром, вечером, можно и в транспорте...)? Решиться – и учиться, решиться – и делать, вот и вся хитрость.
Знаете, кто впервые в меня заронил догадку, что новые навыки благодатны, спасительны, творят чудеса и всегда возможны, что Homo Studiosus – это и есть Человек Настоящий, а не какой-то там сапиенс?.. Одна прекрасная женщина, учившаяся вместе со мной в медицинском институте. На первый курс я поступил, когда мне не было еще 17, а ей было 68, и проучилась она с нами, юными студентиками, целых 6 лет на странных для того времени правах вольнослушательницы. Вот просто решил человек медицине учиться, не ради корочки, а ради знания и умения, чтобы не называться, но быть врачом. Мечта детства. По прежней профессии была инженером. Бабушка четырех внуков. Небольшого росточка, седенькая, сутуловатая. Общительная, веселая, юморная. Звали мы ее за глаза ласково "наша старушка". Посмеивались, но уважали. Часто пользовались ее отменными лекционными конспектами. Училась с огромным интересом и прилежанием, со светло горящими глазами. После окончания курса до скоропостижного конца дней волонтерски работала няней в одной из московских больниц – няня с врачебным образованием!
Из моих нынешних друзей один, музыкант, композитор и звукорежиссер, папа трех дочек, научился между делом водить самолет, а также освоил профессию видеооператора. Подруга нашей семьи, очаровательная женщина, по профессии бухгалтер, на фоне свежей семейной драмы занялась восточными танцами, с побочным результатом – счастливым прибавлением семейства. Еще одна дама, по первой профессии экономист, по второй дизайнер, мама двух взрослеющих детишек, занялась парашютным спортом. Друг моей дочки, студент-геолог, мужественный боец и неплохой гитарист, уже не первое лето работает волонтером-педагогом в лечебно-реабилитационном центре для детей с нарушениями психического развития, а сверх прочего освоил милое искусство плетения фенечек. Моя жена научилась жонглировать тремя мячиками, а мне нравится на это смотреть.
Стержень саморазвития
Подошли к главному. К тому, без чего никакие обновки и новшества не работают, без чего ничего нового в жизни не происходит.
Внутреннее обновление – неосознанное стремление многих, осознанное – немногих, осуществленное – единиц. Жизненная необходимость для всех.
Для обретения новых психологических навыков нет нужды заниматься чем-то сверх того, чем уже занимаемся. Не надо тратить дополнительное время, расходовать силы.
Внимание, только внимание.
Жить внимательно. Жить осознанно. Жить открыто.
Внутренняя открытость – это готовность:
+ принимать жизнь, людей и себя – со всеми противоречиями и непонятностями, ужасами и красотами, трагедиями и комедиями,
++ изменять, преобразовывать себя,
+++ а собою – жизнь.
Внутренняя открытость – психологический навык номер один, навык навыков, стволовой.
Напомним, в кратком обозначении, некоторые его ветви.
САМОСВЯЗЬ
Наблюдать себя. Сознавать себя. Отдавать себе отчет о своих состояниях. О своих чувствах, желаниях и нежеланиях, мыслях и действиях. Поддерживать с собой обратную связь.
Основа осмысленной жизни. Первоусловие любых целенаправленных самоизменений.
Пустяковый личный пример. Было время, когда, выходя из дома, я нередко забывал запереть дверь, забывал ключи, деньги, телефон, нужные документы, забывал что-то выключить. Многое необходимое забывал: позвонить, сказать, сделать. Записывая, забывал заглянуть в записанное...
После нескольких неприятностей из растяпства вылупился проверочный невроз: делая что нужно и как надо, через какое-то время начинал беспокоиться, проверять, иногда по нескольку раз. Память моя, потеряв уверенность в себе, начала подкашивать уверенность общую, и мне это не понравилось.
Понял: причина – слабая самосвязь, недостаточная обратная сигнализация от собственной жизни. Перегруженный Внутренний Свидетель (дети, пациенты, писания, музыка, друзья, дамы...) не отслеживал некоторой части текущих событий – это и называется рассеянностью.
Стал вырабатывать новый навык: что-то воспринимая, делая или решая, говорить себе внутренне, свернуто-мысленно: вот!
Что – "вот"?
Вот! – чувствую (...) Вот! – показалось(...) Вот! – захотелось(...) Вот! – не хочется (...) Вот! – опасаюсь (...) Вот! – думаю (...) Вот! – собираюсь (...) Вот! –делаю (...)Вот! – беру это (...) Вот! – кладу это сюда (...)
Каждое внутреннее Вот! посылает мозгу дополнительные обратные сигналы от производимых действий и переживаемых состояний.
Уже через несколько дней новый Вот! – навык мною овладел – превратился в привычку, научился мной быть. Мало что теперь забываю, мелких беспокойств поубавилось. Если изредка что и забуду – с кем не бывает.
САМОДОВЕРИЕ – ПОТОКОВОЕ СОСТОЯНИЕ
Отпускать себя в жизнь и деятельность. Доверительно, без излишнего контроля, без (само)оценочного давления отдаваться волнам ощущений, потоку чувств, ритмам движений, музыке действий, течению мыслей.
Навык, кажущийся противоположным предыдущему, но только кажущийся: Самосвязь при всем этом может вполне работать, Самосвидетель – все своевременно замечать и, если требуется, подавать сигналы управляющим мозговым инстанциям.
Оба навыка во взаимодействии созидают самолетный мотор души – управляемую спонтанность. Любой успешный организатор, хороший оратор, талантливый артист, продвинутый спортсмен, удачливый бизнесмен, плодовитый писатель знает, что это такое. Музыкальная импровизация тоже на этом строится.
САМОПАМЯТЬ
Результат Самосвязи, но может разрабатываться отдельно, и хорошо бы. Хотя бы по пять минут каждый вечер, незадолго до сна, вспоминать в движущихся картинках произошедшее за день. Еще лучше – два раза в день: в некоей паузе среди дня (вспомнить, что успело произойти с утра) и перед сном. Если получится что-то записывать, как делал Ильф, то совсем хорошо. Помогает самособиранию, прояснению жизненных смыслов.
САМОБЛАГОДАРНОСТЬ
Важнейше важно – вспоминать не только и не столько свои огорчения, обиды, глупости, неудачи, ошибки – но всего прежде и более хорошее, приятное, обнадеживающее, вдохновляющее, пусть и совсем мелочи. Найти, за что себя благодарить, расправить крылья, духом воспарить. "А если не за что?" – Такого не бывает. Смотри! – Глаза твой ангел открывает...
САМООСВОБОЖДЕНИЕ
На сей предмет давно вышла у меня книга "Искусство быть Собой" и дала ответвления с подробными технологиями: "Ближе к телу" (в новейшем издании "Ступени к Себе") , "Приручение страха", "Ошибки здоровья", "Куда жить". А в "Нестандартном ребенке" рассказывается, как отпускать себя в детство на время ужасно серьезной работы – игры с ребенком.
САМОВЛАСТЬ
В миг зарождения и еще до того – опережая, по ситуации – осознавать и в зародыше перехватывать:
=напряженность любого происхождения,
=суетливость, поспешность,
=беспокойство (начало тревоги, страха...)
=раздражение (начало досады, гнева...),
=несобранность (начало растерянности),
=утомление (начало вялости, обессиливания, отупения...)
=уныние (начало подавленности, депрессии...)
Все это реально, если владеем ключевыми навыками Самосвязи, Самодоверия и Самоосвобождения, подкрепленными Самопамятью и Самоблагодарностью, плюс служебные навыки релаксации и тонизации, о которых рассказываю в книгах. Еще об одном общем ключевом навыке – создании ДОС (Действующего Образа События, Действующего Образа Состояния), он же самонастрой, он же самовнушение, – в тех же книгах и в рассылках №№ 6, 8 , 10, 11, 13 , 14, 16, 29, 30.
Хотим чувствовать себя уверенно, прочно забыть про страхи? Пройдем тренировочную дорогу Уверенности – выработаем навыки Самодоверия и Самоосвобождения.
Хотим, когда это необходимо, перешибать на корню состояния вялости, лени, подавленности, чувствовать себя бодро, собранно? Выработаем навык быстрой тонусной мобилизации, научимся быстро включать нужный ДОС.
Хотим своевременно и успешно заменять раздражение спокойным пониманием? Гнев – быстрым и точным поведением по ситуации? Включим Самопамять, вспомним разные житейские ситуации, разные вероятия, когда нам случается раздражаться и гневаться. Продумаем свои "красные кнопки", проанализируем спусковые крючки этих состояний, условия, в которых они возникают чаще и легче, а главное – наши собственные .
Вспомним и случаи, хоть один-два, когда могли бы прийти в раздраженное состояние, чреватое вспышкой – но миновало, вспышки не произошло, удержались, или что-то нас удержало. Взяв в расчет опыт, и свой, и чужой, продумаем сценарии наилучшего, нестандартного, спокойного и юмористического реагирования при нажатии "красных кнопок".
Вот кто-то хамит. Хамит так, что игнорировать невозможно. А что можно? Дать в морду с вероятностью получить в ответ, и пошло-поехало? Послать очень далеко, оказаться посланным еще дальше, послать еще дальше, и...? Игра на чужом поле. Выиграть можно, а победить нельзя. Если должность полевого судьи занимает душа, за такой выигрыш она засчитывает поражение.
А что еще можно? Легко. Быстро. Четко. Элегантно. Красиво – ВЫСМЕЯТЬ – высмеять хама так, что ему останется лишь тихо заткнуться или продолжать хамить дальше, но уже будучи опущенным с высоты хамского драматического величия на ковер трагикомической клоунады.
Легко сказать – а как делать? Как научиться? Как во-время и успешно включать навык?
Играть, работать актерски, творчески! Воспроизводить жизнь сценически, заранее репетировать и наработки переносить в реальные ситуации. В ролевых играх, лучше с живыми партнерами, но если не найдется, можно и с воображаемыми, – отработаем поведенческие варианты на разные типичные случаи. Будем готовы импровизировать и – главное! – не отчаиваться при неудачах и срывах.
Вот итоговый навык Искусства Быть Собой:
САМОНЕЗАВИСИМОСТЬ.
Навык быть свободным от себя. Состояние Внутренней Свободы как таковой. Полетная невесомость души.
Технически достигается предыдущими навыками, их гибкими сочетаниями и чередованиями, медитативными практиками. Искусством, особенно музыкой.
Вопрос – зачем быть свободным от себя, для чего она, Самонезависимость, Внутренняя Свобода? Куда полет? – в каком направлении, с какой целью?
Ответ: с любой целью, почитаемой за достойную, в любом направлении, которое выбирает душа.
Волшебная встреча Внутренней Свободы и Сознательной Дисциплины – всепорождающее соитие!
Дело, делаемое ради самого дела, требуя от нас собранности и потока внимания, направляемого вовне – внутренне освобождает. Сосредоточение на чем или ком угодно, кроме себя, – внутренне освобождает.
Общение – внутренне освобождает, если это общение ради общения, а не обслуживание своих нужд и самооценки путем общения.
На сем и приостановимся. Снова и снова буду уговаривать и себя, и вас, мои благородные друзья, относиться к каждому периоду и мгновению жизни как к учебному пособию, учебному путешествию, учебному приключению. Любое событие, любое положение рассматривать как урок и тренинг, как освоение бесконечно нового навыка Жить, бесконечно драгоценного, и не только для себя. При таком отношении все наши ошибки и неудачи, поражения и несчастья не летят в черную бездну бессмысленности, но притягивают свет и вливаются в смысловую музыку бытия, движущегося к Совершенству.
Александр Мень:
Не давайте душе опускаться.
Следите за ее походкой...
Кажется, пора перестать удивляться каждодневной подмоге Режиссера Событий (назовем Его сейчас так, он же Начальник Случайностей), всегда, сколько помню себя пишущим, вовремя присылающего, подкладывающего, подсовывающего иной раз прямо под нос нужные мне и не только мне тексты в нужный момент. Вот и сейчас, совсем только что прислано было, невесть почему, но совершенно ясно, зачем – это вот письмо священника Александра Меня одному своему прихожанину. Как понятно из письма, прихожанин этот в то время находился в состоянии острой душевной боли после недавнего развода. И Александр Мень не просто утешает его, психотерапевтически умеряет боль и вдохновляет на обновление жизни (он умел это делать сказочно виртуозно), но высвечивает целебный и развивающий смысл этой личной драмы, с гениальной легкостью выводя разговор о любви и любовных потерях на высоту общечеловеческих, общежизненных смыслов.
А сколько точных, верных для всех и каждого слов о природе самой любви, о смысле любовных отношений – и все в пределах коротенького письма, которое Мень писал, наверное, как всегда, мощно спеша, держа в душе еще сотни людей и дел...
Глубокое знание реальной психологии, искреннее сострадание, предвидение дальнейшего, мужественная поддержка – все тут соединилось, ни прибавить, ни убавить. И получилось, что письмо, написанное священником для воцерковленного верующего, с той же, если не большей душепитательностью может быть воспринято и неверующим, или считающим себя таковым.
Дорогой М.! Я с волнением, но без удивления прочёл Ваше письмо. Так и представлял себе Вашу внутреннюю ситуацию. Всегда буду рад, если напишете. Это очень важно. Мне будет легче молиться за Вас.
Вы совершенно правы, говоря, что всё было хотя и больно, но полезно. Разумеется, корни любви не так-то легко отмирают. А у вас обнаружилось большое несходство, которое, может быть, и можно было чем-то уравновесить... Но что говорить о прошлом. Вернуть время первого полёта уже невозможно. Но его нельзя было бы вернуть, даже если бы всё было благополучно. Жизнь – как рост дерева, как смена: семя, растение, завязь, цветок, плод. Для каждого периода – своё очарование. Это возможно, однако, при взаимной скоординированности. А у вас она не вышла, и вы просто разошлись (внутренне), а всё прочее – лишь последствия.
Да, на смену романтическому периоду приходит период прозы. Но она должна быть оживотворена и окрылена. Быт, устойчивое, ритмичное существование прекрасны лишь тогда, когда под этими жёсткими конструкциями кипит пламя. Это-то и даёт нам вера. Она раскрывает прекрасное в обыденном, она даёт сознание близости необыкновенного, и тогда обыкновенное перестаёт быть серым. Каждая молитва, каждое чтение Евангелия или вдохновляющей книги, каждая беседа такого рода – есть взмах крыльев, который не даёт душе ползти, как ящерица, по земле. Если на нашу тёмную дорогу падает отблеск неба, она перестаёт быть тёмной. В этом весь секрет земного путешествия.
Шрамы дают о себе знать, и это ещё будет болеть (как вообще память о любви), но нужно смотреть вперёд. Не давайте душе опускаться. Следите за её походкой, чтобы она не легла, не поползла. И тогда в будущем Вы избежите надвигающейся тени, той тени, которая разрушила Ваше первое здание. От души желаю Вам сил. Храни Вас Бог. (Из публикации Марианны Веховой "Истина и жизнь" №1, 2001, цитируется по сайту Якова Кротова)
------