Почему Чехов любил собак?
Сила, мало-помалу сливающаяся с небом,
- вот что такое дерево.
Таков и ты, дитя мое, человек.
Антуан де Сент Экзюпери
Здравствуйте, друзья. Макушку лета перевалили. Сладкие летние деньки пока еще незаметно пошли на убыль, отпускной сезон только разгорается. Я еще тоже себя не отпускал никуда, но скоро собираюсь, хоть ненадолго. Считаю, что имею право: есть два крупных трудовых приплода. Один - помянутая уже не раз книга "НЕ ТОЛЬКО ДЕПРЕССИЯ: охота за настроением" - она уже печатается в типографии и через пару тройку недель должна выйти в свет. А только что завершил еще одну книгу, первую в своей новой серии "?ВОТ!", составленную из ста одиннадцати избранных ВОТов - вопросов-ответов. Название книги - "ЛЮБИТЬ ЗНАЧИТ ДОГАДЫВАТЬСЯ". Почему именно такое и в чем состоят требуемые от любви догадки - развернуто объясняется.
Сегодня шлю некоторые из ВОТов, еще не помещенных в ВОТовский раздел сайта. В книгу они тоже входят:
- Как вернуть свою уникальность?
- Каковы причины невнимательности в работе и как их устранить?
- Как развивать свой дух?
- Как не стать мизантропом и циником будущему врачу?
КАК ВЕРНУТЬ СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ?
У Вас есть книга "Нестандартный ребенок". А я абсолютно стандартный ребенок. Всегда устраивала всех. Как вернуть себе свою уникальность? Как ее найти? Вообще это возможно в 30 лет?
Вы ошибаетесь, вы не стандартный ребенок. И никогда им не были. Потому что "стандартных" детей не бывает. Вы просто были удобным ребенком и больше не хотите им оставаться. Уникальность ваша никуда не делась, она с вами и в вас. Если человек хочет, он может в возрасте за девяносто лет эту спящую уникальность разбудить и привести в действие. Я знаю вживую такие случаи. Был хорошо знаком с женщиной, которая в возрасте 96 лет издала свою первую книгу стихов, и прекрасную. Зовут эту женщину Евгения Кунина, а книга ее стихов называется "Самое дорогое".
Замечу еще, что желание уникальности само по себе довольно стандартно. Не кажется ли вам, что в действительности вы хотите только одного: стать внутренне свободной? Самое главное, что для этого нужно - вера в то, что это возможно, открытое сознание и доля решимости.
КАКОВЫ ПРИЧИНЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ И КАК ИХ УСТРАНИТЬ?
Что является причиной невнимательности?
На работе совершаю ошибки из-за невнимательности.
Влияет ли на степень внимательности нехватка витаминов и физической нагрузки, т.е. зависит ли внимательность от чего-либо?
И как можно исправить ситуацию к лучшему?
Внимательность зависит от очень многого, и причин невнимательности может быть очень много - на разных уровнях.
Два главных уровня: физиологический и психологический. Вот составности физиологического уровня в неполном перечислении:
общий тонус организма, зависящий, в свою очередь, от очень многого: питания, в том числе витаминного, кислородно-ионного снабжения крови, а с ней - и мозга, что обеспечивается и достаточным притоком свежего воздуха и физическими нагрузками и разнообразием их;
гормональное состояние: при нехватке, например, в крови гормона щитовидной железы внимание очень быстро истощается и гаснет, а при переизбытке неутомимо скачет с одного предмета на другой;
правильное освещение рабочего места;
оптимальность позы во время работы и возможность свободно менять положение тела, чтобы отдыхали разные группы мышц и связок;
правильный рабочий ритм: верное чередование усилий и перерывов, работы и отдыха;
правильное согласование рабочей нагрузки с общей суточной ритмикой организма и мозга: часто бывает, что человек работает просто в недостаточно проснувшемся состоянии;
правильность согласования рабочей нагрузки с различными функциями организма, как то: степень голода - насыщения ("сытое брюхо к учению глухо", к работе тоже не расположено, а с другой стороны и на шибко голодный желудок тоже не очень-то поработаешь, особенно головой); освобождение кишечника и мочевого пузыря - как ни прозаично это звучит, но это много значит: я знаю многих людей, умственная работоспособность которых критическим образом зависит от того, сходили ли они в туалет и успешно ли;
хорошее кровоснабжение мозга во время работы, обеспечиваемое и правильностью рабочего положения, и заблаговременным снятием мышечно-связочных зажимов, особенно в области шеи и шейно-головного сочленения, а также и остальных мышц и суставов (об этом подробно рассказано в моем курсе тонопластики, книга "Ближе к телу").
Это еще не все по физиологии, но уже достаточно, чтобы вы смогли сами задаться вопросами, что для вас из этого значимо и насколько. Понаблюдать, поэкспериментировать и найти для себя оптимальный вариант или даже целый набор их. Я думаю, что в любом случае поиск в этом направлении вам поможет.
А на психологическом уровне важнее всего ваша мотивированность к работе. Она не должна быть ни низкой, это понятно, ни чересчур высокой, чтобы не вводить вас в ступор сверхзначимости парадоксальным состоянием. Важно, чтобы мотивация к работе была положительной, чтобы вы работали не просто потому, что это надо, а потому, что это вам нравится или обеспечивает нечто такое, что для вас важно и не просто важно, а приятно и радостно. Ради любимого человека вычистишь и авгиевы конюшни.
Опять же спросите себя: как обстоит дело с мотивацией? Осознайте это по возможности объективно.
Еще важный момент: устранение монотонности и привнесение в работу игрового и творческого начала. Здесь многое зависит от вашего воображения, от навыков перевоплощения, смены внутренних ролей. Я об этом много писал в "Искусстве быть другим".
Невнимательность в работе часто бывает вызвана внутренним ролевым сопротивлением. Если вы подчиненный и исполняете работу по заданию начальника или просто делаете какую-то заказную работу, либо, скажем, работаете бухгалтером с каждодневной рутиной этой нелегкой профессии, то ваш Внутренний Ребенок, который еще со школьных, а может и детсадовских лет затаил в себе уйму сопротивления обязаловке, может исподволь мешать вашей работе, то и дело отводя от нее внимание на что-нибудь другое, более ему приятное. Если это так, то с Ребенком нужно поговорить начистоту, а потом предложить ему какую-то игру, в которой эту работу нужно выполнять. Можно и чередовать эти игры.
Это целое искусство, которым интуитивно овладевают люди, хорошо справляющиеся с работой, казалось бы, отчаянно скучной, но для них почему-то интересной.
Наконец, даже при высокой мотивированности к работе и полном ее ролевом приятии ошибки невнимательности могут возникать, если общее ваше психологическое состояние работе не способствует, если, что называется, душа не на месте... Внимание может страдать, если мучает какой-то неразрешенный конфликт, внутренний или связанный с какими-то важными отношениями; если что-то исподволь сильно тревожит, если гложет тоска, тяжелые воспоминания...
Полезно будет составить табличку разноуровневых факторов, влияющих на ваше внимание, и каждому попробовать выставить какой-то сравнительный балл - положительный или отрицательный. Образца приводить не буду, лучше это сделать так, как удобнее будет именно вам. Главное - увидеть перед собой картину взаимодействия всех возможных влияний на ваше внимание, и выделить в ней самое существенное - направление "основного удара".
Прочтя все это, вы или кто-то другой подумает: а ведь у обычного человека гораздо больше причин быть невнимательным в работе, чем внимательным. Как еще мир держится? Как не падает каждый второй самолет? Как получается, что не в каждом слове люди делают афрофрагические обишки? Хотя я, бывает, получаю письма и с вот такими ошибками, которые только что сделал, причем в каждом слове. И если вы сравните себя с другими, то может быть, вдохновитесь тем, что до них вам еще далеко.
КАК РАЗВИВАТЬ СВОЙ ДУХ?
Как должно взрослому светскому человеку заботиться о развитии духа?
Ваш вопрос - не на одну книгу и, конечно, целиком я на него даже не попытаюсь ответить, довольно будет уже и попытки оглядеть объем... Хороший повод для освежения понятий "духовность", "дух", "духовное развитие". Как и все ходовые понятия, и эти тоже обесцветились, поизносились, зашаблонились, обездумились. А следовательно - потеряли дух, если не испустили совсем...
Вы называете себя (?) человеком светским, как я понял, не в значении причастности к светским развлечениям или тому, что именуется светскостью в отличие от затворничества, а в значении нецерковности или даже нерелигиозности, атеизма.
Надо, значит, определиться, что же такое дух для человека нерелигиозного, неверующего. Есть ли у такого человека причастность к духовной жизни, или, как полагают ревнители многих религий, духовность - прерогатива только тех, кто верует, молится, совершает религиозные обряды, живет по канонам религиозной конфессии? Есть, впрочем, и верующие люди, среди христиан, в частности, которые убеждены, что и у неверующих есть своя духовная жизнь, возможно, не менее насыщенная и высокая, чем у верующих, только в других формах.
Такое расширенное понимание духовности было свойственно Александру Меню, я в этом убедился при непосредственном общении с ним. "Дух дышит, где хочет", - любил он повторять слова Христа.
Хотя при этом отец Александр все-таки был убежден, что вера в Бога и воцерковление - если не единственный, то самый прямой путь духовного развития и спасения души.
Как "должно", вы спрашиваете, и мне хочется сразу же отвергнуть такую постановку вопроса, сразу ощущаю сопротивление слову <должно> и навязыванию роли ментора, ведающего, как должно... Всю жизнь ищу ответ на ваш вопрос, но не в термине "должно", а - "можно". И в поисках ответа перебираю в памяти имена тех, кто уже показал это собственной жизнью - показал, как МОЖНО. Всех таких людей не перечислить. Их, хочется сказать - слава Богу - много, безмерно разных. Искатели истины, подвижники, гуманисты. Врачи, учителя, художники, писатели и поэты, изобретатели...
С кого начать список? С кого-то из древних?
Быть может, с Сократа? С царя Соломона? С императора Марка Аврелия?
С гиганта духа Сенеки, воспитателя отморозка Нерона?..
Великий ученик великого Сократа Платон определял духовное развитие как ступени постижения прекрасного, оно же и постижение таинства любви - "эротическое развитие". "Эротическое", конечно, не в смысле сексуальное, но и в том числе. Настройка души по божественному камертону...
Пойдемте, пожалуй, поближе к нам. Вот Федор Гааз - "святой доктор", немец по происхождению, служивший в России тюремным врачом.
Излагать здесь его биографию невозможно, а как хочется, потому что эта жизнь - просто идеальный образец того, как человек выстроил свою жизнь по духу после того, как, по словам русского адвоката А. Ф. Кони, "столкнувшись со страшным миром тюрем и пересылок, испытал сильнейшее потрясение и навсегда перестал жить для себя".
Пожалуйста, почитайте о нем все, что только возможно. Его жизнь должен знать каждый ребенок. На могиле доктора Гааза на Введенском кладбище в Москве начертаны три слова, которые заключают в себе, наверное, весь ответ, который мы ищем: "Спешите делать добро". Это его слова. В точности по ним поступила, не зная их, в XX веке и мать Тереза. Благополучная директриса католической школы для девочек однажды купила на рынке дешевое сари и с двумя рупиями в кармане растворилась в трущобах Калькутты...
Вот Лев Толстой, преданный церковной анафеме, до сих пор не снятой. Можно ли сказать, что Толстой был "светским человеком"? Да, я сказал бы так, хотя он был верующим, христианином - но христианином по своему собственному понятию. Как Толстой развивал свой дух? Размышлением и писаниями, физическим трудом, деланием добрых дел, чтением, музыкой и другими искусствами, общением с людьми, общением с природой, молитвой... Это еще не все. Главное: общением с самим собой, с сокровенным в себе. К этому и призывал путников, взыскующих духа.
Вот Андрей Дмитриевич Сахаров. "Светским" ли он был человеком? Вот что он сам говорит о своем религиозном чувстве:
"В памяти моей живы воспоминания о посещениях церкви в детстве - церковное пение, возвышенное, чистое настроение молящихся, дрожащие огоньки свечей, темные лики святых. Я помню какое-то особенно радостное и светлое настроение моих родных - бабушки, мамы - при возвращении из церкви после причастия. Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле: я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством или отличаются главным образом обрядовостью и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным".
Вспомнилась на этих последних словах работа Виктора Франкла "Бессознательный Бог внутри нас"... Сахаров почуял этого Бога сознанием и ввел в диалог со своей критической мыслью. У кого повернется язык назвать Сахарова человеком недуховным или с неразвитым духом? По-моему, это один из чистейших образчиков и апостолов духа в наше духовно-шизофреническое время. Заботился ли Сахаров о развитии своего духа специально? Полагаю, что нет. Скорее, дух заботился о его развитии. А Андрей Дмитриевич просто работал, был честным и не щадил себя. Открытое сознание и открытая душа.
Вот, может быть, и ответ. Специально заботиться о развитии духа не надо, а стоит только позволять Духу заботиться о нашем развитии, Духу в лице любой из своих ипостасей. Для кого-то это художник Боттичелли, для кого-то писатель Толстой, для кого-то поэт Пушкин, для кого-то иконописец Андрей Рублев, для кого-то церковное пение, для кого-то - походы в горы, для кого-то изучение древних языков, для кого-то - добровольческая работа в хосписе, а кому-то я мог бы сказать: слушайте Баха - и этого довольно...
КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В МИЗАНТРОПА И ЦИНИКА? (ВОПРОС БУДУЩЕГО ВРАЧА)
Здравствуйте, Владимир Львович! Скажите, пожалуйста, как уйти от недоброго, токсического циничного сарказма и подойти к светлой доброй иронии? Как избавиться от цинизма, мизантропии и ненависти? Я студент-медик, по сей причине сии приобретенные черты характера особенно угнетают.
Как же я вас понимаю, коллега. Почему я вас особенно понимаю, можно, наверное, не объяснять? Прослужи столько лет психиатром...
Без шуток же говоря, с вами все в порядке. Уже сама постановка задачи и ряд самоопределений говорят о том, что там, внутри, у вас по нравственной части все нормально. Хорошая критическая рефлексия. Совесть работает как часы. А то, что с позитивом сосуществует внутренний негатив, с белым - черное, и более того - поляризуется, сгущается в чернуху - это закономерно.
Негатив можно с помощью наших же профессиональных средств внимательно разглядеть, понять, откуда у него растут ножки и прочие части - взять, так сказать, анализ душевного кала, микроскопировать и подвергнуть воздействию нравственно-психологических реактивов. "Сии черты - приобретенные", говорите, а когда и как приобретенные? По какой цене?.. Кто-то шибко обижал в детстве или попозже? О чем-то мечтал, а оно не сбылось? Особое уникальное сгущение сволочей на пути жизненном? Какой-то реальный или мнимый физический недостаток?
Есть немало занятий, при которых трудно не быть циничным и быть добрым. Медицина - одно из них. И можно на ряде примеров увидеть, какими путями представители нашей братии пытаются более или менее успешно спасаться от "мизантропии и токсического циничного сарказма".
Доктор Чехов, не оставлявший врачебного занятия до конца дней - писанием, творчеством: все, что в нем самом было "токсическое" - щедрой рукой раздавал своим персонажам, в том числе и в первую очередь - лекарям, эскулапам. И это ведь он обронил как-то: "Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак". И сам себя в письмах к любимой собакой называл часто...
Доктор Булгаков поспешил из медицины удрать, а прихваченный оттуда мешок с мизантропическими ядами, вприкуску с нажитой наркоманией, от которой едва не погиб, затем яростно раскидал опять же по своим произведениям, не исключая и великого "Мастера и Маргариты".
Еще один неслабый писатель - Григорий Горин, с которым я учился в одном институте, в медико-студенческие годы отличался в наших сатиро-юмористических капустниках, а потом, как и Михаил Афанасьевич, дунул от медицины куда подальше, а именно - в литературу, притом, обратите внимание, преимущественно в сатирический жанр. Той же музе успешно служит другой мой институтский однокашник, Аркадий Арканов. Небезызвестный доктор Рабле - тоже юморист и сатирик нехилый...
А вот другой путь: доктор Войно-Ясенецкий, великий хирург, принял церковный сан. Так поступил и мой друг Л. - прекрасный психиатр и психотерапевт, порядком уставший от социальной шизни. А еще один мой друг никакого сана не принял - нормально работает, лечит, но в свободное от человеколюбия время иногда развлекается сочинением матерных лекарств. Иногда это даже в рифму получается. Я, кстати, его попросил и вам, коллега, слегка помочь, и вот что он выписал:
Злой язык и добрая душа?
Смело пей - микстура хороша.
Ну, а чем рецептик мой хорош -
догадайся сам, едрена вошь.
Всего светлого!
Хорошего продолжения лета!
Владимир Леви
19.07.07