Преображение. Борис Пастернак.
Всех с праздником Преображения! Пусть все наши волнения за этот день будут развеяны.
Пожалуй, нет другого такого особенного праздника, среди христианских праздников, как этот. Особый день, особая тематика. Особая тишина в природе – солнце, золотой свет, необыкновенная тишина лесной чащи…Лето на исходе и дарит последнее тепло…
Библейская традиция повествует о том, как в этот день Иисус Христос с учениками подошел к Горе Фавор. Оставив их у подножия, он взошел на гору и стал молиться.
В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.
Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума (небольшого городка на севере, на берегу Тивериадского (Галиллейского) озера или как называли его моря, откуда родом были некоторые его ученики, например Петр – Симон) и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.
На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два ветхозаветных пророка: Моисей и Илия. Они беседовали с Ним. Толкователи священного Писания говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, от грядущем Распятии, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.
Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.
Иисус не только проповедовал Евангелие народу, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.
«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4).
Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн (Богослов – самый молодой из апостолов, не имеет отношение к Крестителю) — взошли вместе с Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Оно сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии. Они говорили с Христом о Его близком отшествии (уходе) к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».
Иисус взошел на гору не один. Он взял с собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки.
Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный Свет. В стремлении к обретению этого Света.
Если взглянуть на икону, посвященную этому празднику особенно знаменита кисти Феофана Грека – с одной стороны от Спасителя, взошедшего на гору – пророк Илья, ветхозаветный пророк. Он держит в руках серый свиток – это Ветхий завет. В руках Иисуса свиток белого цвета – Новый завет. Встреча двух заветов, синтез – еще один мотив этого праздника.
Гора и на самом деле излучает удивительный свет, когда видишь ее в темноте. И точно от нее исходит и особая, притягательная энергетика. Удивительное дело, в самый момент когда я писала эти строки по телевиденью показали сюжет об Иоанне Крестителе – все-таки ученые подтвердили место рождения Иоанна Крестителя в Эйн-Кереме – Горнем месте – археологи и те однозначно подтвердили историчность этого персонажа (см. топик об Ивана Купале). Эта информация прошла по новостям 1го канала в 15:15, 17 августа. Вот так с синхронностями подхожу и ко второй теме: Борис Пастернак.
Поразительное стихотворение посвятил он этому особому дню. Называется оно «Август». На 19 августа падает и второй религиозный праздник – Второй Спас.
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеса до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома, поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкою.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Сквозной, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Что б вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос где-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса.
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины.
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный
Полета вольно упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Непостижимым для человеческого сознания образом в тайне Преображения соединились Любовь и Смерть. Удивительно, но почти так же сам праздник Преображения трактует и христианство.
«Август» написан летом 1953 года. Переломный момент всей русской истории. Смерть Сталина, арест Берии, из тюрем и ссылок начинают возвращаться друзья и знакомые - в воздухе витает слабый ветер перемен, почти призрачный. Холодное лето 1953. Переделкино. И вся обстановка, лес, провидческий сон. Откуда?
Странное, почти необъясненное чувство вины – за то что почти все соратники, друзья, знакомые – погибли, Маяковский, на похоронах которого рыдал Пастернак (хроника сохранила эти кадры), Есенин. Другие в тюрьмах. Иные погибли в лагерях – Мандельштам. Кто-то просто арестован. Марина Ивановна, с которой Пастернак ведет переписку – близкая, родная душа – в Париже, но читает его между строк, кажется обо всем она догадывается лучше всех, о том, что происходит на Родине, просит его приехать.
Он пишет записку властям в 20-е и 30-е годы – если не можете выпустить меня ненадолго, то хотя бы жену и сына. Какое там! Цветаева потом вернется и найдет свой трагический конец в петле в Елабуге (кто точно знает – сама или помогли) .
А до этого была семнадцатилетняя разлука Поэтов. Одно из самых любимых моих ее стихов, она пишет его в 1923 году – ему, конечно:
О путях твоих пытать не буду, -
Милая, ведь все сбылось.
Я был бос, а ты меня обула
Ливнями волос –
И слез.
Не спрошу тебя, - какой ценою
Эти куплены масла.
Я был наг, а ты меня волною
Тела – как стеною
Обнесла.
Наготу твою перстами трону
Тише вод и ниже трав.
Я был прям, а ты меня наклону
Нежности наставила, припав.
В волосах своих мне яму вырой,
Спеленай меня без льна.
- Мироносица! К чему мне миро?
Ты меня омыла
Как волна.
Летом 1922 года она входит в его жизнь, а он в нее. Он в России, она в Европе – сначала в Праге, затем в Париже. Отныне он будет годы и годы присутствовать в ее судьбе, как и она в его. Их привязанности к друг другу суждено было родиться тогда, когда между ними пролегли не просто версты, а границы. И случиться так, что 17 лет чужбины станут для Цветаевой временем разлуки не просто с Россией – с человеком, который способен был понять ее лучше других людей на земле. В 1939 году она вернется в СССР., в другую страну по сути. И через два года – трагически погибнет, тоже в августе 1941. В России август – месяц имперских потерь – Окуджава и другие. Наверное, Пастернак это чувствовал.
Ему сильно будет ее не хватать. Спустя два года после ее смерти он напишет:
Вообразить тебя умершей,
Как скопидомкой мильонершей
Средь голодающих сестер
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
Всегда загадочны утраты.
В бесплодных розысках в ответ
Я мучаюсь без результата:
У смерти очертаний нет.
Тут все полуслова и тени
Обмолвки и самообман
И только верой в воскресенье
Какой-то указатель дан.
Зима как пышные поминки:
Наружу выйти из жилья,
Прибавить к сумеркам коринки,
Облить вином – вот и кутья.
Пред домом яблоня в сугробе,
И город в снежной пелене –
Твое огромное надгробье,
Как целый год казалось мне.
Лицом повернутая к богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.
Удивительно, он говорит с ней как с живой. Он не верит! Так же спокойно и безмятежно он говорит и своей кончине. Как будто знает – в этой жизни в этом поколении он один еще по-настоящему не пострадал (хотя какие внутренние страдание за происходившее, за судьбы друзей, в нем были и какие!)
А времена изменились. Ко времени написания «Августа» - кажется – вот впереди свобода. Грядет «оттепель». До этого – только гениальные переводы Шекспира, просто русский Шекспир, целый пласт английской культуры, подаренный русскоязычной публике всего мира. Ведь мы читаем «Гамлета» и не задумываемся, сколько в нем от самого Пастернака. Таким же даром открытия будет и Бернс, и другие англоязычные авторы. И в каждом переводе – часть переводчика.
Но теперь все изменилось, и это чувствуют многие. И он сам. В это время он пишет малопонятный роман ( в том числе я могу сказать так и о самой себе) «Доктор Живаго». Судьба интеллигента, дворянина ,врача, музыканта, оставшегося после революции в СССР. Роман в чем-то автобиографичный. Жена и любимая женщина – и все это тесно переплетется и в его жизни, уже после Марины. Здесь будет совсем непросто, не так как в романе, и Лариса – любимая – она окажется совсем не такой в жизни, как он написал ее в книге. И здесь будут потрясающие стихи – якобы Юрия Живаго, на самом деле его, Пастернака. Одни из самых потрясающих. Знал ли он им цену?
Но он этого до конца не узнает. Он публикует роман – и тут разгорается скандал, отказ от Нобелевской премии, травля. Правда, только пишут какую плохую книгу он написал. Страдания иного рода. Но страдания. Лариса в жизни оказывается в лагерях (последние исследователи считают что по статье совсем иного рода) – он словно творит свою судьбу – возможно и пытается сотворить и свой «имперский август».
Существует легенда, что Борис Пастернак умер в день Преображения, 6(19) августа, как и написал Это неверно, он ушел 30 мая 1960 года, но случилось это в Переделкино. Место он угадал с точностью. А день – наверное он видел свое предназначение в синтезе страданий и преображении человеческой души, без которых не могло быть его стихов.
Я использовала книгу «Путь комет» Ирмы Кудровой о творчестве Марины Цветаевой. Евангелие от Марка. И любимое стихотворение моего отца – «Август», тоже ушедшего от меня в августе.