С праздником Освобождения.
Песах - это особый праздник. Он олицетворяет выход человека из ограниченного ощущения только нашего мира в ощущение мира духовного. Поэтому каббалисты придают ему огромное значение. Ведь главное, что должен совершить человек в своей жизни, - это выйти из "Египта" - нашего сегодняшнего состояния изгнания из Высшего мира, из ощущения вечности и совершенства. И пока это не произошло, человек не свободен. Находясь под властью своих природных свойств, он является просто покорным исполнителем заложенной внутри него природной программы, а сам - как личность - не существует.
Название праздника Песах происходит от слова "переступил", "миновал" (на ивр. - пасах). Осознав, что эгоизм вызывает лишь беды и страдания, человек решает отстраниться от него и посвятить себя духовному развитию. При этом он "переступает" через свои эгоистические желания и устремляется к объединению и единству.
Давайте остановимся на некоторых понятиях, встречающихся в Агаде, и попробуем объяснить, в чем заключается их внутренний смысл.
Маца
Маца считается "хлебом бедных" и символизирует пустоту, которая ощущается нами сегодня. Согласно каббале, бедняком является тот, кто начинает чувствовать, что ему чего-то не хватает, даже если у него, как будто, есть все. Мы едим мацу в знак того, что готовы бежать от своего эгоизма.
Четыре бокала вина
Бокал в каббале олицетворяет нашу возможность получить свет Творца. Каббалисты обнаружили, что единственным свойством Творца является любовь. Поэтому, если мы будем относиться друг к другу с любовью, - так же, как с любовью Творец относится к нам, - то будем подобны Ему. В мере нашего подобия Творцу мы можем получить Его свет.
Вино символизирует сам свет Творца, воздействующий на нас в два этапа. Изучая каббалу, мы ощущаем, как свет сначала исправляет и освобождает нас от власти эгоизма, делая подобными Творцу, а затем наполняет.
Почему же на пасхальной трапезе мы должны выпить четыре стакана вина, а не пять или три? Дело в том, что четыре бокала символизируют четыре этапа развития творения. Соответственно этому, чтобы выйти из своего эгоистического желания, творению необходимо пройти четыре этапа исправления.
По этой же причине на протяжении истории мы переживаем четыре изгнания и четыре освобождения. Три изгнания и три освобождения уже пройдены народом Израиля. Сегодня мы находимся в конце последнего изгнания. Возвращение из него тоже будет последним.
Почему в эту ночь мы пьем и едим облокотившись
В отличие от всех остальных трапез, пасхальным вечером мы сидим облокотившись. Эта поза символизирует свободу человека от власти его эгоистических желаний, - то, что он стал их господином.
Египетская тьма
Человек понимает, что эго - "Египет" - это зло. Он больше не хочет работать ради своего желания насладиться, своего эгоизма, который убивает его, и хочет убежать от него. Но, решив отказаться от эгоизма, человек начинает ощущать тьму - ведь его эгоистическое желание не получает никакого наполнения. Такое состояние и называется "египетской тьмой".
Десять казней
Десять казней соответствуют десяти сфирот - десяти свойствам Творца. Творение не может самостоятельно уподобиться свойствам Творца, поэтому производится десять исправлений.
Каждая казнь - это раскрытие зла, это своего рода "удар" Высшим светом, который раскалывает огромное желание, находящееся "в Египте", на две части. Та часть, которая способна уподобиться свойствам Творца, присоединяется к одной из десяти сфирот и может получить наполнение светом Творца. А та часть желания, которая это сделать неспособна, остается в Египте до Окончательного исправления всего творения. Совершить эти десять казней помогает человеку осознание зла собственного эгоизма.
Кеара - пасхальный поднос
На праздничный стол ставят особый пасхальный поднос (кеару) с шестью видами кушаний, символизирующих шесть видов наслаждения, которыми Творец наполняет творение. Это шесть сфирот - шесть из десяти свойств Творца, которые обретает человек, поднявшись над своим эгоизмом, отказавшись от его использования. На языке каббалы эти свойства Творца называются Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход и Есод. А кеара символизирует Малхут - исправленное желание творения, способное ощутить наслаждения, которыми задумал насладить его Творец.
В будущем году - в восстановленном Иерусалиме
"В будущем году" - это значит в следующее мгновение. Только что человек находился в состоянии выхода из Египта, а в следующее мгновение готов оказаться в восстановленном Иерусалиме.
"Восстановленный Иерусалим" означает, что Бина (свойство Творца) и Малхут (свойство творения) соединяются вместе. Малхут перенимает все свойства Бины и будет заново отстроена как центральная точка мира Бесконечности.
Восхваление
Восхваление - это благодарность Высшей силе, которая в итоге выводит нас из Египта. Выйти из Египта самостоятельно невозможно. Поэтому все, что нам сегодня необходимо, - это определить, что же мы должны делать. И когда мы выполним возложенное на нас, тогда и получим помощь от Творца.
Чаша пророка Элияу
Пророк Элияу - это сила, которая приходит перед полным освобождением и подготавливает это окончательное освобождение в народе Израиля. Она проявляется не в одном человеке. Это сила, которую Творец посылает всему народу как предчувствие, понимание, осознание близости полного освобождения.
Полное освобождение - это приход света и получение народом Израиля огромной силы, которая позволит нам выйти в духовный мир. А затем полное освобождение наступит и для всех остальных народов. Так человечество начнет входить в состояние, называемое в каббале "будущий мир".
10 "Египетских" Казней.
Освобождение-10ть ступеней.
_________________