По поводу Астролатрии
VI. По поводу Астролатрии
Благодаря натуралистическим и материалистическим тенденциям нашей эпохи, распространилось понятие Астролатрии, то есть поклонения звездам. Примененный вначале к загадочным Сабейцам (Sabéens) Йемена, главными божествами у которых были: солнечная богиня Шам (Shams) - у Хамданитов (Hamdânites) и солнечный бог Athtar - у Минеев (Minéens), сопровождаемых Алмаха-Венерой (Almakah-Vénus), этот термин (т.е. Астролатрия -* прим. переводчика) затем был дан всем тем, культы и молитвы которых, обращаются к какому-то планетарному или зодиакальному божеству. (1*)
Так же, как греки видели другие народы "варварами" в уничижительном направлении этого слова, так и неверующие нигилисты в своей интеллектуальной слепоте ко всему эзотерическому, презрительно говорят об Астролатрии.
Тем не менее, изучая структуру индоевропейского сообщества, сравнивая древние верования путем сравнением их мифов, где, к примеру, функция римского Юпитера проясняется светом (lumière) в Индуизме, Жорж Дюмезиль сумеет доказать в своих книгах (2*) существование общей основы всех религий от Индии и Ирана, до Скандинавии и Рима.
Он не идет далее лишь констатации общей культуры предков, и именно на астрологов возлагается огромная задача довершить его систему, доказывая ее звездную основу или астрологическую.
Но если Дюмезиль оценивает приблизительно в пять или шесть тысяч лет переход этого общего культурного фона с одной стороны к другой, к индо-европейскому миру, то на сколько же тысячелетий надо будет увеличить этот промежуток времени, чтобы распространять эту систему на земной шар? Ибо встречаются другие подобные волнующие факты в обычаях и взглядах народов, взглядах намного более удаленных один из другого, которые еще ожидают их "первооткрывателя". И вот, пример:
Известно, что наш праздник мертвых происходит из традиции друидов, что привлекает к себе зарождающееся Христианство глубокими корнями, которые имелись в обществе. Церковь приняла это празднование в ноябре, христианизируя его, как она и приняла, после многих колебаний и сомнений, установить Рождество в зимнее солнцестояние.
Но в новом мире, в древних Аймара, цивилизация которых предшествовала несколько веков до завоевания Инками, праздник мёртвых сходится, располагаясь двумя неделями ранее, с таковым, имплантированным католицизмом. Роль испанских миссионеров заключалась в том, чтобы только воссоединить эти два праздника, уничтожить его "языческий" символ у Аймара и поместить его под распятием - то, в чем они наполовину потерпели неудачу. Оба праздника по-прежнему отмечаются сегодня во Франции и среди Аймара с интервалом в две недели, но не происходят ли эти две недели из накопления отклонения между юлианским условленным календарем (который существовал вне Римской Империи задолго до Цезаря, чье имя он носит) и нашим, григорианским календарем? Для астролога является важным, что эти два праздника расположены в месяце Скорпиона.
Эти замечания не уводят нас от Астролатрии, концепции фанатичной, нетерпимой и также ложной, как чувство абсолютного превосходства своей религии поддерживают лень или нежелание учиться , пусть даже поверхностно.
Итак, за исключением нескольких отсталых индивидуумов, никто из тех, кого историки и этнографы считают звездопоклонниками, не обожествляет Солнца или физические звезды. Это - только видимые тела божественного принципа, точно так же, как икона или распятие является представлением высшей силы, а не богом в себе самом. Солнечный миф - прежде всего незнание этого правила; неспособные видеть в дневном светиле что-либо иное, чем огненный шар, его творцы приписали их собственную неспособность к приверженцам почти всех религий.
Фрезер рассказывает, что отец Лиетард, католический миссионер у Ло-ло-П’о (Lo-lo-P' o), народности из Юн-нань, почитающей Небо, попросил дать ему объяснение того, что они понимают под Небом. Наиболее интеллектуальные члены этого племени ему ответили, что Небо (Meunyi mo) которое они обожествляют, подобно Богу Христиан. (3*)
Также негры Тви (Twi), Эве (Ewés) и Йоруба (Yorubas) Золотого берега (la Côte d'Or) понимают небо как тело или местопребывание божества, которое является его душой, называя небо и свое божество одинаковым именем. (4*)
На одном из собраний аборигенов, слышали, как местный житель сказал: " Я всегда обращался к видимому небу, как к Богу. Когда я говорил о Боге, я говорил о Небе, и когда я говорил о Небе, я думал о Боге. " (5*) Эта фраза ясно показывает различие терминов, и удручающе констатировать, что здесь неграмотный негр может дать уроки ученым творцам и популяризаторам солнечного мифа.
У языческих племен северной Нигерии, делается очень ясное различие между Солнцем и высшим Богом, так как последний рассматривается в качестве отца Солнца, при их полном смешивании (6*). Банту, из Верхней Замбези олицетворяют Бога Солнцем, но уточняют, что Солнце не является Богом как таковым, но его местопребыванием (7*), и эти примеры можно преумножить до бесконечности через пять континентов.
Обвинение в Астролатрии, кажется, происходят главным образом, из того, что физическое небо и духовное Небо, физическое солнце и Солнце во всей своей гамме астрологических значений, а также в других, обычно носят одно имя. Но эта привычка, использовать одно и то же слово, чтобы обозначить физический фактор и тот же фактор, объединяющий высшие принципы, является порочной, будучи не универсальной. Даже у примитивных народов часто встречаются два различных обозначения. Таким образом, например, Кассуна-Бура (Kassunas-Buras), негритянское племя Золотого Берега, называет небесный свод Kunkualu или Kongkuanu, в то время как обожествленный небосвод носит имя Oué. То же самое у Габэ (Habés) из Верхнего Сенегала: небо названо ana-kala, бог Неба, Amma л или Amba.
Впрочем, можно ли приводить поклонение звездам только лишь к их "физическому телу" когда, погружаясь в самого себя, каждый приверженец может переживать планетарные формы, о которых мы долго говорили выше, и обнаруживать космические факторы в своем внутреннем мире?...
-----------------------------------------------------
-----------------------------------------------------
-------------
1. Несмотря на добрый десяток лет систематических раскопок в Саудовской Аравии, подтверждающих значимость дошумерской цивилизации Дильмун и делающих из нее отдаленного духовного предка Вавилонян, которым она передала свои верования, и непосредственно Сабейцам, еще продолжают формально относить этих последних к астролатрии.
2. « Mitra-Varuna»(Митра- Варуна), «Jupiter» (Юпитер), «Mars» (Марс), «Quirinus» (Квирин), «La Religion Romaine archaïque» (Римская архаическая религия), «Mythe et épopée» (Миф и эпическое) и «Fêtes romaines d'été et l'automne» (Летние и осенние римские праздники).
3. Боги Неба, Париж, 1927, стр. 98.
4. Там же, стр. 117.
5. Там же, стр. 123.
6. Там же, стр. 142-143.
7. Там же, стр. 191
(перевод с французского В.Толстой)