Два течения священной астрологии
IV. Два течения священной астрологии
Среди историков религий стало банальностью говорить, что вчерашние боги – это нынешние демоны и что нынешние боги – это завтрашние бесы.
Действительно, каждая новая религия изгоняет в адский мир божества, которые она заменяет, и водворяет на небе новых богов, которые спустя несколько лет, веков или тысячелетий позднее будут отнесены, в свою очередь, к дьявольским силам.
А так, как все божества соотносятся либо с планетами, либо с Зодиаком, в течение истории мы видим последовательно семь возвышенных и обожествленных планет, в то время как зодиакальные знаки унижены и отброшены на второй план. Затем незыблемость и стабильность Зодиака, рассмотренного в качестве выражения божества, в то время как планеты становятся противодействующими агентами дьявольского происхождения. Таким образом, например, Евреи часто упрекали своих соотечественников за падение в идолопоклонничество Филистимлян, которые поклонялись Бэл-Зиб-Белу (Bel-Zib-Bel) - богу-богине Рыб; и этот Bel-Zib-Bel, был чем-то вроде Юпитера у Филистимлян, - божеством справедливости и плодовитости, который стал позже Вельзевулом (Beelzébuth), принцем демонов и почти совершенным воплощением самого диавола.
Временами, в качестве чего-то вроде внутренней "реформы", само божество переставлялось с зодиакального уровня, до планетарного (или, наоборот), для того, чтобы осуществить его соответствие с главенством, представляемым одним из этих планов. Таким образом, в Индии Адитьи (или невидимые) были вначале семью планетарными божествами, руководимыми Варуной (Varuna), богом неба, прежде чем стать двенадцатью Адитьями (Adityas), связанными со знаками Зодиака.
Это соперничество планет и знаков за первое место, как впрочем, несколько других чисто астрологических показателей (в наши дни астрологи разделены, к примеру, на тех, кто приписывают приоритет в натальной карте Восходящему знаку (Asc*), и сторонников превосходства солнечного знака!), предполагает двойное происхождение Науки Звезд, которое можно предположить достаточно обоснованно, атлантическим (atlantéenne) и гиперборейским (hyperboréenne). В самом деле, священная Астрология, неотделимая от внешней религии (экзотерической*) и от эзотеризма (тайного смысла), проявляется в историческом отступлении, как происходящая из двух течений идей, столь различных, как формы планетарные и зодиакальные:
1) спокойное, интеллектуальное, почти рациональное течение, в котором главное место занято Зодиаком и неподвижными звездами;
и
2) пылкое, сентиментальное, мистическое течение, происходящее из воспоминания одной внезапной катастрофы и отдающее, в силу этого, первое место - Солнцу. Его внезапное исчезновение, соответствующее резкому изменению наклона земной оси, отодвигает на второй план все другие небесные факторы и приводит к его обожествлению. Компаньоны Солнца, то есть планеты, занимают в его свите превалирующее место. Рене Генону (René Guénon) импонировала идея приоритета традиции гиперборейской над традицией атлантической, но это мнение очень спорно и вероятно ошибочно. Его ошибка состояла в том, чтобы принять метафизический и символический полюс, о котором говорят некоторые традиции, за Северный полюс земного шара. Это, как если бы, зная, что Элевсин (Eleusis) есть "центр мира", хотели бы там видеть географический центр Европы или всех континентов.
Достаточно прочитать некоторые тексты его последователей чтобы увидеть, до какой степени доходит эта одержимость полюсной традицией, в то время как атлантический вклад, - единственный, который можно доказать почти научным образом. Действительно, ученые приходят к согласию, в том, чтобы располагать исчезновение субтропического климата на Аляске, в Гренландии и Сибири между 8.000 и 15.000 годами; последние мамонты, кошки - львы, верблюды и антилопы, которые жили в этих регионах, так же как и волосатые носороги Польши, исчезли, таким образом, после строительства некоторых доисторических памятников (менгиров, крытых галерей, и т.д.), которые представляются обладающими астрономическим значением, в то время как во всех уранографических системах Европы и Азии, Запад имеет значительно большую важность, чем север и полюс, - то, что ясно указывает направление, откуда пришел основной свет Астрологии. Это совсем неслучайно, что первый и наиболее великий из Бодхисаттв, - этих сущностей которые помогают и приносят людям великий свет, - Авалокитесвара (Avalokiteçvara), царствует на чистой земле Запада. Совсем неслучайно греки помещали на западе Остров Блаженных (l'Ile des Bienheureux). Совсем неслучайно запад является для астрологов местом контакта индивида с универсальным, в то время как север – гороскопическим домом конца вещей. Совсем неслучайно для Египта, Вавилона и Ассирии принципиальной звездой-репером (меткой, системой отсчета*) Зодиака была Спика, Колос Девы, расположенная на западе, и не являющейся восточной или северной звездой. [1*] Даже в экваториальной Астрологии китайцев, где полюс - символ неизменности неба и божественного, запад является кардинальной точкой более важной, значительно важнее, чем в нашей западной Астрологии; это - причина, по которой точка весеннего равноденствия отмечена у них не вхождением Солнца в знак Овна, а полной Луной на западе; это - также причина, по которой традиционные китайские эфемериды были составлены всегда на 6 ч. вечера (а не как у нас, для полудня или на 0 ч). [2*] В Китае также, древняя Божественная Мать, которая царствует на горе Нефрита, где выращивает персик бессмертия, носит имя Дамы Королевы Запада (Si-Wang-Mou). Также именно на западе кельтская традиция располагает Землю Молодых или Землю Живых. У Аннамитов Верховная Сущность Нгок Оанг, Император Нефрита имеет два государственных секретаря - Звезду Юга и Звезду Севера, но в то время как Звезда Юга имеет глаза, зафиксированные на живых, чьи поступки и деяния она регистрирует, Звезда Севера занимается только умершими; в этой ассоциации Севера и смерти можно увидеть далекий пережиток катастрофы, прекращающей жизнь в северных регионах. Следовательно, зодиакальное течение является, бесспорно, атлантическим (atlantéen), в то время как господство солнечно-планетарной передачи - северного или гиперборейского (hyperboréenne) происхождения, чтобы более употребимо использовать этот термин. Первое характеризовано регулярностью движения звездного неба, - соразмерностью, выражающей неизменность божественного Акта. Если Солнце играет в этом роль естественного календаря, часовой стрелки года, оно не является главным божеством. [3*] Память этой системы продолжается у народов, где главный бог не является солнечным божеством, как Зевс-Юпитер (Zeus-Jupiter) нашей классической древности. Впрочем, этот последний сам является одним из двенадцати великих богов, символизирующих двенадцать знаков зодиака, - то, что ясно указывает его зодиакальное происхождение (а не планетарное).Эта второстепенная роль солнца в атлантической системе, может быть проиллюстрирована некоторыми примерами. Давайте процитируем то, что ясно следует из работ английского астронома Лорда Нормана Локайера (Sir Norman Lockyer), умершего в 1920 году. Он был заинтригован тайной гигантских камней, расположенных в Стоунхендже, камней, аналогичных мегалитическим памятникам Корнака. В течение поездки, которую он совершил в Грецию, он увидел в Парфеноне статую, о которой говорится, что она была освещена Солнцем единственный день в году. Он узнал с помощью сложных расчетов, что действительно, только 21 июня, падающие лучи могли достигнуть этой статуи, после чего он обнаружил, что гигантские камни Стоунхенджа были расположены также таким же образом, чтобы последовательно получать солнечные лучи в равноденствиях и в солнцестояниях, то есть они были гигантским календарем (almanach). Как и в случае статуи из Парфенона, роль Солнца в зале доисторических камней Стоунхенджа ясно сводится к указанию кардинальных точек, то есть, в итоге, к маркировке Зодиака. Китайский культ неба является наследником атлантической астрологии, несмотря на огромные расстояния, которые отделяют пропавшую родину-мать и Срединную Империю. До последнего дня императорского Китая, он отмечался с исключительным блеском, и его церемонии очень значимы для нашей точки зрения. Напомним, что во всех жертвах, приносимых небу в Китае, наиважнейшими и наиболее торжественными были те, которые имели место, в ночь зимнего солнцестояния, - момент, который, с первого взгляда, заставляет думать о солнечном культе, но, как мы это увидим дальше, никак не соотносящимся с таковым. Речь идет только об одном важном зодиакальном моменте, а не об особенном празднике Солнца. Эта жертва отмечалась на Алтаре Неба - Тien Tan - известном также под именем Круга Преосвященства (Éminence Ronde) - Yuen-Kiu – который находится в южной оконечности Пекина. Алтарь, под открытым небом, состоящий из трех круглых террас из мрамора, разных размеров, наслоенных, заставляющий думать о дальневосточной копии вавилонского зиккурата. Каждая терраса снабжена балюстрадами. Они формируются мраморными лестницами, которые противостоят точно четырем кардинальным точкам. Сам же Алтарь представляет собой небесную сферу. Огромное пространство, которое таит в себе парк с очень большими вековыми деревьями, окружает этот алтарь неба, наибольший в мире. Все это закрыто высокими стенами, ограда которых могла бы содержать город с сорока или пятьюдесятью тысячами жителей. В зимнее солнцестояние, Император, Сын Неба, отправлялся на алтарь, сопровождаемый принцами, высокопоставленными лицами, офицерами и сотнями слуг. Остальное, еще более многочисленное население, собиралось на алтаре, чтобы его встречать. В свете факелов, спектакль был действительно внушителен. На высшей террасе составлена, перпендикулярно, по отношению к югу, большая надпись- объявление; " Имперское Небо - Высший Император ". На двух ярусах, лицом к востоку и западу, располагаются другие раки, посвященные предкам Императора; они показывают, что Сын Неба обожествляет небо, как наиболее древнего, как первого предка его дома, воплощающего вечный Китай. [4*] Именно на второй террасе оказываются плитки в честь Солнца и Луны, Большой Медведицы (в качестве лидера всех созвездий), из пяти планет, двадцати восьми се (sieou) или лунных стоянок [5*] и множества звезд. Это расположение значимо в наивысшей степени: в то время как высшая терраса содержит небесную сферу, то есть Зодиак, планеты отодвинуты на второй, тот же уровень, как и созвездия. Первенство Зодиака над планетами, в том числе и Солнцем, очевидно. Бесполезно продолжать описывать церемонию зимнего солнцестояния в императорском Китае. Она выходит за рамки нашей темы [6*]; мы ее процитировали только, в качестве последнего пережитка спокойной астрологической религии и атлантической уравновешенности. Их богом была космическая Мудрость, а Астрология была ключом этой Мудрости, как Мироздание было ее храмом, потому что имеется только одна единственная религия, которая действительно не была придумана человеком и это - Астрология.
Гиперборейское течение, родилось во время катастрофы, которая, вероятно, происходит во времена разрушения Атлантиды. [7*] Остров Гиперборея, помещенный в полярные регионы, наслаждался субтропическим климатом, который придал ему имя земного рая, - Елисейских Полей (les Champs élyséens), Эдема, - но вследствие изменения положения земной оси, эта территория становится холодной, освещенной Солнцем в течение шести месяцев года, также как это существует в наши дни. "Если смерть Солнца ", говорит Р.-М.Гаттэфоссэ (R.-M. Gattefossé), "оставила такой страх в памяти людей, то, какой она должна была быть неожиданностью и настоящей катастрофой для тех, кто был ее жертвами." "Пан умер", вопил голос в темноте, и, действительно, смерть всей растительной и животной жизни из-за холода и бесконечной ночи, оставила нетленные воспоминания". [8*] Эта катастрофа нам оставила религии агонизирующего и пропавшего Солнца, поэмы и изидические обряды, вакхические церемонии, и т.д., и именно в поисках Солнца, люди эмигрировали на юг, климат которого становился приятным. " Они заметили ", продолжает " Р.-М.Гаттэфоссэ [9*], "что они были голы, как говорит Ветхий Завет, из-за холода, вероятно. Священники приписали это изменение наказанию " небесному...". Это паническое бегство на юг, этот ужас исчезновения Солнца, создал религиозно-астрологическое течение, сентиментальное, агоническое (агония = борьба = жизнь) (agonia = lutte = vie), пылкое, - течение веры, но не разума. Этот течение передавалось в доисторическом мире и смешалось в религиях, происходивших от атлантического течения. Солнце и его компаньоны-планеты заняли первое место в Астрологии. Божество было представлено у выживших в катастрофе и их потомков нерегулярными, капризными движениями планет, и последствия этой настоящей революции были бесчисленными. Затем, эти две астролого-религиозные концепции царили над древностью; они запечатлевали сквозь века верования, суеверия и догматы, а древнее единство Астрологии было разбито навсегда. По мере того как мы спускаемся по шкале времен, астрологический символизм каждого религиозного фактора становится все более и более сложным, так как он одновременно принимает участие в атлантическом течении и течении гиперборейском.
* - Примечание переводчика, здесь и далее
1. См. Астрологические Тетради, N 32, стр. 97
2. Китай не является исключением для такой точки зрения, так как большая часть стран Востока использовала 6 часов вечера как точку отсчета их астрономических расчетов. В наши дни, еще в Джедах(Djeddah), в Саудовской Аравии, все наблюдают заход Солнца в Красное море, и как только видят маленькую арку темно-красного круга, весь Джедах ставит свои часы на 6 часов (смотреть репортаж Джеймса де Кукэ: «В Саудовской Аравии» в газете "Фигаро" от 22 марта 1951). Отметим по этому поводу, что еврейское слово, которое обозначает Аравию (Arabie) , означает также вечер (le soir).
3. Народы, наиболее испытавшие влияние Атлантов, знали также о календарях, где небо играло вполне второстепенную роль (как большой египетский год Сотиса-Сириуса (Sothis-Sirius) или даже не принимало в этом участие, как в мексиканском "годе", регулируемым синодическим оборотом Венеры).
4. Смотреть то, что мы говорили в течение 1-ой Главы по поводу космических сил, рассматриваемых в качестве основателей китайской цивилизации.
5. Смотреть наш труд о Лунной Астрологии (3-е издание, 1947)
6. Читатель найдет это в некоторых специализированных трудах, в частности в Богах Неба, Дж. Дж. Фрезер (J.G. Frazer), стр.94 и далее (Париж, 1927)
7. Некоторые авторы, например, Рудбек Олаус (Rudbeck Olaus) (Atlantica, sive Manheim, vera Japheti posterorum series et patria), Upassalla, 1675 и 1689, Бейли (Bailly) (Lettres sur l'Atlandide de Platon. Debure, Париж (1779), и т.д. даже уподобляли континент Гипербореи, Атлантиде.
8. Правда об Атлантиде (La vérité sur l'Atlantide), стр.53-54, Лион, 1923.
9. Там же, стр.58.
(перевод с французского В.Толстой)