Я ломал стекло как шоколад в руке, я резал эти пальцы...
Года мои, надежды хороня.
Но ты со мной по-прежнему, верней любой подруги, -
Любовь неразделенная моя.
И если порою недужится,
Я вспоминаю тебя.
С кем тебе, милый мой, дружится
Без меня?
- Да, он не любит меня. Но это не важно. Главное, что я его люблю, и это дает мне силы. Мне от него ничего не нужно.
- Тогда почему тебе так больно?
Молчание в ответ.
Неразделенная любовь... Сразу оговорюсь - речь пойдет о такой ситуации, когда один человек объяснился перед другим, когда так или иначе произошел разговор, после которого четко стало понятно - один любит, а другой - нет. Часто бывает так, что человек решил, что любит, но это свое чувство тщательно скрывает, а потом страшно переживает из-за того, что он/она не отвечает взаимностью на невысказанные и непроявленные чувства. Нет, это не безответная любовь - так как здесь нет вопроса...
Самая большая ловушка подстерегает в начале, сразу после осознания факта, что твои чувства - безответны, и что в лучшем случае можно рассчитывать над дружбу (на нее, кстати, рассчитывать тоже не стоит, но об этом позже). Ловушка заключается в выборе: добиваться любви дальше, или завершить отношения. Здесь крайне сложно что-либо определенное сказать. Ведь любовь, вопреки стереотипам в нашей культуре, вполне может "взращиваться", рождаться постепенно, а не вспыхивать "сама собой". Поэтому вариант "добиваться любви дальше" вовсе не является безнадежным, а выбор в пользу "уйти, и не возвращаться больше" - единственно верным.
И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во Вселенной,
Скажет: "Я не люблю Вас", --
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти, и не возвращаться больше.
Но никто не гарантирует, что ухаживание, соблазнение дадут "результат". Как много времени должно пройти, чтобы понять - есть результат, или нет? Полгода, год? Да и что это за "результат"? Можно ли в этой ситуации вообще говорить о нём? Если да - то есть ли тут любовь в принципе, или же присутствует неуемное желание добиться своего, взять неприступную крепость, насладиться чужим чувством? Если нет, нельзя вести речь о "результате"- то можно говорить о том, чтобы просто выражать свои чувства по отношению к тому, кого любишь - через слово, действие...
Но... Зачем другому человеку - твоя любовь? Ты протягиваешь свои чувства и почему-то уверен, что он/она должна быть рада этому. Почему? Обращаюсь к своему опыту невзаимности, когда любили меня... Помню огромное чувство неловкости, и то, что радости эта ЧУЖАЯ, не моя, не разделенная мною любовь - не приносила. Я как-то общался, чтобы не обидеть, но это напоминало ситуацию, когда в гостях ешь еду, которую есть не хочешь, но делаешь это, чтобы угодит хозяйке. А если любимый человек видит твои чувства и знает о них, сам ответить не может, но наслаждается тем, что вы ему даете - что можно сказать об этом человеке?... Как правило, безответно любящие редко когда пытаются взглянуть на ситуацию глазами того, кого любят.
Вспоминаю теперь себя в ситуации своей неразделенности, когда был влюблен уже я... И про свой эгоцентризм, зацикленность на собственном чувстве. Не на девушке, которую "любил", а именно на чувстве. Какое это было мучительно-сладостное чувство, придающее моей жизни смысл и значительность. Сочиняются стихи и музыка, слушаются печальные песни о печальном чувстве, и ты, отождествляя себя с лирическим героем, придаешь своей унылой тоске значение высокой скорби ("Я ломал стекло как шоколад в руке, я резал эти пальцы.."). Ведь вся культура наша так или иначе воспевает "высоту" неразделенной любви, ее красоту и трагичность... Теперь же я думаю, что в неразделенной любви красоты нет, как нет и любви как таковой. И несчастный влюбленный - не романтически велик и значителен, а просто несчастен.
Любовь может быть, на мой взгляд, только взаимной, так как она - производное от реальных ВЗАИМООТНОШЕНИЙ реальных людей. В данном случае нет двух составляющих: нет взаимоотношений и нет реальности. Есть иллюзии, идеализация недостижимого "объекта" и надежды... Надежда, что все-таки что-нибудь как-нибудь вдруг произойдет, и "зазвонят опять колокола, и ты войдешь в распахнутые двери".
Попадая в ловушку надежды, многие - и мужчины, и женщины - начинают использовать следующие "стратегии"
- Просто ждут и верят... Можно уверить себя в том, что от Него/Нее ничего не нужно, что любовь "чистая" и ни на что не претендующая. Но тогда откуда этот ожог в груди, когда видишь Её с другим? Когда в очередной раз получаешь подтверждение безразличия или того, что ты занимаешь в ее мыслях очень небольшое место? "Прости, я забыла позвонить тебе" - страшные слова, когда ждешь и надеешься, когда все мысли - с нею, а она просто забыла...
- Играют в "друга". Притворяясь, что ничего такого нет, что мы просто друзья. Эта игра может вестись и до подлинного объяснения, и после, и вместо него. Главное - пытаться быть не просто другом/подругой, а лучшим и незаменимым. Можно с сочувственным видом выслушивать слова "любимой" или "любимого" про их проблемы в личной жизни ("мы же просто друзья"), но внутренне сжиматься от восторга ("у тебя проблемы в личной жизни? Сейчас ты узнаешь, что я лучше, что лучше меня нет никого! Это мой шанс!"). Втянувшись в эту игру, можно воспринимать любую улыбку или любой доброжелательный разговор с ничего не подозревающей "жертвой" как новый этап в "развитии отношений". Что вот-вот, и крепость падет, и что она вдруг раскроет глаза и осознает свою любовь к тебе... Реальной дружбы здесь нет.
- Просто пытаются жить и выражать свои чувства - радость от того, что он или она рядом, поздравлять с праздниками... Именно такой вариант видится многим идеальным в этой ситуации. Но мимо проходят другие люди - тоже достойные любви, или даже более ее заслуживающие. Они проходят мимо... И почему-то боль по-прежнему прячется где-то в глубине души. Любовь не может без взаимности, без нее она или вырождается в зависимость - тяжелую и тягучую (но о ней как-нибудь в другой раз), или угасает.
Как прожить эту неразделенность? Как обычно - нет простых ответов. Ведь что "болит", когда нас отвергают? Чувство собственной значимости, наша нарциссическая составляющая? Боль от осознания невозможности слияния с любимым человеком? Чего больше - жажды самоутверждения или слияния?... Ответ во многом зависит от того, чего больше в этой боли неразделенной любви.
Важным условием проживания является прямой взгляд в реальность, контакт с нею, а не с иллюзией "она/он вот-вот меня полюбят". По словам одного молодого человека, "уже год прошел, как я ожидаю, что она вдруг вспомнит тот прекрасный вечер и бросится мне на шею. И целый год - одни и те же ситуации, одни и те же ожидания и разочарования - и новые ожидания". Он увидел повторяемость, цикличность одних и тех же ожиданий-разочарований. Правда, тут же захотел придумать какой-то новый способ добиться ее, "нестандартный" :)... В какой-то момент накапливается усталость, и может выплескиваться агрессия. Злость, гнев по отношению к тому, кто отверг тебя, могут стать сигналами того, что начинаешь отделятся (вопрос в том, что человек с этой злостью делает - обрушивает на не виноватого в этом "любимого", или же справляется иначе, выражая в общении с кем-либо). Многие из любовно-зависимых людей просто не могут разозлиться на объект своих чувств... Кто-то отстраняется от чувства, представляя, что тоска и боль - это ломка наркомана без наркотика, и что если продержаться некоторое время - то наступит облегчение. Оно действительно наступает, но чаще всего - до новой встречи с "наркотиком"... Еще можно представить себе мир, в котором нет любимого. Ну, не встретились вы случайно на этой вечеринке... Ну, не пошел дождь в тот момент и ей не потребовался твой зонт... Или еще что-то... Этого не было.
- Странно, - сказал молодой человек. - Я представляю мир без нее, и чувствую грусть и... облегчение.
- Любопытно, а что же тогда заставляет тебя снова и снова взваливать на себя эту ношу? Скинул бы и пошел бы дальше...
- Действительно, любопытно...
Боли от того, что тебя отвергли, не избежать.
Автор Илья Латыпов
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Первое что необходимо - начните любить себя.
У ИСТОКОВ НАШИХ ПРОБЛЕМ
Несомненно, все это берет начало в самом важном периоде в жизни каждого человека, каковыми являются первые два года. Ребенок рождается в этот мир как существо, постоянно вопрошающее о себе: "Кто я? Представляю ли я собой какую-либо ценность? Что такое жизнь? Кем я должен быть и что я должен делать?"
Ответы начинают поступать немедленно. Если ребенок окружен постоянной заботой и вниманием, если его обнимают, целуют, поют колыбельные песенки, улыбаются, если он постоянно чувствует вокруг себя тепло, то все это будет означать, что он получает оптимистические, жизнерадостные ответы на свои вопросы. Эти ответы проникают в саму душу ребенка и записываются там несмываемыми чернилами. Он постепенно начинает сознавать то, в чем он больше всего нуждается:"Меня любят! Я не должен делать ничего другого, как просто быть самим собой, я не должен быть никем другим, кроме себя! Я имею значение сам по себе, меня любят и ценят таким, какой я есть!"
Однако, если его родители, особенно мать, с которой младенец связан наиболее тесным образом, не могут или не хотят проявить к ребенку любовь и нежность, если они остаются холодными или раздраженными из-за необходимости вставать к малышу среди ночи, если они то и дело теряют терпение из-за неудобств, связанных с малышом, ребенок будет впитывать и это родительское поведение своим особенным, свойственным ему образом.
Hевербальные, неречевые сигналы, свидетельствующие о родительском раздражении, неудовольствии и даже гневе, окажутся навсегда "записанными" в человеческой сущности ребенка. Каким-то образом ребенок чувствует, что это именно он вызывает отрицательные реакции. И в нем не только "записываются" все эти сигналы, но также и его собственный эмоциональный ответ на них: сомнения, беспокойство, тревога. Они будут воспроизводиться в нем снова и снова на протяжении всей его остальной жизни.
Позже, когда ребенок начнет говорить и слушать, его впечатления о себе и о своей ценности будут углубляться через речь. Если ребенок слышит теплые, нежные слова: "Мой дорогой... Мой любимый... Славный мальчик... Милая девочка..." и т.п., он будет узнавать из этого, что он хороший, что его любят. У него будет развиваться чувство собственной ценности, ощущение безопасности, уверенности, которые в его дальнейшей жизни будут проявляться в виде открытости, дружелюбия по отношению к другим. Он будет и от других людей ожидать теплоты и любви и будет склонен относиться к людям с доверием и открытостью.
Все мы получаем извне те или иные сигналы. Всем нам предлагались и предлагается та или иная любовь, та или иная симпатия, но это почти всегда "обусловленная" любовь. Ребенок, даже едва начавший говорить, сразу легко может различить определенные условия, выставляемые ему родительской любовью: "Если будешь сидеть тихо... Если съешь кашу... Если не будешь разбрасывать игрушки... Если будешь послушным, как твой брат (сестра)..." и т.д. Подрастая, ребенок слышит новые условия для получения любви со стороны родителей: "Если будешь помогать по дому... Если не будешь грязнулей... Если хорошо окончишь школу..." и т.д. Суть всегда остается неизменной, хотя выдвигаемые условия могут меняться. Все это – "цена признания", "плата за любовь", и вы должны ее внести. Ваша ценность не в вас самих, а в чем-то другом – в вашей наружности, в ваших действиях, в вашем успехе, в ваших поступках, которых от вас ожидают.
Родители используют в этих целях разнообразные рычаги: улыбку или нахмуренные брови, тепло или холодность, слова или молчание и т.п. Сегодня мы называем все эти приемы "модификацией поведения". Желательное поведение достигается предложением награды за успех или наказанием за неудачу. Цена, которую требует от ребенка такого рода отношение, может оказаться катастрофической для его "образа себя" и его любви к себе. Ребенок, который должен учить уроки под постоянной угрозой, что в противном случае его не будут любить, в конце концов может прийти к выводу, что единственное его достоинство и единственная его добродетель состоит в его способности исполнять требования и желания других людей. Он живет ни в коем случае не для себя, но только для других.
ТАК ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ – ЛЮБИТЬ САМОГО СЕБЯ?
...Еще один последний пример. Допустим, что кто-то еще ищет вашего расположения. Любовь призывает вас к тому, чтобы пойти навстречу нуждам вашего друга, но вот есть кто-то еще, кому вы должны уделить такое же внимание, – вы сами! Давайте рассмотрим ваши нужды. Одна из ваших главных потребностей – потребность раскрыться в любви к другим. Единственный путь быть любимым – самому любить. По-настоящему счастливы лишь те люди, которые нашли кого-то или что-то, кого или что можно любить и кому или чему можно посвятить себя. Однако у вас могут быть и другие нужды, другие потребности. Вы можете, например, нуждаться в отдыхе, или у вас могут быть другие столь же важные обязанности. Может случиться так, что ввиду каких-то обстоятельств вы будете вынуждены отказать другу в его просьбе.
То, что я здесь описываю, вовсе не означает всецелую поглощенность самим собой или нарциссизм. Это просто сбалансированная любовь, проникнутая такой же теплотой и заботой к самому себе, какой она проникнута к ближнему. Это равновесие, конечно, может быть нарушено так, что все наше внимание будет направлено либо только на нас, либо только на ближнего. Но любая из этих крайностей оказывается нежизнеспособной, ни та, ни другая не являются истинной любовью.
ИТОГ
Каждый из нас имеет свою уникальную безусловную ценность. Каждый из нас является существом загадочным и неповторимым, единственным во всей истории человечества, будучи в то же время создан по образу и подобию Божию. Но мы узнаем о себе лишь по тому отражению, которое видим в глазах других людей. Следовательно, краеугольный камень нашего самопринятия, самопризнания – это дар, который мы получаем, главным образом, от наших родителей. Однако, иногда мы узнаем от них же, – а это в той или иной мере приходится узнавать всем нам, – что их любовь к нам обусловлена, что она обращена к нам лишь тогда, когда мы соответствуем предъявляемым к нам требованиям, и что как только мы эти требования не исполняем, то лишаемся их любви; следовательно, их любовь вызвана не тем, что я представляю сам по себе, а обусловлена каким-то моим поведением. В этом случае мы можем придти к выводу, что наше достоинство и наша ценность находятся где-то вне нас. Здесь не остается места для подлинной любви к себе, положительной самооценки, самопринятия, не остается места для праздника.
Когда достоинство, создаваемое любовью, становится предметом сменяющих друг друга проверок и выполнением без конца выдвигаемых условий, то мы, вероятнее всего, будем испытывать постоянное ощущение неудачи, а не успеха. С каждой новой неудачей будет усиливаться состояние конфликта, страха, опустошенности, боли, и, в конце концов, утвердится в той или иной форме настоящая ненависть к себе. Так что мы будем проводить остальную часть нашей жизни, стараясь уйти от этой боли с помощью одного из вышеперечисленных приспособлений. Мы можем постараться принять такой стиль поведения, который доставляет удовольствие другим, и тем самым позволяет нам добиться их любви. В этом случае мы перестаем быть собой и стараемся стать кем-то другим, который пользуется уважением, признанием и любовью.
Джон Пауэл "Как устоять в любви"
Дополнительная защита
Прививки от неразделенной любви