окулус | блоги | мартини | проект | я живу для тебя, я дышу для тебя,...

Я живу для тебя, я дышу для тебя, для тебя хочу. Я могу для тебя…

- Никто и никогда не делал ничего только ради других. Все действия направлены на нас самих, все услуги – это услуги самому себе, любовь может быть только любовью к себе.
Кажется вас удивляет это замечание? Наверное, вы подумали о тех, кого любите. Копните глубже, и вы увидите, что вы любите не их, а любите те приятные ощущения, которые любовь вызывает. Вы любите влечение, а не того, к кому вас влечет.

Ирвин Ялом

Наше внимание постоянно скачет по разным объектам, либо оно концентрируется на чем-то… или ком-то. Мы часто задаем себе вопросы: “куда уходит энергия?”, “почему я как выжатый лимон?” после общения с кем-то, “где черпать силы?”. Если мы не достигаем цели, значит нам не хватает энергии. Или того круче*- цели за счет нас достигает кто-то другой, бесцеремонно отвампиривая наш ресурс. Ведь мы сами генерируем энергию и только от нас идет энергия в нашу цель. Энергия это внимание, а где внимание там и энергия. Теперь вот о чем хочется сказать... Есть такое понятие альтруизм, которое можно рассмотреть с разных точек зрения, а если конкретнее... с позиции энергообмена, например. Залогом здоровья человека является правильный обмен энергиями. Каждый человек без ущерба для себя может взять столько энергии, сколько он ее способен отдать. Если же брать больше, чем отдавать, то образуется избыток за счет потребления чужой энергии. Мы будем подобны переспевшему арбузу, который в один прекрасный момент неожиданно лопнет. Если отдавать больше, чем брать, то образуется дефицит энергии, организм съеживается и сгорает. Чрезмерный эгоизм и чрезмерный альтруизм - все едино. В соответствии с толковыми словарями:

  • ЭГОИЗМ - себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
  • АЛЬТРУИЗМ - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
  • ЭГОИСТ - человек, отличающийся эгоизмом, себялюбец.
  • АЛЬТРУИСТ - человек, отличающийся альтруизмом.
  • ЭГОИСТ - это человек, любящий СЕБЯ больше других, отдающий предпочтение своим интересам.
  • АЛЬТРУИСТ - это человек, любящий ДРУГИХ больше себя, отдающий предпочтение интересам других.
  • В обыденной жизни считают, что эгоист БЕРЕТ больше, чем дает, а альтруист - ДАЕТ больше, чем берет.

Вполне вероятно что альтруист отдав все свои сбережения* перейдет на сторону эгоиста и начнет брать, в то же время эгоист пресытившись начнет наконец-то отдавать. Это подтверждают и другие амбивалентные переживания диадного характера как любовь-ненависть, доминирование-покорность, сепарация-зависимость.

Предлагаю разобрать проблему* альтруизма с точки зрения психоанализа. Психоаналитическое направление зародилось в клинике, поэтому исследования в большинстве случаев связаны с изучением крайних(!) форм тех или иных явлений. Особенность психоанализа - усмотрение в поведении, его мотивации, дискурсе и любых других проявлениях индивидуальной и коллективной психики некоторых бессознательных компонент, которые включаются сами(!) собой, помимо воли(!), за счет собственной энергии бессознательного.

Этой проблемой занимались З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, К.Юнг, Д.Винникот, М.Кляйн. По мнению этих психоаналитиков альтруизм имеет некоторый компенсаторный характер, призванный защитить слабое Эго невротической личности. З.Фрейд рассматривал альтруистические побуждения как невротическую компенсацию подвергнутых вытеснению влечений противоположной, эгоистичекой направленности. А. Фрейд видит в этом возможность удовлетворение запретных инстинктивных желаний без давления Супер Эго, путем проекции этих желаний на другого. По ее мнению так происходит разрядка сопутствующих этим влечениям агрессивных импульсов.

Итак, в рамках глубинной психологии изучают, в первую очередь, невротические проявления тех или иных процессов, поэтому и альтруизм исследуется в основном с позиции его крайних, гипертрофированных проявлений.

Случай с молодой девушкой.

В процессе терапии выесняется что клиентка все свои отношения с парнями выстраивала по принципу тотального растворения в их желаниях и интересах. При этом ее выбор в основном падал на эгоцентричных молодых людей, занимающих крайне эгоистическую позицию в жизни. (Эгоцентризм – неспособность и нежелание посмотреть наа происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого). Наша клиентка подавляя в себе собственный(!) эгоцентризм, испытывала в то же время смешанные чувства к проявлению крайней эгоистической свободы своими парнями. Она была фрустрирована их нарцистическим поведением, но с другой стороны восхищалась и восторгалась от контакта с их “свободой от других”. Желание независимости, подавленное строгим СуперЭго, проявилось в сочувствии к эгоизму партнеров. В результате она страдала вдвойне – и от запрета на реализацию собственных желаний, и от пренебрежительного отношения со стороны своих ухажеров.

Случай с незамужней и бездетной девушкой.

Девушка, незамужняя и бездетная, лишенная всяческого честолюбия и одетая в поношенную и неброскую одежду обратилась за помощью к психоаналитику. Как выяснилось в ходе анализа пациентка практически не занималась собой, не стремилась к достижению собственных целей, а растрачивала всю свою энергию на участие в жизни других людей. Не заботясь о своем собственном внешнем виде, она живо интересовалась модой и следила за одеждой своих друзей. Она занималась сватовством своих подруг, но сама была незамужней. Была бездетна, но у нее была развита преданность чужим детям, о которых она всячески заботилась. Она искренне переживала за других, но начисто лишила сама себя собственного внимания.

Многочасовая работа Фрейд с этой девушкой показала, что в результате ее раннего отказа от инстинктивных влечений у нее сформировалось исключительно строгое СуперЭго, которое сделало невозможным удовлетворение ее желаний. Ее собственые влечения и фантазии были размещены во внешнем мире, в других людях. Она удовлетворяла свои нереализованные инстинкты, соучавствуя в их удовлетворении другими, используя для этой цели механизмы проекции и идентификации. Ее отказ от своих инстинктивных импульсов в пользу других людей имеет эгоистическое значение, но ее поведение можно назвать альтруистическим. Так, обходным путем она реализовывала задержанные влечения. Клиентка получала удовольствие от соучастия(!) в тех областях, которые были для нее желанны, но запретны и к которым без определенных посредников она не могла даже и приблизиться. Как выяснила Фрейд в собственной жизни пациентка играла второстепенные роли, даже не помышляя перейти в центр действия.

Случай со скромным служащим.

Другой случай, который приводит Фрейд, касается скромного служащего, не позволяющего потребовать от начальника прибавки к своей зарплате, но активно борющегося за права своего коллеги. В эту же категорию попадает особенное рвение к сводничеству у «старых дев». Примеров может быть великое множество. В то же время общее, что объединяет все эти случаи, – в них всегда отмечается идентификация самого человека с другим (другом, сестрой, близким знакомым, даже посторонним), и она сохраняется до тех пор, пока собственное желание косвенным образом не будет удовлетворено посредством референтного другого.

Ну как, узнаете в этих древних* примерах себя, близких, знакомых?:) "Фрейд- жил, Фрейд - жив, Фрейд - будет жить!"

Если внутри* самого человека заложено слишком жестокое и ригидное СуперЭго, то оно начинает доминировать над его Эго и так сильно, что подавляет и фрустрирует его. Сила влечений пытается вернуться назад, побуждает Эго к удовлетворению, но раз за разом натыкается на сопротивление нашего Я. В результате действия двух противоположно направленных сил формируется равнодействующая, которая под действием защитного механизма проекции позволяет снижать уровень психического напряжения.

Последнее происходит за счет переноса самого желания на другого человека. При этом важно, чтобы с человеком, на которого спроецированы собственные желания, сформировалась особая, эмпатийно окрашенная связь, позволившая проживать и переживать удовлетворение уже тем человеком наших собственных желаний. Мы идентифицируемся с ним, сопереживаем и сочувствуем ему и … опосредованно и вместе с ним и через него насыщаем собственые влечения. (Если кто-то сейчас потерялся или запутался в терминах пересмотрите темы "Навешивание ярлыков" и "Чувства в клетке"..., будет понятнее)

А нужно ли нам отдавать(дарить) свою энергию (здоровую агрессию как альтернативу) другим? Неужели мы хотим продолжать ущемлять себя в чем-либо лишь потому, что когда-то не получилось, не нашлось сил побороть, преодолеть, реализовать то, что очень хотелось и желалось.

Существует ведь еще и принудительный альтруизм, когда мы неохотно передаем ресурс другому человеку. Он построен на предупреждении и смягчении или устранении вероятной или кажущейся агрессии со стороны того, кому осуществляется добровольная уступка. А ведь и она направлена на поддержание иерархических отношений (не в пользу нас).

Так же мотив альтруизма может основываться на аутоагрессии, где чувство вины принуждает нас совершать альтруистические поступки, так как они могут смягчить или компенсировать вину. Всегда ли это оправдано?

Теперь рассмотрим защиты альтруиста.

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вспомните классические сцены в большой семье когда один из её членов, переживая скрытую или явную обиду и испытывая враждебность в отношении остальных, в то же время отказывается от своей части денег, подарков, от своего места в поездке, за столом и пр. С одной стороны, мы обнаруживаем негативную мотивацию, а с другой – альтруистическую уступку ресурса. Бывают и более мягкие примеры. Хотя бы такие ситуации, когда, компенсируя неосознаваемую агрессию в отношении своего ребенка, мать задаривает его подарками, закармливает его, вкладывает в него все свои доступные ей ресурсы, лишь бы заслониться материальным щитом от собственной враждебности в отношении своего чада.

ИНТРОЕКЦИЯ

Если внимательно рассмотреть интроекцию, как механизм психологической защиты, то становится очевидным, что это один из наиболее ярко выраженных способов альтруистического поведения. Действительно, сам смысл интроекции состоит в некритическом усваивании чужих точек зрения, мнений, смыслов, позиций, без сопротивления им, без предъявления собственных взглядов и ценностей. Интроекция адаптирует нас к существующей реальности, она подавляет в нас конфликтность в отношении старших людей и господствующих мировоззрений. Мы альтруистично приспосабливаемся к заданному стилю и образу жизни, воспринимаем его как догматичную норму, при этом подавляем ту часть нашей личности, которая идет вразрез с про-социальным Эго.

РЕГРЕССИЯ

Ещё один способ защититься от мира с помощью альтруистического поведения предлагает нам регрессия. Бывают семейные пары, в которых при разделе бюджета, при определении досуга и планов на будущее один из супругов, уходя от сложностей внешнего мира и от связанной с этими сложностями ответственности, регрессирует до уровня маленького ребенка. В это время второй супруг совсем не обязательно «включает опекающее родительское поведение». Он может остаться на уровне взрослого либо холодного родителя и распределить все так, как будет выгодно именно ему. Тем самым регрессия также позволяет обеспечить альтруистические проявления личности, маскируя их даже от сознательного контроля самого «альтруиста». Фактически один из супругов передает весь контроль за ресурсом другому, и как тот им распорядится, зависит от доброй воли последнего.

СЕКСУАЛИЗАЦИЯ

Это защитный механизм психики (истероидной личности), которые часто склонны утолять свою потребность во внимании, используя свою сексуальную привлекательность. Она носит адаптивный и дезадаптивный характер, в зависимости от того что было сексуализировано.

Сексуализация поведения встречается тогда, когда человек «духовно пуст», когда он не может поддерживать партнерские отношения, когда ему трудно соответствовать психологическому уровню визави, когда он испытывает ряд моральных обязательств перед партнером или чувство вины, но не может адекватными способами разрешить ситуацию, и когда он спасается от этой ситуации за ширмой секса. Может ли сексуализация поведения быть альтруистическим актом в отношении Другого? Если рассматривать тело человека, как ресурс, то тот факт, что человек предоставляет свой ресурс-тело, конечно, является альтруистическим шагом. Другое дело, что данная защита может мотивировать альтруистическое поведение только в том случае, когда это поведение исходит от девушки, а не от парня. В последнем случае, сексуальное поведение начинает носить характер донжуанизма, связано с инфляцией личности и ничего общего с альтруизмом не имеет.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Отдельного внимания заслуживает рационализация. Во-первых, человек может рационализировать свою вынужденную жертву, как заранее спланированную альтруистическую уступку. Такие случаи бывают, например, когда сотрудник какой-нибудь организации не решается претендовать на более высокую вакансию, но переживает при этом желание «роста» и сдерживающий это желание страх выделиться на фоне остальных. Как правило, всё это длится до тех пор, пока себя не выдвигает более настырный член коллектива, которого и утверждают на данном месте. И уже после утверждения нового руководителя «наш» сотрудник начинает рационализировать акт собственной альтруистической нерешительности доступными ему объяснительными средствами. Другое проявление рационализации альтруизма состоит в том, что субъект объясняет природную мягкость своего характера, когда он жертвует собой и помогает всем без разбора, своим сознательным выбором и тем, что ему воздастся за заслуги несколько позже (в следующей жизни, после смерти и пр.). Похожая ситуация случается тогда, когда уступка собственных позиций происходит из-за страха перед конфликтом. Человек опять рационализирует собственное поведение, как искренне альтруистическое.

Наконец, ещё одна защита, являющаяся в то же время и проводником альтруизма, – ВСЕМОГУЩИЙ КОНТРОЛЬ. Подобного рода механизм случается при полном отрицании негативного характера сложившейся ситуации. Человек в порыве «всемогущего контроля», невзирая на «сильное обнищание и потерю ресурса», например, на последние деньги может «закатывать пиры». При этом он искренне верит, что ситуация у него под контролем, что он легко её поправит, а в качестве доказательства самому себе на остаток средств устраивает праздничный блеф.

Интересно, что функции защитных механизмов могут выполнять и стереотипные роли, сценарные паттерны взаимодействия с миром и пр.: «…роли могут выступать в качестве защитных механизмов: человек «надевает на себя маску», чтобы спрятать за ней свое настоящее лицо, стремясь защитить некоторые болезненные стороны своего «Я».

Подведём итог взглядам Фрейд на альтруизм. Она понимает под альтруистическим поведением результат оборачивания первоначальных эгоистических устремлений. Подобное оборачивание происходит под давлением жесткого СуперЭго на Эго субъекта. Эгоцентрическая мотивация всегда маскируется теми или иными механизмами защиты, что затрудняет её распознавание. Само же движение человека в рамках порочного круга «невроза альтруизма» приводит его к депрессии и к прямой либо символической смерти.

По мнению Хорни, альтруизм для невротической личности является чем-то вроде компромиссного стиля поведения. Анализируя психический мир человека, страдающего неврозом, она приходит к выводу, что в нём действует сразу две разнонаправленных психических тенденции, которые являются принципиально несовместимыми: с одной стороны, невротиком движет агрессивное стремление к доминированию типа «никто, кроме меня», а с другой, он испытывает непомерное желание быть всеми любимым. Ситуация, когда человек зажат между честолюбием и невротическим стремлением к любви, − один из центральных конфликтов при неврозах. «Главная причина того, почему невротик начинает бояться своих честолюбивых желаний и претензий, почему он не хочет признать их и почему он их сдерживает или даже испытывает к ним отвращение, заключается в его боязни потерять любовь. Другими словами, причина, по которой невротик сдерживает свое соперничество, заключается не в том, что требования его СуперЭго являются особо жестокими и слишком сильно препятствуют его агрессивности, а в том, что он находит себя попавшим в затруднительное положение между двумя в равной степени настоятельными потребностями: честолюбием и потребностью в любви»

Дополнительное подтверждение враждебности альтруизма невротиков дает и тот факт, что у многих из них существует боязнь успеха. «У многих невротиков тревога по поводу враждебности других людей столь велика, что они испытывают страх перед успехом, даже если убеждены в его достижимости… Эта боязнь успеха проистекает из страха вызвать зависть у других и таким образом потерять их расположение». Подобный «страх чужой зависти» вызван ничем иным, как проекцией собственной агрессивности, которая перерабатывается, расщепляется на составляющие, а после одна часть проецируется на других людей, а другая с помощью реактивного образования трансформируется в альтруистическое поведение.

Вообще, боязнь успеха это обратная сторона боязни неудачи. Все это сопряжено с риском и со страхом перемен (постоянные сомнения в себе, неспособность справиться с переменами). Это тормоз нашего развития. Такие люди избегают конкуренции и соперничества. Свидетельства собственной привлекательности, смышлености, любознательности и логики… вызывает у них тревогу и напряжение. Приближаясь к пику достижения цели они умудряются ускользнуть от успеха.

Причина формирования такого страха: дефицит родительской любви и принятия. Если детей часто подвергали критике, редко хвалили, предъявляли завышенные требования они вырастают сверхтребовательным к себе. Эта проблема к примеру может запуститься во время экзамена (провал), либо это может быть крах на любовном фронте. Отверженные, незаслуженно обиженные, грубо раскритикованные такие люди тратят долгие годы на то, чтобы взять реванш, доказать себе и окружающим, что они чего-то стоят. Но так и не могут обрести уверенность в себе. Но нужно всегда помнить: “Падает тот кто бежит. Тот, кто ползет – не падает.”

И в заключении нужно признать что жить следует так, чтобы поддерживался правильный обмен энергиями. Если мы не в состоянии помочь себе, то хотя бы в воспитании детей постараться не делать ошибок. Не нужно отказывать в помощи, если тебя о ней просят, но и не нужно навязывать ее, вынуждая сесть себе на шею. Делая для кого-то жизнь легкой, мы не подозреваем, что потом она может обернуться для них другой, сложной стороной. И что тогда? Энергия нам дается не просто так, и растрачивать ее попросту на щедрые подарки* другим ущемляя себя, конфликты, противоречивые желания, негативные эмоции, ... безделье и праздность - грех. Лучше накапливайте для себя любимого (своих влечений, личного роста и развития), для благих дел. Впрочем, каждому свое :)


... "в настоящей любви всегда спрятан... заряд замаскированной союзом латентной агрессии" (К. Лоренц)


Литература:

А.Поис "Мы и Мир"

В.Дорожкин "Альтруизм: так называемое добро"

К. Лоренц "Агрессия"

интернет-ресурсы


Оставить отзыв

Всего отзывов: 2 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом