12 декабря - день рождения стихотворения. Марина Цветаева. "Ты, меня любивший фальшью..."
Истины - и правдой лжи,
Ты, меня любивший - дальше
Некуда! - За рубежи!
Времени. - Десницы взмах! -
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах.
Стихотворение написано в конце 1923 года. Марина уже полтора года в эмиграции, где ей холодно и неуютно. Позднее она напишет: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…» Почти ничего не пишется. Нет ни вдохновения, ни желания. Стихи в Европе – не в моде. Они там никому не нужны. «Стихов я почти не пишу, и вот почему: я не могу ограничиться одним стихом — они у меня семьями, циклами, вроде воронки и даже водоворота, в который я попадаю, следовательно — и вопрос времени… А стихов моих, забывая, что я — поэт, нигде не берут, никто не берёт — ни строчки».
И вот Сергей Эфрон знакомит Марину с Константином Родзевичем. Сначала она не замечала повышенного внимания Родзевича к ней, но вдруг чувство пришло само и, как лавина, захватило Марину. Под влиянием захлестнувших ее эмоций, за три месяца своего головокружительного романа Марина пишет более 90 стихотворений. Однако отрезвление наступило слишком быстро. Эмоционально, на пике страсти, она была не готова к расставанию с возлюбленным. Но и уходить от Сергея Марина тоже была не готова. Перед поэтессой встал сложный выбор. Наконец-то, впервые в ее жизни все слилось в одном лице. Еще 23 сентября в письме к Родзевичу она писала: «Вы сделали надо мной чудо, я в первый раз ощутила единство неба и земли». Опустошение после разрыва было настолько сильным, что больше месяца она не прикасалась к бумаге, ей нечего было выплескивать миру. На сходящемся тригоне Нептуна к Юпитеру она ушла в поиски себя, в свои мысли и переживания. Но вот тригон расходится, и руки сами тянутся к карандашу, и рождаются первые надрывные и очень личные строки: «Ты, меня любивший фальшью Истины». Одухотворенная, неземная Марина была раздавлена. В одном из писем мы находим полные горечи строки: «У меня... эту зиму было много слёз, а стихов — мало…» Хотя, со стороны Родзевича, все было более спокойно: «Произошел не разрыв — расхождение. Я предпочел налаженный быт». Вот эту "правду" и не могла простить Марина. Стихотворение родилось в состоянии, когда невозможно принять «фальшь истины и правду лжи». Все, что для него истина, для нее - фальшь, все, что дня него ложь, для нее - правда! На тригоне транзитных Солнца с Нептуном и оппозиции Луны с Нептуном – призыв к честности, настоящности, порыв посмотреть правде в глаза - в его отношении к ней теперь все ложь и предательство. Транзитная Венера в Козероге в точной оппозиции к Плутону. Все – или ничего. Драматизм ситуации достигает своего пика. Да и как понять и простить, когда «Ты, меня любивший – дальше Некуда! - За рубежи!» отказался, ушел в сторону, не стал бороться, и, фактически, предал. Луна на Марсе Цветаевой, в тригоне к ее Солнцу и Меркурию – резкость и раздражительность вырывается наружу и вот он – открытый упрек предательству.
Всего за неделю до создания стихотворения, 4 декабря 1923 года, Луна идет по натальному Меркурию, а Марс - в секстиле с натальной Венерой, и она под влиянием эмоций напишет Родзевичу: «Друг, я Вас знаю другим: настоящим. Иным Вас не знаю. За всё наше долгое приятельство — ни одной фальшивой ноты. Я имела редкое счастье Вам не нравиться и потому — видеть Вас настоящим. Вслед за этим я имела редкое счастье — быть Вами любимой: углубленная и усугубленная настоящесть.
Что же теперь?
Теперь — игра, т. е. Вы, какой Вы со всеми, т. е. меньше, чем тогда, чем всегда. Я Вам сейчас дальше, чем в первый день нашего знакомства» .
Спустя несколько дней именно это слово – «фальшивый» - прорывается в восьмистишье Цветаевой, как приговор их отношениям. Он, признанный всеми Казанова, уверял ее в своей безграничной – «дальше некуда» - любви. И – предал! Он нарушил все данные ей обязательства, и через строчку повторявшиеся слова «Ты, меня любивший» обрываются – «Ты меня не любишь больше». Вот она – истина в 5 словах!
P.S.
Что так привлекло, заворожило в этом стихотворении именно сейчас? Откуда такое желание раскрыть его не когда-нибудь, а сегодня? На момент прочтения этого стиха (не в первый раз, а в, может быть, сотый и именно сейчас) - Меркурий в точнейшем (до 3 секунд) соединении с Меркурием "Ты, меня любивший фальшью..." - это не только день рождения стихотворения, но и революция Меркурия, Меркуриар. Луна, как и 93 года назад - в воздушном Водолее, да и Сатурн на Солнце произведения, а Юпитер в пределах градуса на Меркурии Цветаевой - просто пришло его время...
P.S.S.
Прочитала прогноз Н.Князевой на 6 - 9 декабря (на время написания статьи), сделанной по традициям Гамбургской астрологической школы:" Венера в тау-квадрате с Вулканом и Аполлоном. Время открытого проявления чувств, а также страстей и безрассудств в любви и человеческих отношениях." - это именно то, что так свойственно было Марине.