окулус | блоги | елена романова | цветочные легенды | легенды о крокусе

Легенды о Крокусе


"Закрыв глаза, представь себе благородный шафран, и тогда ты увидишь все: благородную синеву неба, загадочную желтую луну, розовую утреннюю зарю и лилово-красные сумерки"
, - гласит старинная восточная легенда.

В Москве расцвели крокусы, а это верный признак того, что и к нам пришла весна!

Прародитель садовых крокусов - дикий крокус, или шафран.

Название цветка происходит от греческого слова ‘kroke’ – нить, так как высушенные столбики (рыльца) крокусов напоминают нити волокна.

Раньше из пыльцы этих растений делали желтую краску, поэтому второе название крокуса — шафран, происходит от арабского ’sepheran’ – желтый.

Род крокус (шафран, crocus) относится к семейству ирисовых (касатиковых, iridaceae) и насчитывает около 80 видов. Существует множество сортов растения, но самый интересный из всех - это шафран посевной. В отличие от других видов крокусов, цветущих весной, шафран цветет осенью. Он зацветает обычно в середине октября. В это время поле шафрана представляет собой потрясающе красивое зрелище: на земле, практически лишенной какой-либо другой растительности, возникает множество нежно-фиолетовых цветов. Стоит отметить, что известный еще в глубокой древности шафран — это не совсем то растение, что мы подразумеваем сейчас.

Нынешний шафран посевной (crocus sativus) — следствие мутации средиземноморского крокуса Картрайта (Crocus cartwrightianus), «тогдашнего» шафрана. В диком виде он не встречается.

Дикий шафран известен с незапамятных времен, упоминается в египетских папирусах, в книгах Соломона, у Гомера, у Гиппократа. Шафран был известен не только как благовонное средство, как краска для материи, как изысканная приправа, применяемая в царских кухнях, но и как драгоценное лекарство.

Известно, что желтая обувь царей Мидии, Вавилона, Персии окрашивалась шафраном и при этих царях шафран был известен как лекарственное растение.

Кроме того, в желтый цвет окрашивались платья, каймы платьев и покрывала.

Публий Овидий Назон упоминает в своей поэзии о шафране многократно. Благодаря своей высокой цене шафран служил показателем проявления безумной расточительности римских императоров.

Так, Галиобал купался в прудах, вода которых была надушена шафраном. Во время пиров он и его гости возлежали на подушках, набитых шафраном. В залах, где происходили эти пиршества, полы также посыпались шафраном. Во время шествия Петрония на праздник рабы посыпали его дорогу шафраном.

Авиценна наблюдал, как шафран, даваемый чахоточным, дошедшим до последней стадии кахексии и уже умирающим, удлиняет им жизнь. Савонарола сообщает, что итальянки принимали шафран, чтобы облегчить отделение месячных и роды. Деоба и Рошфор полагали, что шафран является тонизирующим, отхаркивающим, ветрогонным и противолихорадочным средством.

Евреи также высоко ценили шафран. На древнееврейском языком назывался качкот, откуда и произошло греческое название крокос.

По буддийскому преданию, шафран родился в Кашмире (Индию, кстати, часто называют родиной этого удивительного цветка), принес его с небес, с горы Благовонной, архат Ниматун и посеял в этой стране.

В библейском Паралипоменоне II (9:1 анг.издания) говорится: "когда Царица Шебы посетила Царя Соломона в 992 веке до н.э., она явилась в сопровождении огромной свиты, с верблюжьим караваном, груженным пряностями, золотом и драгоценными камнями. И одарила она царя 120 талантами золота, множеством пряностей и драгоценных камней: и не было такой пряности, которую Царица Шебы не преподнесла Царю Соломону".

Родиной шафрана считается Малая Азия, Ближний Восток, Индия. Это растение начали выращивать на Востоке задолго до нашей эры. Он до сих пор распространен в Сирии, Палестине, Персии. Знали его и в Древнем Египте.

Он есть не только в письменностях шумерской цивилизации, но и сохранилась роспись на стенах Кносского дворца на Крите, относящаяся к 1500 году до н.э., где изображены люди собирающие шафран.

Описание лечебных свойств шафрана, есть в китайских медицинских книгах относящихся к 2600 году до н. э. и в египетских текстах датируемых 1500 годом до н. э.

В книге Песни Песней он упоминается среди душистых трав, его употребляли, как благовоние и драгоценное лекарственного, он стал цветом одежды последователей Будды (после его смерти), его преподносили, как самый дорогой и изысканный подарок императорам, королям и папам.

"Этот благородный цветок с радостью отдает людям свое сердце.

И из тысяч таких сердец получается пригоршня чистого золота"

- так в старинной рукописи, обнаруженной в английском графстве Эссекс, описано появление на свет пряности под названием "шафран".

В природе существует множество видов крокусов, среди которых есть и желтые, и ярко-синие с пурпурными полосками, и розоватые.

Недаром эти цветы называют "детьми радуги" : по одной из легенд, они появились на свет в тот день, когда в небе после холодного весеннего дождя встретились солнце и радуга, наполнившие лепестки крокусов силой и окрасившие их в яркие цвета.

Согласно древнегреческой легенде, возникновение шафрана произошло следующим образом. Юноша по имени Крок упражнялся с вестником Олимпийских богов Гермесом в метании диска. Во время соревнования диск случайно угодил в Крока, и юноша погиб. Из его крови, пролившейся на землю, вырос цветок крокус (шафран).

Согласно другой версии, Крокус был влюблен в нимфу и они никогда не разлучались. Когда богам надоело наблюдать за ними, они превратили нимфу в куст, а юношу - в прекрасное растение, которое впоследствии стало называться шафраном.

Упоминается о крокусе (шафране) и в греческих ритуалах:

Ферейские ритуалы:

Открытый греческим археологом С. Маринатосом в 1968-1976 г.г. на острове Фера (ныне Санторин) древний город Акротири, погибший от землетрясения, поразил всех своим цивилизованным видом. В уцелевшем квартале дома располагались вдоль дороги, названной дорогой Тельхинов - древних кузнецов-чародеев из греческих мифов. Здесь были очень большие дома, возведенные на прекрасных фундаментах.

Для II тысячелетия до н. э. Такая архитектура не менее совершенна, чем для итальянского Возрождения виллы, построенные архитектором Палладио.

Открытая часть города представляла священный квартал. Почти в каждом особняке, стоявшем по обе стороны улицы, находились помещения для отправления культа, как свидетельствуют найденные там ритуальные вещи (например, особые сосуды) и конструкция комнат с кухней и окном, выходящим в помещение, где устраивался ритуальный пир. В таких комплексах стены были украшены живописными, прекрасно сохранившимися фресками с изображениями обрядов.

Один из великих праздников на Фере, или, скорее, мистерия, совершался в Святилище Крокусов, как называли самый южный, стоящий близ моря особняк. Он отличался от прочих не только тем, что завершал улицу и поэтому именно в нем выполнялись самые важные обряды. Священная процессия, воспроизводившая ход солнечного светила, заканчивала в нем свой путь.

В Святилище Крокусов было много расписанных комнат (и даже рельефов), расположенных в два этажа - почти все росписи посвящались теме срывания крокусов. Цветы играли огромную роль в жизни древних людей. На Фере они также наделялись особой святостью, в них видели воплощение божеств.

В Святилище Крокусов показаны девушки, срывающие цветы и подносящие их в корзинках богине. Богиня торжественно восседает на тройной платформе в верхней зоне, а в нижней представлена “смерть “: здесь изображены усыпанный цветами и залитый кровью алтарь и девушка, ранившая ногу до крови во время собирания крокусов.

Подразумевается, что девушка мертва, принесена в жертву; она скорбно склонилась над раненой ногой. Под этой сценой находится особое углубление в полу -“преисподняя” куда, очевидно, должны были спускаться проходившие посвящение девушки.

Подобные действа - срывание цветка, похищение дочери Деметры, Персефоны, ее брак с Аидом и воцарение в преисподней - разыгрывались на знаменитых Элевсинских мистериях классической Греции, и там уже не только девушки, но и весь народ совершал прижизненное посвящение в тайны потустороннего бытия и воскрешения. Девушки бродят по скалам среди разбросанных крокусов, как минойские собирательницы лилий на фресках в вилле из Агиа Триады.

На Востоке говорят, что лепестки шафрана дарят созерцающему житейскую мудрость, желание пофилософствовать и не дают забыть о доме и близких.

Упоминается шафран и в легенде о Святом Валентине.

Говорят, что на самом деле святых Валентинов, умерших в Древнем Риме в 269 (по другим источникам в 270) году и почитаемых в один и тот же день, было два. Деяния их уже давно стали легендой, и теперь уже никто точно не помнит, какому же из них был посвящен праздник. Известно только то, что один из них, более молодой, был в

Риме проповедником и врачом. Во время гонения на христиан императора Клавдия он был казнен.

Другой Валентин, епископ Тернийский, жил недалеко от Рима и погиб смертью мученика от рук язычников в том же 269 (270) году.

В древнем Риме когда-то жил врач по имени Валентин. Его называли "гастрономическим доктором", т.к. он всегда был озабочен тем, чтобы лекарства, которые он предписывал принимать больным, имели приятный вкус. Для придания восхитительно вкуса лекарствам он смешивал горькие микстуры с вином, молоком или медом. Он промывал раны вином и использовал травы для облегчения боли.

Святой Валентин также был проповедником. И хотя в те времена христиане в Риме преследовались, он стал священником. Валентин жил во времена Клавдия II, славившегося множеством захватнических воин. Когда у Клавдия возникли проблемы с набором новых солдат в армию, он решил, что причина кроется в привязанности солдат к своим женам и семьям. И отменил свадьбы и помолвки.

И Валентин стал не только молиться о здоровье своих пациентов, но и тайно венчать влюбленные пары. Однажды тюремщик римского императора постучал в дверь Валентина. За руку он держал свою слепую дочь. Он узнал о чудесном врачевании Валентина, и умолял Валентина излечить дочь от слепоты. Валентин знал, что недуг девушки практически неизлечим, однако он дал слово, что сделает все возможное, чтобы ее вылечить. Он назначил девушке мазь для глаз, и сказал прийти еще через некоторое время. Прошло несколько недель, но зрение к девушке так и не вернулось.

Однако тюремщик и его дочь не сомневались в своей вере в доктора Валентина и продолжали принимать назначенные травы и настои.

А в это время до императора дошли слухи о тайных венчаниях, которые проводил Валентин. И в один из дней римские солдаты ворвались в жилище Валентина, уничтожили лекарства и взяли его под арест.

Когда отец больной девушки узнал об аресте Валентина, он хотел вмешаться, но был не в силах чем-либо помочь. Валентин знал, что скоро его казнят. Он попросил у тюремщика бумагу, ручку и чернила и быстро написал девушке прощальное любовное письмо. Валентина казнили в тот же день, 14 февраля.

Когда тюремщик вернулся домой, его встречала дочь. Девушка открыла записку и обнаружила внутри нее желтый шафран (крокус) .

В записке было написано "От твоего Валентина".

Девушка взяла шафран на ладонь, и его сверкающие цвета озарили ее лицо. Произошло чудо: зрение девушки восстановилось.

Англичане полагают, что любование крокусами особенно полезно представителям сильной половины человечества. Ведь оно настраивает на романтический лад, вселяет тягу к странствиям и благородным поступкам и таким образом способно превратить мужчину в настоящего средневекового рыцаря. А чтобы ускорить процесс чудесного превращения, рекомендуется почаще любоваться весенними фиолетовыми крокусами. Этот вид пользуется в туманном Альбионе особой популярностью - Королевское общество садоводов очень уважает его не только за красоту форм, но и за завидную жизнестойкость.


По материалам публикаций:

Золотое сердце сэра Крокуса

Forum Sandal House

Крито-микенское искусство

Крокусы или история о Шафране

Шафран


Оставить отзыв

Всего отзывов: 21 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом