Колесо Года. Йоль
И целая их череда
Составилась мало-помалу –
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.
Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.
...
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
© Б.Пастернак
Сакраментальный праздник Йоль знаменует очередной поворот Колеса Года и возвращение силы Солнечного бога. Праздник не случайно называют "возвращением Солнца" – ведь самая долгая ночь в году, называемая "полночью года", когда "кровь всего мира застывает", всякий раз заканчивается победой Света.
Йоль – самый главный среди праздников древних скандинавских и германских народов.
Кельты встречали Новый год в Самайн после сбора урожая, когда заканчивались работы в поле, а Новый год древних скандинавских и германских народов приходился на день зимнего солнцеворота. Название праздника Йоль (в разных языках Yule, Joll, Joel или Yuil) предположительно произошло от слова "колесо", "крутиться".
В эти дни люди собирались вместе, чтобы грандиозным пиршеством встречать Солнце, восстающее из мрака ночи, и приветствовать возрожденный Мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве – как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая непременно продолжится после зимних холодов.
Ночь перед зимним солнцестоянием называлась у древних Ночью Матери, поскольку смысл всех йольских ритуалов – рождение Солнечного Младенца. Солнечный бог к приходу Остары вырастет, возмужает и встретится с юной Богиней, чтобы зачать с ней новое Звездное Дитя, что родится в зимний солнцеворот к следующему Йолю .
Во многих языческих культурах к этой поре года приурочивалось рождение богов, таких как златокудрый бог света Аполлон, персидский бог солнца Митра, древнеегипетский бог возрождения и царь загробного мира Осирис.
В Риме ближе к концу декабря проходили Сатурналии – праздники Непобедимого Солнца (Sol Invictus).
Время празднования языческого Йоля по времени приблизительно совпадает с Рождеством.
Продолжалось пиршество 12 ночей (13 дней), называемых "ночами духов". Эти тринадцать дней – период, в течение которого нет привычного хода времени; наступает пора, когда богиня Судьбы вращает свое веретено и вершится наш жребий.
Возможно, так родилась традиция Рождественских праздников и каникул. Собственно этимология немецкого слова "Weihnachten" (Рождество) - фактически прямой перевод словосочетания "ночь духов".
В древности Йоль начинался 19 декабря, а самая важная ночь праздника, она же самая долгая в году "ночь Йоля" приходилась на солнцеворот. Созвучно кельтской традиции Самайна считалось, что в ночь Йоля, во время которой граница между мирами истончается, властителями на земле становятся духи. В эту ночь зажигали "костер Йоля", таким образом охраняя дом от злых духов; тут же у ритуального костра давали самые искренние клятвы и обеты.
Считалось, что не следует быть одному в эту ночь, иначе человек остается наедине с духами. Отсюда традиция держаться всем вместе, шумно пировать, веселиться и приветствовать новорожденное Солнце, дарующее жизнь. Чем разгульнее веселье, чем ярче и выше огонь ритуального костра, тем больше вероятность отогнать силы Зла, цель которых помешать рождению молодого Бога. В этот день было принято не гасить свет в доме и оставлять гореть свечи.
Канун Йоля ассоциируется с Йольским деревом, символом Мирового Древа, или просто ёлкой. Кстати, в немецком языке, помимо Tannenbaum, сохранилось еще одно гораздо более древнее название ели – Yulbaum. Yulbaum, Йоль-баум, дерево Йоль, Йолка-Ёлка - вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, что продолжится и после зимних холодов, древние представляли себе, как Древо желаний. Ствол его сохраняли для изготовления майского шеста в Белтайн.
Йоль-баум украшали крылатыми фигурками ангелов – символами душ умерших предков, шарами – символами загадываемых желаний и звездами – символами надежд, Солнцем и Луной – символами Бога и Богини, света дневного и ночного. На ветвях дерева занимали достойное место миниатюрные рога изобилия и виноградные грозди – символы полной Чаши.
Можно украсить маленькую елку в горшке и затем развесить на ее ветвях задуманные желания на будущий год.
Их записывают на полосках бумаги, сворачивают в свитки, перевязывая красными и зелеными ленточками, ими же прикрепляют к ветке. Елка выставляется на алтарь на все время празднования.
Заканчивался праздник после двенадцатой ночи (вспомним "12-ю ночь" Шекспира), то есть ночи с 31 декабря на 1 января по древнегерманскому календарю или 6 января по христианскому летоисчислению от ночи Рождества 25 декабря.
Следующий, 13-й день, т.е. 1 января считался "днем Судьбы" – все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло будущие события нового, уже наступившего года. И даже сегодня многие верят в то, что "как Новый год встретишь, так его и проживешь". А прежде считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время "Двенадцатой Ночи"; и самые сильные слова – те, что сказаны в эту ночь.
Стол украшали свечи: зеленые, красные, белые… Красный – женское жизненное начало. Зеленый – символ торжества жизни, Белый – чистота. Они должны были должны догореть дотла.
Непременный атрибут праздничного алтаря – Йольское полено. Его перевивали красными и зелеными лентами, украшали фигурками фей, символическими изображениями обоих светил, ветками вечнозеленых растений, остролиста и омелы, свечами. Ритуальное полено разжигали первым, и часть праздничного ужина готовили на нем, а недогоревшую часть его, в качестве оберега для защиты дома и амулета плодородия, сохраняли весь год.
Кондитерская имитация ритуального полена, йольское лакомство – бисквитный рулет с кремом, покрытый корой из шоколадной глазури. Из таких "поленьев" можно собрать целую вязанку.
Йольская ночь напоминает о том, что все наши несбывшиеся мечты, все несчастья, все рухнувшие планы и горькие разочарования – все имеет свой предел. Прилагайте усилия, чтобы успеть освободиться от привязок и идеализаций накопившихся за год.
И Свет непременно станет возвращаться!
Веселых праздников!
© Tamta Rot, декабрь 2014