Психология древней Астрологии
I. Психология древней Астрологии
Тайный смысл Астрологии был живым в Античности. Об этом свидетельствуют тексты и археология, и именно для того, чтобы приступить к данному сюжету, нам надо вернуться в древность.
Интуитивная наука Древних, настоящая синтетическая наука, была основана на иных принципах, чем наша. Но - по крайней мере, в нашем знании – нигде не обнаруживается характерных черт этой науки. Еще не было когда-либо предложено исследований глубоких разногласий, которые существуют между знанием Древних и нашим. Давайте попытаемся дать общий обзор этой науки Древности, по меньшей мере, в области Астрологии.
Сравнивая литературу различных веков, несложно отдавать себе отчет о постепенном и постоянном изменении сознания и мышления. Все рукописи средних веков нам кажутся сложными и трудными, чтобы быть понятными, не потому что они написаны темно, но потому, что изменяется менталитет и потому, что наше сознание не является таким же, как таковое, к примеру, XIII-ого века. Комментаторы средних веков были также ясны для своих современников, что и Бергсон(Bergson) или Матерлинк (Maeterlinck) - для нас. Но, так как наше сознание, наш способ понимания безостановочно изменяется, мы можем быть уверенными, что, через два или три века, любой автор нашего времени, станет сложным для понимания. Наша манера мышления не является такой же, какой была пять веков тому назад. И если мы хотим понять древнюю науку - в общем, и Астрологию - в особенности, мы должны превосходить наш образ мыслей.
Человеческая эволюция в течение последних двух тысячелетий развивалась, главным образом, в индивидуальном смысле. Каждый из нас видит сегодня мир своими собственными глазами и с его личной точки зрения, и, вероятно, что нет среди нас двух человек, имеющих одинаковые мнения по всем поводам. В Древности, индивидуализм был, образно говоря, ничтожным, а коллективная мысль господствовала над мыслью индивидуальной.
Древность была также коллективна, как современный мир - индивидуалистичен. Это объясняет, почему, в Древности, Астрология коллективная, мировая, была намного более развита и развивалась, чем Астрология гороскопическая (натальная), которую мы практикуем в наши дни в ущерб её мировой части.
Коллективная мысль была, главным образом, эмоционального порядка, то есть основанная на чем-то, вроде чувства, интуитивного понимания. Это чувство, это интуитивное понимание не находилось в нынешних переделах. Когда современный человек говорит о нем самом и о других, он говорит: " Мир и я "; в Древности, эта граница не была начерчена еще столь четко. Так называемый, современный примитивный человек, чье мышление еще может быть сравнимо с древним укладом, вам еще скажет: " Я, такого-то рода- племени ", то есть он присоединяется к коллективу, в то время, как теперь, мы противополагаемся коллективу.
Это коллективное чувство - прежде всего чувство солидарности (единомыслия), которое господствует надо всей древней мыслью. Понятие первородного греха, к примеру, является характерным для этой точки зрения. Это понятие полностью чуждо современному мышлению, но оно являлось частью всех древних религий, начинаясь с буддизма и заканчиваясь культом Митры, и это было бесспорной истиной. Для нас, современных, мир проявляется как механическая планировка атомов, различных частей, в то время как для Древних, он был совсем однородным ЕДИНСТВОМ, в котором все части были взаимозависимыми.
Возвращаясь к Астрологии, можно сказать, что для нас звезды проявляются как инородные тела, будучи далекими, излучающими вибрации, которым мы подвергаемся против нашего желания. Для Древних же, планеты были живыми силами, которые являлись частью человека, силами, которые жужжали в его подсознании и пульсации которых они испытывали в своем теле, в своем внутреннем бытии, как мы чувствуем, например, пульсации нашего сердца и движение нашей крови.
Это понимание (sentiment) Астрологии превзошло границы мира античности. Его мы можем найти еще у нескольких мистиков прошлых веков. Гиштель (Gichtel), например, видит в планетах демонов, которые нас заставляют поддаваться всем смертным грехам, и которые воздействуют на наши внутренние характерные черты. Катрин Эммериш (Catherine Emmerich) видит планеты, как внешние и внутренние формы одновременно.
Когда речь идет о подобном понимании астрального влияния, Астрология не является больше наукой абстрактных космических вибраций, как она ею кажется для современности, но является наукой души, наукой всего того, что существует, первой гуманитарной и наиболее высокой наукой.
При изучении древней Астрологии, это чувство универсальной солидарности, взаимозависимости части и целого, это чувство космической гармонии, не должно было бы быть потерянным из виду никогда. Это чувство предоставляло сами принципы астрологической науки Древних, и так как это чувство не существует больше у нас, то эти принципы, очевидно, потеряны, по крайней мере, частично.
И вот один пример:
Черты этих принципов и этого чувства обнаруживаются в еще встречающихся суевериях. Эти следы особенно многочисленны в средних веках. Ранее, практически везде появление чрезвычайных явлений и рождение чудовищ рассматривалось, как знак какого-то бедствия. И достаточно прочитать без какого-то предубеждения хронику средних веков для того, чтобы видеть, что перед каждой эпидемией чумы, население, к примеру, было обеспокоено и встревожено. Говорили о телятах о двух головах, детях- собаках, детях о трех руках, и т.д.
Итак, рождение чудовищ предполагает состояние аномального неба. Так как сообщество подвергается текущему влиянию неба, это аномальное состояние провоцирует появление чудовищ, имеющих последствие в жизни этого коллектива. Несмотря на его нелепый вид, у этого суеверия, как и у многих других, имеется реальное основание.
Мироздание прежде ощущалось как единая всеобщность, как живущий организм, чьи существа были его клетками. Нарушение равновесия на небе было неизбежно нарушением земного равновесия. Затмения всегда предполагались знаками несчастий, так как они ломают нормальные отношения между Солнцем и Землей.
Ощущение внутренних планетарных сил было прежде столь сильным, что эти силы рассматривались, как настоящие основатели народов и цивилизаций. У всех народов Древности, историческому периоду предшествовал легендарный период божественных династий. наиболее известны легендарные периоды Египта, Халдеи, и древнего Китая. Итак, везде царствующие божества были, олицетворением планетарных сил. Давайте возьмем, как пример, легендарный период китайской истории.
Древняя хроника, которая установила традиционную историю Поднебесной Империи, поместила в начале Китайской цивилизации пять правителей, которые являются ничем другим, как пятью планетами - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. В древнем Китае, Солнце и Луна занимают отдельное место, символизирующее обе полярности - Ян и Инь - что объясняет, почему они не входят в число космических сил, которые руководили китайской цивилизацией. Даже официальные историки, как Марсель Гране (Marcel Granet), автор «Китайской цивилизации» (La Civilisation chinoise), сдаются, считая олицетворениями этих правителей планетарные силы.
Отметим, что «Правитель Шу» (Chou-King), приписываемый Конфуцию, не упоминает только двух последних из этих пяти правителей, Юа (Yoa) и Шуен (Chouen). Возможно, что эти имена были теми именами исторических персонажей, которые прежде воплощали в духе планетарные принципы последующим поколениям. Древние народы не очень беспокоились, устанавливая для своей истории точную хронологию, рассматриваемую не с точки зрения исторической, но с точки зрения символической и духовной.
Первый из этих правителей – Хуан-Ди (Houang-Ti) - руководил в Китае золотым веком, ролью, приписанной Сатурну у греков и римлян. Мы обнаруживаем в истории всё, символизируемое этой планетой. Хуан-Ди был высоким, худым, бледным, и заботы его не оставляли совсем - то есть он имел чисто сатурнианский вид. Хроники говорят, что он торжественно открыл литейные цеха и другие шахтные работы, которые, как известно, оказываются под управлением этой планеты.
Второй правитель – Джуан-Ху (Tchouan-Hiu) - связан главным образом с символическим деревом Plan-mou; - именно планета Юпитер управляет деревом в дальневосточной теории пяти элементов.
Если третий элемент – Као-Син (Kao-Sin) – это Марс, четвертый - Яо (Yao) - дал людям гражданские добродетели и применил к небу науку чисел, что позволяет его идентифицировать с планетой Меркурий, планетой наук и математики. Согласно хроникам, Яо просил Хз и Хо "соблюдать со вниманием Небесные Законы (Auguste Ciel) применять закон чисел к Солнцу, к Луне и к Созвездиям ".
Наконец, пятый правитель - Шуен (Chouen) - обучил людей изготавливать глиняные вазы и преподавал им искусство оформления (украшения), что доказывает олицетворение планеты Венера.
Заметим также, что в истории Китая иногда ставят впереди времен пяти Правителей, век трех Августейших (Высочайших). Эти два временных отрезка смешиваются, соединяются, и можно предположить в трех Августах, которые осуществляли свое господство до божественных династий, три последовательных созвездия, которые пересекала точка весеннего равноденствия.
Этими тремя Августейшими являются: Фу-си (Fou - hi), Ниу-Коуа (Niu-Koua) и Шен-нонг (Chen-nong) или Фу-си и Ниу-Коуа, образовывали пару. Чу-йонг (Tchou-jong) и Шен-нонг. Первый из этих Августов - Фу-си и Ниу-Коуа соответствует созвездию Близнецов. Согласно легенде, эта пара изобрела обряды брака и подарков. В китайском символизме Фу-си и его сестра образовывают братскую пару, ее находят также в Древнем Египте, где они, представлены иногда с телом змеи и человеческой головой и реже, когда две змеи были сплетены подобные змеям из Кадуцея Меркурия - греческой эмблемы Близнецов.
Второй - Шен-нонг (Chen-nong), - правитель с головой Быка, изготовил плуг и преподавал правила сельского хозяйства, что делает из этого Августа олицетворение созвездия Тельца, которое пересекала точка весеннего равноденствия между 4.000 и 2.000 годами до нашей эры. Наконец, третий - Чу -йонг (Tchou-jong) имеет все характеристики Овна.
Дальше мы дадим другие примеры того, что можно назвать астрологическим регулированием (arrangement astrologique) в истории. Говоря об Эзотеризме Астрологии, невозможно обойти молчанием этот особенный аспект древней истории.
Этот пример персонификации космических сил ясно демонстрирует, до какой степени, эти силы были привычными для древних, в то время, как они нам кажутся чуждыми. Мироздание и его обитатели являются ничем иным, как только одним Единством, где все части связываются. Легко понять, что для людей, имеющих такое сознание, Астрология не может быть той же, что и для нас.
Во всех странах древности, некоторые атмосферные явления (феномены) являлись частью Астрологии. Цвет неба, видимость звезд, даже климат страны были приняты во внимание в астрологических занятиях. Даже в наши дни, китайские астрологи говорят, что ребенок, родившийся в воде, не может получить ту же космическую обстановку и, следовательно, иметь ту же судьбу, как ребенок, рожденный в тот же момент, на земле.
Надо признать, что древние были вправе допускать атмосферные явления в Астрологию. Один пример позволит это понять.
Луна - светило воображения, мечтательности и интуиции. Давайте представим ребенка, родившегося в течение ясной и безоблачной ночи; его воображение и интуиция будут ясны и глубоки как небо. Теперь допустим рождение в тумане, который вмешивается, как непроницаемый экран, между лунными излучениями и нами; воображение новорожденного при этом будет затемнено и его деформированная интуиция будет скорее темными движениями эмоциональной природы, - движениями, подобными движениям клочков тумана.
Восточные астрологи, которые сохраняют еще некоторые данные Древней Астрологии, принимают во внимание атмосферные условия рождения.
Жорж Сулие де Моран (Georges Soulié de Morant), книги которого о Китае очень известны, рассказывает о следующем факте, по поводу божественного значения атмосферных явлений:
... " Я всегда буду помнить о событии, которое произошло в 1908, во время визита, когда новый вице-король провинций Юн-нань и Кое-чеу приходил ко мне на прием в Генеральное Консульство в Юннань-фу. Я спускался по ступеням парадной залы навстречу моему гостю, который приближался окруженный министрами, когда, поднимая глаза, я заметил на прозрачном небе, великолепное и редкое явление учетверенного паргелия (quadruple parhélie): вокруг настоящего солнца, четыре солнца сверкали, каждый в конце светящегося креста.
" Ошеломленный, я оставался долго неподвижным. Наконец, чтобы исправить собственную невежливость, я поспешил сказать вице-королю, в цветистой формулировке: " Простите мое молчание, я восхищался солнцами, которые умножаются, отмечая ваш приезд в вашем королевстве ".
" Все высшее чиновничество подняло тогда глаза. Я увидел, как лица их побледнели. И вице-король мне степенно говорит:
- " Я не считаюсь с тем, как в Европе вы интерпретируете такое явление. Для нас, такое никогда не происходит в истории без будущих последствий, в течение года, перед концом династии и больших несчастий для народа, или наводнением, уничтожающим часть населения ".
" Шестью месяцами позже, вдовствующая Императрица и Император умерли в один день. Мятежи возникали во всех частях, предваряя основание Республики в 1911. Новый Император (Пу-И) совсем ребенок, был снесен шквалом (революции)"...
Эти несколько заметок дают небольшой и беглый обзор древней Астрологии.
Наша современная Астрология имеет средства, которые были абсолютно неизвестными для древних, но ощущение всемирной взаимосвязи, сообщало им более широкие, более духовные и оккультные взгляды, ощущаемые во внутренних ритмах жизни, в то время как мы, астрологи XX-ого века, - мы делаем статистику, мы изучаем влияние новых планет, мы обсуждаем различные системы прогрессий, но мы потеряли синтетическое видение.
Чтобы вновь обрести это видение, нам надо восстановить древнюю Астрологию и снова возвратить её духовный взлёт.
(перевод с французского В.Толстой)