"Целую ночь соловей нам насвистывал"...
Вокруг этого романса-не утихают споры..Но,также как прежде,он любим и молод..
Он наполнен любовью,романтикой и запахом белой акации..
А между тем ему очень много лет..
Он родился в далеком 1902 году, ,его авторы- поэт А. Пугачев и композитор А. . Цимбал..Вот так он выглядел "в детстве":
Белой акации гроздья душистые
Вновь аромата полны,
Вновь разливается песнь
соловьиная
В тихом сиянии чудной луны!
Помнишь ли лето, под белой
акацией
Слушали песнь соловья?..
Тихо шептала мне чудная,
светлая:
"Милый, навеки, навеки твоя".
Годы давно прошли, страсти
остыли,
Молодость жизни прошла,
Белой акации запаха нежного,
Мне не забыть, не забыть
никогда…
Книгоиздатели выпустили ноты этого романса в том же 1902 году в сборнике "Цыганские ночи" без указания имен авторов слов и музыки, а посему до сих пор не прекращаются споры об авторстве этого произведения.
Летом 1903 года петербургская "Нотопечатня В. Бесселя и Ко" в серии "Цыганские песни Н. П. Люценко" издала уже клавир романса "с вокальными партиями для тенора и сопрано". Романс становился все более популярным...
Его очень любили исполнители-Панина, Вяльцева, Сергеева, Эмской, Морфесси и братья Садовниковы,каждый из них добавил что-то свое,творческое,неповторимое в его звучание..
Первая мировая война- превратила лирическую мелодию романса в патриотическую песню,Окончательный вариант песни созрел в добровольческой армии А.И.Деникина,были начисто утрачены романтизм,лирика,и песня приобрела маршевый характер.
. Итак, перед вами белогвардейская "Добровольческая песня":
Слышали деды — война началася,
Бросай свое дело, в поход
собирайся.
Мы смело в бой пойдем
за Русь Святую
И как один прольем кровь
молодую.
Рвутся снаряды, трещат пулеметы,
Скоро покончим с врагами
расчеты.
Мы смело в бой пойдем
за Русь Святую
И как один прольем кровь
молодую.
Красноармейцы переделали эту героическую песню-гимн белогвардейцев на свой лад.за Советскую власть:
Слушай, рабочий, война
началася:
Бросай свое дело, в поход
собирайся!
Смело мы в бой пойдем за власть
Советов
И как один умрем в борьбе
за это.
Шли годы..
По мотивам романа М.А.Булгакова " "Белая гвардия"(1925) им же,годом позже,для МХАТА была написана пьеса "Дни Турбиных"..
Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальный быт, "бронзовую лампу под абажюром", "белизну скатерти", "кремовые шторы"
Друг М.Булгакова П.С.Попов писал: "Дни Турбиных" - одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя".
Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все люди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с 1926 по 1941 год.
Романс начал звучать в спектакле..
Кстати,велись долгие споры,а какой акации идет речь?
Об одесской,московской или питерской?
М.А. Булгаков родился 15 мая 1891 года в городе Киеве.
Солнце и Меркурий писателя в " родном знаке Украины" -Тельце..
многие его произведения были поставлены на сцене-и поэтому знак лунного Льва-тут,-как нельзя кстати..И все-же, не смотря на то,что Булгаков - был врачом,он много и плодотворно писал,занимался литературным трудом..
Марс,Нептун,Плутон и Северный узел в меркуриальном знаке-Близнецов,что очень подходит писателю..
Вот что пишут о Булгакове Семира и В.Веташ в "Астрологии творчества":
Булгаков отражает философичность Тельца, хотя обычно этот знак довольствуется данными формами и не изобретает своих. Сдвиг времен и оборотничество образов обусловила сила знака Близнецов в его карте (три планеты и Узел). Нехарактерную для Тельца "чертовщину" в его гороскопе показывают квадраты Плутона к Черной Луне с Сатурном (где стоит Вальпурга), и связки: Беллерофонт-Хель (германский образ преисподней, от которого происходит имя одной из героинь Гелла), Талант-Пандора (открытие корзины несчастий), Гармония-Дамокл (угроза) и Спирит-Иксион (вечные муки духа). А также связка Плутона с Восходящим Узлом в Близнецах, хотя соединение Плутона с Нептуном, которое бывает раз в 492 года (в прошлый раз оно знаменовало эпоху Возрождения) делает его произведения актуальными и по сей день, выявляя духовную ориентацию современности в опоре на ментальный поиск. Положение Прометея на Нептуне и Метиды на Психее подтверждает роль писателя как провозвестника психологии будущего.
Пророческие мотивы творчества Булгакова символизируют также Фама-Пифия-Манто-Кассандра (известность в предсказании драматичных моментов, не сразу доступных пониманию), Булгаков-Клото (богиня линии судьбы), Амур-Кливия (предвещание бед, к которым приводит любовь). В гороскопе актуальны и другие астероиды любви: Эрот в соединении с Церерой, Антэрот с Юпитером, а Купидон с Хироном и Вулканом — при том, что Венера в оппозиции с Ураном выявляет конфликт любви и свободы. И откровенную позицию борьбы с общественными установками формирует тау-квадрат Юпитер-Сатурн-Марс (на котором стоит Немезида), а также Солнце-Эрида (раздор) и Инцидентия на Узле (там же Маргарита). При этом астероиды Совесть и Ностальгия в соединении с Россией (там же и Карьера) указывают на национальную значимость идей писателя.
В 1976 году режиссер и актер Владимир Басов решил поставить фильм "Дни Турбиных"
У В.Басова (род. 28 .07.1923,гор.Уразов,Курской области) натальная карта типичного актера..,режиссера,работника искусств.
Солнце,Меркурий,Марс,Нептун-в знаке Льва..Луна в Водолее..
Венера-в Раке..Пожалуй,поэтому этот знак так много "знает" о семье,а ее боли и радости..,памяти..Юпитер-в Скорпионе,-стремится проникнуть в самое сердце,дойти до самой сути..
"Отгремела и кровопролитная Великая Отечественная война… И вот в середине
1970-х годов власти милостиво, хотя и не сразу, разрешили Владимиру Басову экранизацию этого "идеологически вредного" произведения. Режиссер приехал в Киев, чтобы определиться, где снимать те или иные сцены знаменитой киевской пьесы Мастера. Вне сомнения, Басов внимательно прочел и роман Булгакова "Белая гвардия", ввел в сценарий фильма героев, которых в пьесе нет (например, Карась). Режиссер проникся настроением произведения Булгакова, неповторимой атмосферой Города. Тогда-то и обратился Владимир Басов к своему любимому поэту-песеннику Михаилу Матусовскому, о чем я упомянул в начале статьи.
Вот что пишет музыковед Евгений Бирюков: "Приступая к съемке "Дней Турбиных", Владимир Павлович вспомнил, что в те давние времена, когда происходит действие пьесы Булгакова, в моде был романс "Белой акации гроздья душистые", мелодия которого позднее изменилась почти до неузнаваемости, приобрела маршевый характер и легла в основу известной революционной песни "Смело мы в бой пойдем". Режиссер захотел, чтобы темы этих двух песен прозвучали в картине как отзыв, эхо, отдаленное воспоминание тех лет, и поставил такую задачу перед Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером. Так появились в фильме две песни. Маршевая песня о бронепоезде "Пролетарий" за пределы фильма не вышла и широкого звучания, как говорится, не обрела, чего не скажешь о "Романсе", как назвали поэт и композитор песню-реминисценцию о "Белой акации".
Кроме того, что очень важно для нас, Владимир Басов попросил поэта о том, чтобы романс был "киевским, но без упоминания слова Киев", как и у Михаила Булгакова, хотя каждый читатель пьесы "Дни Турбиных" и романа "Белая гвардия" (а уж тем более — киевлянин) знает, что у Михаила Афанасьевича Киев всегда именуется .....
Городом.
Именно так, с большой буквы.
В.Басов обратился к поэту М. Матусовскому...,с просьбой реанимировать старинный романс.."Михаил Матусовский блестяще справился с поставленной задачей, ведь, согласитесь, для рифмы вполне можно было использовать и "Киев молчал...", ан нет, молчал в его романсе именно Город, то есть по сути — Киев, что и требовалось доказать."
Поэт едет в Киев,посещает Андреевский спуск и "Дом Турбиных", любуется цветущей акацией в киевских садах, "умытых весенними ливнями". Свое настроение он передал и своему другу — композитору Вениамину Баснеру..
Их страниями мы получили-совершенно новый ,но основанную на старом материале , замечательный романс...
Кстати,М.Л.Матусовский (родился 23 07.1915 года,Луганск)- имеет в натальной карте пять планет в знаке Рака..-Солнце,Меркурий,Венера,Сатурн,Плутон
Они и наполнили обновленное стихотворение романтикой и любовью..,воспоминаниями о прошлом..
Совсем Лунные впечатления..
Целую ночь соловей нам
насвистывал,
Город молчал и молчали дома.
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума.
Сад весь умыт был весенними
ливнями,
В темных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда.
Годы промчались, седыми нас
делая,
Где чистота этих веток живых?
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.
В час, когда ветер бушует
неистово,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя.
Использумый материал: