Смена парадигмы. Эксперимент "Повиновение"
Нашел - потерял...
Да в этом ли дело? Один человек,
Не поняв и трижды, на месте шагал.
А время летело,
И оставался только выход один -
Порвать со всем и сделать шаг в никуда,
Сломать все компасы и сбиться с пути,
Но только вырваться бы из повседневности...
И еще один взгляд на
СПАСИБО НАШИМ ОБИДЧИКАМ
Автор: Биби Шредер
Если мы посмотрим на феномен задир и их издевательств с позиции системного подхода, то увидим, что агрессивное отношение к нам имеет причину более глубокую и глобальную, чем может показаться на первый взгляд: оно свидетельствует о том, что в целостной системе что-то "не в порядке". Грубое поведение может быть попыткой восполнить пробелы в системе и восстановить ее баланс. Возможно, мы должны быть благодарны нашим обидчикам за то, что они пытаются нам показать.
Такое отношение к обидчикам с трудом вписывается в привычную нам систему взглядов и понятий. Что значит "быть благодарным"? Как можно игнорировать страдания того, кто столкнулся с грубым и несправедливым отношением? Мы просто позволим им дальше издеваться над нами? Нет, но вы можете отреагировать на обиды различными способами, и не пытаться остановить обидчика. Я бы хотела задать вам не самую простую задачу: попробуйте встать на системную точку зрения хотя бы на то время, пока вы читаете статью. С помощью системного подхода мы можем посмотреть на обидчика как на часть намного большей, живой системы.
Берт Хеллингер развивающий системный подход с помощью расстановок, увидел, что функционирование систем подчиняется трем принципам:
- Система стремится к полноте: каждый участник имеет право на свое место в системе.
- В системе действует порядок.
- Система стремится к балансу давать-брать.
Глядя через призму системного подхода, мы получаем представление о скрытых силах, лежащих в основе разного рода систем, в том числе семейных отношений. Мы не осознаем эти силы, но они влияют на наше поведение. Поскольку люди - стайные животные, человеком движут первобытные инстинкты, которые также работают на благо всей общности. Один из таких инстинктов – постоянное бессознательное сканирование нашего состояния: принадлежим ли мы всё еще системе, принадлежат ли системе остальные ее участники. Для стадных животных выпадение из системы означает угрозу для жизни: хищнику гораздо легче поймать оторвавшуюся от своей стаи, незащищенную добычу. Стадо "знает", что каждый участник занимает определенное место в системе, а каждый участник "знает" свою функцию внутри нее. Это обеспечивает жизнеспособность системы как единого целого.
Осознание своего места в системе
С самого раннего детства мы начинаем распознавать сигналы, показывающие, какое поведение вызовет одобрение, а какое поставит под угрозу наше существование как членов системы. Когда вы говорите "мы", вы осознаете себя как часть системы. Вы знаете, пусть даже вам никто об этом и не говорил, что принято у "вас", и что это сильно отличается от того, что принято у "них". Для детей принадлежность родителям и семейной системе – вопрос жизни и смерти. Ребенок впитывает в себя модели поведения, принятые в семье, и принимает социальные нормы и ценности своей семьи. Это обеспечивает ребенку место в семейной системе и дает ему чувство уверенности и защищенности. Любое несоответствующее системе поведение вызывает у ребенка чувство вины и незащищенности.
В течение жизни вы становитесь частью все новых и новых систем. Помимо изначальной принадлежности к семейной системе, ребенок постепенно включается и в другие системы: попадая в школу или в детский сад, он становится частью другого "мы". Новая система имеет набор своих собственных социальных норм и правил, соблюдение которых позволяет чувствовать себя ее частью. Семья навсегда остается приоритетной системой, и мы лояльны в первую оередь своей собственной семье. Множество форм поведения тем или иным образом управляются скрытой силой лояльности семейной системе.
Система стремится к полноте
Иногда мы сталкиваемся с настолько болезненными событиями, что нам было бы хотелось не думать и не говорить о них. Страдание, боль или стыд могут сделать жизнь настолько невыносимой, что только "не думая обо всем этом", можно поддерживать собственное существование. Таким образом, болезненный опыт, например, потеря любимого человека, вытесняется из психики человека. В итоге это лишь иллюзия. Событие уже свершилось, и хотя сложно справится с противоречивыми эмоциями, факт остается фактом, ничего уже не изменить. Система становится полной только в том случае, если каждое событие и каждый участник встают на свое место.
Понимание причин "сложного" поведения
Семейная система работает так, что те ее участники, которые были из нее исключены, со временем (иногда даже спустя несколько поколений) будут представлены в поведении более молодых членов системы. Для детей предельно важно (в этом случая опять срабатывает врожденный животный инстинкт!) чувствовать себя в безопасности в пределах системы, и для этого система должны быть полной. Складывается впечатление, что у детей есть особый радар, который реагирует на нарушения системы. До тех пор пока кто-то или что-то утеряно или находится в системе не на своем месте, дети бессознательно реагируют на это, демонстрируя "странное" поведение.
Другие системы, например школа, также стремятся к полноте. В отличие от семьи, школьная система состоит из временных участников. Но даже в этом случае члены системы или события могут оказаться исключенными. Примером этого может служить увольнение учителя без видимых причин или потерявшийся во время школьного выезда ребенок, или какие-то события, о которых не знают учителя и ученики, поскольку школьный совет держит их в тайне. Во всех этих случаях система, возможно, будет подталкивать учителей и учеников к тому чтобы репрезентовать, представлять собой что-то исключенное.
Бессознательное поведение детей указывает взрослым, где нужно искать решение. Проблема в том, что дети делают это в странной форме – в форме демонстративного поведения. Обычная реакция на такое поведение – попытка "исправить" поведение ребенка, вместо того, чтобы искать проблему в системе в целом. Системная расстановка* может помочь пролить свет на те процессы, на которые указывает "сложное" поведение ребенка.
* Системная расстановка – это метод выявления глубинных процессов и сил внутри системы (например семейной, школьной или организационной). В рамках данного метода участники, которые выступают как заместители реальных членов системы, когда их расставляют в пространстве, "знают" информацию о системе, с которой проводится работа. Это знание возникает без какого-либо предоставления о системе: наши тела имеют сенсоры, позволяющие получать всю необходимую информацию.
В итоге становится понятно, что когда один ребенок задирает другого, причина конфликта не в межличностных проблемах, а в том, что дети бессознательно указывают на то, что кто-то исключен из системы, или что есть нарушение в системном порядке. Часто поведение ребенка повторяет некий сценарий, корни которого находятся в семейной или школьной системе.
Мы также можем понять глубинные причины такого поведения систематически, без проведения расстановки. Даже так можно получить желаемый эффект. Что если мы посмотрим на ситуацию беспристрастно, без заранее заготовленной реакции и решения, что тут надо делать?
Издевательство как “вспоминание” (реинтеграция) другого человека
У каждого есть право на место в системе.
“Пусть надо мной издеваются – лишь бы не игнорировали…”. Это слова одной девочки, с которой проводилось интервью для статьи о школьных издевательствах среди девочек (“Queens and Bitches”, Volkskrant newspaper, October 6, 2006). Данное заявление показывает, насколько важно для ребенка чувствовать принадлежность к группе. Логика понятна: если ты жертва, у тебя есть роль в системе, и ощущение, что ты "свой". Без обидчика нет жертвы, без жертвы нет обидчика.
Слова девочки ставят в центр нашего внимания тему издевательства. Также было бы интересно понять, почему эта девочка не чувствует свою принадлежность к группе. Возможно, она также очень старается сделать полной свою систему. Не чувствуя принадлежность к группе, она бессознательно реинтегрирует в систему кого-то, кому не дают или не давали занять в ней место. Возможно, это ее мать, которую тоже дразнили в детстве. Или тетя, которая во время войны полюбила немца, и в наказание за это была вымазана в смоле и перьях. Может быть издевательство является попыткой заставить девочку находиться "здесь и сейчас", попыткой дать ей возможность самой найти свое место в системе?
Издевательство – это способ исключить кого-то из группы. Через повторение ситуации насилия что-то или кто-то возвращается вновь. Отчуждая кого-то, обидчик на самом деле пытается реинтегрировать тех, кто когда-то был исключен из системы.
Является ли издевательство способом помочь кому-то занять свое место в системе?
Восстановление порядка в системе.
Опытный педагог проводит расстановку по поводу класса, который особенно действует ей на нервы. Она чувствует себя беспомощной и боится работать с этими детьми. Учитель выбирает кого-то, чтобы замещать девочек класса. Она также выбирает заместителя мальчиков. И тот и другой включаются в расстановку. Затем женщина сама занимает место в расстановке.
В ходе расстановки выясняется, что класс контролируется мальчиками. Учителя спрашивают, чувствует ли она поддержку со стороны директора школы. Она отвечает, что поддержки не чувствует, и добавляет: “Он (директор) плохо справляется со своей работой.” Услышав это, представитель мальчиков начинает громко смеяться. Затем выбирается человек, который будет замещать директора школы. Он также включается в расстановку. Заместитель мальчиков отворачивается от учителя. Учитель чувствует себя уставшим и отворачивается от директора.
Затем ведущий расстановки просит учителя посмотреть на директора и сказать: “Я хочу, чтобы вы меня поддержали. Я не смогу справиться с этим классом без вашей поддержки.” Учитель никак не может заставить себя произнести эти слова. Через некоторое время она все же говорит то, что требуется. Затем заместитель мальчиков встает рядом с заместителем девочек. Оба начинают пристально смотреть на спину учителя. Когда учитель поворачивается, девочки и мальчики смотрят ей в глаза и говорят, что готовы к работе.
Данная расстановка показывает, как издевательства могут указать на то место в системе, где необходимо восстановить порядок. У учителя было негативное мнение о директоре - в результате, она заняла позицию над ним. Попросив поддержку у директора, она заняла свое место в системе.
Достижение баланса давать-брать
Любые отношения, профессиональные или дружеские, сохраняют свою жизнеспособность до тех пор, пока имеет место непрерывный обмен. Кто-то дает, кто-то получает. В случае, если вы берете у другого человека больше, чем он имеет, вы чувствуете вину. И вы начинаете отдавать.
Иногда за участниками отношений остается долг. Эта ситуация нормальна, пока она признается участниками системы. Тем не менее, случается, что кто-то отказывается брать на себя ответственность за долг. Долг остается непризнанным и прикрывается отговорками. В итоге возникает негодование: почему я чувствую себя виноватым, когда для этого нет видимых причин. Часто во время расстановки становится очевидно, что чувство вины связанно с долгом, который должен быть признан. Например, в семье был дедушка, который забрал себе часть наследства, предназначенную для его брата. Бессознательное непреодолимое желание достичь баланса может провоцировать различные формы поведения, такие как чрезмерное желание одаривать других или постоянное самоуничижение.
На бессознательном уровне человек может постоянно принимать роль жертвы. Если мы видим ребенка (или взрослого), над которым постоянно издеваются, у нас порой возникает мысль: "Да она сама хочет, чтобы над ней издевались!". В этом случае можно говорить о стремлении к возвращению долга и восполнению баланса в системе. Одно лишь принятие этого уже может облегчить ситуацию.
Когда кто-то возвращает долг в системе путем того, что подвергается издевательствам, этот человек переплетен с прошлым. Таким образом, этот человек не занимает свое место в системе. Любая попытка исправить что-то в прошлом – это иллюзия, которая нарушает порядок в системе. Те, кто был до нас и то, что случилось в прошлом – первичны. Те, кто родился позже, имеют меньшее значение в системе. Вот почему я называю системное мышление "парадоксальным мышлением". Есть некие силы, которые "нанимают" члена системы, чтобы завершить то, что не было завершено, или вернуть долг, который есть в системе. Однако в то же самое время система не позволяет нарушать свой порядок. Прошлое нельзя изменить: с каждой попыткой его исправить груз становится лишь тяжелее.
Принятие реальности такой, какая она есть
Применение системного мышления на практике кажется парадоксальным. Чтобы изменить что-то, нужно первым делом признать, что случилось то, что случилось. Признание фактов и принятие ситуации как чего-то свершившегося само по себе оказывает исцеляющее действие на систему, и освобождает всех ее участников.
Возможно это очень странно: воспринимать издевательства как нечто "позитивное". Будучи профессионалами, мы являемся также частью нашей собственной системы, и мы привержены соответствующему этой системе образу мышления. Системное мышление значительно отличается от привычного нам западного мышления. Часто мы предпочитаем сказать "Да, но…" - и остаться при своем мнении.
Давайте проведем эксперимент: я попрошу вас отбросить все свои предубеждения и не говорить "Да, но….". Я попрошу вас посмотреть на обидчика и жертву и понять, какую роль он или она играют внутри некоей большей системы. И теперь, опять же из состояния безоценочности, просто подождите и посмотрите, что будет происходить. Например, вы можете представить обидчика и жертву прямо перед собой и мысленно сказать им: "Спасибо, что вы заметили, что в системе что-то не так. И хотя я не знаю, что это, я вижу, что вы оба очень стараетесь привлечь к этому наше внимание."
Не нужно озвучивать это напрямую обидчику и жертве в реальноти (на самом деле лучше этого не делать!). Очень важно, чтобы вы сами, внутри себя, увидели более масштабную картину. Уже один этот шаг может создать движение внутри системы.
Это не означает, что мы не вмешиваемся. Это не значит, что мы просто стоим в стороне и беспомощно наблюдаем за происходящим. Это руководство к действию. Мы просто не акцентируем внимание на какой-то малой части системы, или на отдельном симптоме. Когда мы признаем, что в системе есть проблема, которую нужно понять, мы уже действуем. Давайте понаблюдаем за процессами, происходящими в нас самих, в этих задирах, в каждом участнике системы. Мы часто предпринимаем шаги, которые, как нам кажется, не оказывают какого-то видимого эффекта на происходящее. Так почему бы нам не попробовать провести эксперимент, который, возможно, к чему-то приведет?!
Наша работа как профессионалов состоит в том, чтобы обеспечить детям безопасную атмосферу, в которой они смогут расти и развиваться. Осознавая свои внутренние установки, мы вносим вклад в создание безопасной атмосферы. Мы можем периодически проверять себя, задавая себе вопросы: "Позволяю ли я системе быть полной? Занимаю ли я свое место в системе? Не осуждаю ли я участника системы и, следовательно, не ставлю ли я себя выше него или нее?" Если система не завершена или, например, ребенок чувствует осуждение в отношении его семьи или его национальности, он будет вынужден направить всю свою энергию на защиту своей идентичности или на завершение системы. В результате, энергия ребенка растрачивается, и не может быть направлена на обучение или социализацию.
Мы можем научиться системному подходу, постоянно задавая себе вопрос: не является ли "проблемное" поведение результатом особых сил внутри системы.
Если в системе есть конфликт или напряжение (это также может быть ваша собственная система!), возможно, стоит задать себе определенные вопросы. Опять же, спрашивайте без предвзятости,не требуйте у себя незамедлительного ответа. "Кому предан он или она? Кто или что было исключено из системы (его/ее семьей, или мной), раз теперь он или она пытаются восполнить это своим поведением? Позволяю ли я всем и всему занять свое место в системе? Могу ли я принять все то, что произошло, как свершившийся факт? Влияют ли некие события или действия людей на мое суждение, не давая принять вещи такими, какие они есть? В отношении к каким людям у меня существуют предубеждения (даже если я стараюсь не показывать их)? Могу ли я принять родителей ребенка такими, какие они есть?
Напряжение в классе часто связано с напряжением где-то в другой части школьной организации. Например, это может быть конфликт в школьном совете, о котором умалчивали: возможно, кто-то неуважительно высказывается о школьном совете, или члены совета не ладят между собой, и так далее. Все, что замалчивается, исключается из системы. Дети чувствуют себя незащищенными в такой неполной системе, и всеми силами стараются (с помощью проблемного поведения), восполнить то, что отсутствует во всей картине. Даже если у нас нет ни малейшего представления о том, что происходит внутри системы, мы можем допускать возможность того, что нежелательное поведение является попыткой послужить на благо системе.
Такой подход не означает, что мы одобряем издевательства. Тем не менее, когда мы пытаемся сразу же их пресекать, мы зачастую упускаем важный шаг: в первую очередь нужно признать сам факт такого поведения. Когда мы пытаемся сразу же изменить поведение, но не принимаем его, мы исключаем сам факт того, что такое поведение имеет место быть. И вуаля! Мы вновь пойманы в ту же ловушку: мы следуем по тому же пути исключения чего-либо из системы. Наша задача состоит в том, чтобы позволить самим себе, как профессионалам, использовать системный подход, чтобы перестать вновь и вновь исключать что-то из системы. Вместо этого мы можем открыто и непредвзято воспринимать то, на что система пытается нам указать через эпизоды "трудного" поведения ее участников, такие как издевательства в школе.
В фастфудный ресторанчик звонит некто, представившийся офицером полиции, и сообщает, что молодая кассирша обвиняется в краже. Тетка-менеджер запирает подозреваемую в подсобке, обыскивает ее, принуждает раздеться — и все это по указанию голоса, чей авторитет ни разу не подвергается сомнению. Посмотрите этот фильм. Мы привыкли жить автоматически, не особо размышляя, о том, а ЧТО именно мы делаем.
Мнимые авторитеты, внушаемость, манипуляции, Стенли Милгрэм, ... и многое другое. КАК это воздействует на нас.