Детское творчество и самовыражение. Фрагмент анализа гороскопа ребенка
Я много работаю с хорарами и не устаю утверждать – с помощью методов хорарной астрологии решаются не только сиюминутные и малозначительные вопросы «текучки». Случалось искать и находить ответы и в ситуациях настоящей драмы и даже трагедии.
Но далеко не на каждый - даже на вполне конкретный и четко сформулированный - вопрос можно дать исчерпывающий и полноценный ответ с помощью хорарной карты.
В этом примере сама идея полноценного анализа гороскопа ребенка возникла у заказчицы благодаря именно такому конкретному вопросу: есть ли у моего ребенка художественные способности или мне, как всякой маме, просто хочется так думать.
Вопрос был не праздным, ответ предполагал существенные изменения в планах семьи – финансовые, распорядок дня, рабочие графики и т.п. И уже позже, как это нередко бывает, вылился в тематически более широкую консультацию, включавшую другие детали натальной карты и синастрию дочери с мамой-заказчицей.
Сам разговор начался с моей реплики, когда я рассматривал фотографии заказчицы. У вас не только отличный вкус, сказал я, но и техника на высоте. Вы где-то учились специально? и пошутил о подработке в Нэшнл Джиогрэфик. Нет, ответила она, эти фото делала моя дочь, обычным телефоном среднего класса.
Короткая предыстория – девочка некоторое время училась в художественной школе, но обстоятельства вынудили сделать годичный перерыв. Интерес к определенным видам творческой работы у нее остался, но о системном обучении речь на тот момент не шла.
Параллельно с этим появилась новая и, увы, очень хорошо знакомая родителям многих детей трудность – погруженность ребенка в гаджеты вплоть до частичной потери связи с реальностью (не хочется кушать, гулять, участвовать в домашней жизни, общая рассеянность). Все это стало отражаться не только на домашней дисциплине, но и на учебе в основной (не художественной) школе.
Как вы думаете, спрашивала заказчица, «художка» - это просто блажь, хобби или ребенку это для чего-то нужно. С одной стороны, девочка «стихийно» продолжала создавать нечто художественное, ее явно тянуло «в ту сторону», с другой – учеба стоит не просто денег, но также требует дополнительных усилий, времени, внимания и вообще коррекции семейных планов. Дополнительную головную боль еще и с художкой без реальной необходимости никто создавать себе не хотел. Сам ребенок особого энтузиазма не выражал, будучи погруженным в виртуальный мир (хотя активно она и не возражала).
Забегая наперед, после консультации и принятого решения восстановиться в художественной школе девочка очень быстро, экстерном, сдала тесты на бюджетное обучение и вскоре ее работы стали побеждать в различных конкурсах. Улучшилась ситуация с самодисциплиной и успеваемостью в обычной, средней школе. С гаджетами радикальной революции не случилось, но все-таки время, проводимое ребенком с телефоном и планшетом, сократилось.
Ну и, пожалуй, главное, за что меня поблагодарили (и даже посоветовали опубликовать этот фрагмент отчета по натальной карте) – сам ребенок начал получать удовольствие от творческого самовыражения, от самого процесса системной учебы. Поднялась ее самооценка, настроение, расширился круг общения, стало больше доверительных контактов в семье. Иными словами, интерес к реальной жизни в ее здоровых, естественных проявлениях явно повысился.
Что привело меня к выводу – восстановиться в школе и не оставлять учебу?
Первое, что бросается в глаза – полнейшее отсутствие земли в карте.
Нас интересует творчество, самовыражение, деятельность, приносящая удовольствие нативу. Здесь нам сразу везет, и тоже с первого взгляда. Сатурн, управитель 5-го, убит наповал, в изгнании, в ожидании сожжения. Самое хорошее, что происходит в этом мраке – близкое соединение с Венерой, управителем Асцендента.
Соединение – самый мощный из всех возможных способов взаимодействия объектов в карте.
Вспоминаем о механизме психологической компенсации. Слабый Сатурн, отсутствие Земли – оба фактора нуждаются в компенсации. Единственная поддержка Сатурну идет от Венеры, обе планеты, как минимум, не чужды «земных» проявлений (природа самих планет), даже находясь в чужой для себя стихии.
Ребенок будет бессознательно искать Землю, как во внешнем мире (подтверждается рассказами мамы о поведении ребенка и о типах ее взаимодействия с Землей в людях), так и создавая ее самостоятельно («инстинктивное» творчество земного, материального типа).
Сатурн будет конструктивно действовать только через Венеру (больше нет союзников, а сам не в состоянии), это единственный шанс обрести хотя бы фрагмент земной тверди под ногами. К счастью, Венера здесь не только общий сигнификатор изящных искусств, но и управитель Асцендента (в скобках заметим, что Сатурн также является альмутеном асцендента – планетой с наибольшим количеством достоинств в градусе Асцендента).
Не останавливаясь подробно на соединении Венеры с Регулусом (одна из самых близких к эклиптике, т.н. «королевских» звезд), пока просто отмечаем – Венера выделена особо и этим соединением со звездой тоже.
Заглядывая в эфемериды, видим – побывав совсем недолго в Деве (в падении), Венера там развернулась и теперь уже надолго возвращается в Лев. Здесь символизм тоже достаточно прозрачен – чтобы избежать дискомфорта, опасности, ущерба, управителю Асцендента (сама девочка) приходится вернуться в другую стихию и встретиться со слабым Сатурном, чтобы стать его поддержкой и действовать в одной связке – компенсируя и слабость самого Сатурна, и отсутствие Земли, а заодно избежав падения для самой себя.
Что можно в связи с этим посоветовать ребенку в нашей конкретной ситуации? Изящные искусства - да, конечно. Но не все подряд. Так, в разговоре с мамой выяснилось, что однажды (уже давно) балетная школа, причем очень крутая и качественная, ребенку просто не пошла, хотя двигается она прекрасно, но ее приходилось буквально заставлять туда ходить. Не удивительно, понимаем мы, глядя в карту – девочке нужна Земля. Балет, танцы, как и театр, и музыка – не оставляют материальных следов. Ее творчество – другое – фото, живопись (фиксация ускользающих моментов), скульптура (тоже фиксация, придание формы бесформенному), материализация как таковая, нечто, оставляющее видимые и/или осязаемые следы.
Дополнительным, но весьма существенным аргументом «за» системное обучение творческой работе служит и Нептун в 5-м в оппозиции к Солнцу. Нептун, как и все высшие, не самая приятная и предсказуемая планета. Что он гарантирует наверняка, аспектируя светила, так это связь с бессознательным. Это тоже подарок еще тот, особенно в проявлении оппозиции, но он уже есть, и наилучшим выходом для связки сознание-БСС (Солнце-Нептун) будет направить эти загадочные и практически неуправляемые энергии в то, к чему душа уже лежит, без насилия и принуждения – в регулярную творческую деятельность. Этим мы заодно обезопасим натива от менее приятных проявлений этой оппозиции.
Стоит добавить также, что, говоря о полном отсутствии Земли и слабом Сатурне, мы можем (и должны, в общем-то) говорить и о т.н. «подчиненной функции» по Юнгу. Написано о ней очень много и толково (не только самим Юнгом), но здесь я приведу только короткую цитату: «Хотя подчиненная функция может осознаваться как явление, тем не менее, ее истинное значение остается нераспознанным. Она ведет себя подобно многим подавленным или недостаточно приемлемым содержаниям, отчасти осознаваемым, а отчасти нет. Таким образом, в нормальных случаях подчиненная функция остается осознаваемой, по крайней мере, в своих проявлениях, но в неврозе она полностью или частично погружается в бессознательное».
Из чего делаем вывод – осознанное создание условий для проявления стихии Земли (и для работоспособности Сатурна) – не только желательно, но даже обязательно, если мы хотим обеспечить безопасность и общее психическое благополучие ребенка.
Теперь слушаем заказчицу. Сейчас на видном месте в комнате девочки – минималистская скульптура с использованием обжига твердых материалов (Сатурн же во Льве и сожжен, да, мы помним)), а также рисунки, включая «конкурсные» работы. Ее фотографии я смог оценить раньше, они действительно хороши, без привязки к возрасту и опыту исполнителя. Фиксация, материализация, придание формы (!).
Таков на сегодня реальный итог той части консультации, которая касалась восстановления в художественной школе и в целом поощрения творческого самовыражения ребенка. Ко всеобщему удовлетворению сторон)
Мама-заказчица оказалась трезвой реалисткой с хорошим образованием и не требовала от меня ответов вроде – чем и сколько будет зарабатывать на жизнь мой гениальный ребенок и какое у нее высшее предназначение. Сошлись на том, что будет зарабатывать, чем сама захочет, а о предназначении – Бог его знает (в прямом и переносном смысле)). Зависит от ее будущего личного выбора самых симпатичных богов и философских концепций из всего имеющегося на этом рынке спектра, благо, сейчас уже никто никого в этих делах не ограничивает (со светилами и Юпитером в своих обителях девочку вообще мало кому удается в чем-то принудительно ограничить, кроме выраженно «земной» бабушки).
Как видим, не только хорары, но и натальная консультация может давать предельно четкие и конкретные ответы, и даже может стать руководством к практическим действиям с достаточно быстрым результатом.
Конечно, включив воображение, о Венере с Сатурном во Льве можно написать целую книгу. А об оппозиции Солнце-Нептун – вторую. Обе будут занятными и даже волнующими местами, но ни о чем конкретно не скажут.
Ключ лежит в привязке астрологической карты к реальной ситуации. Без по-настоящему волнующих заказчицу вопросов, без ее рассказов о девочке, без воспоминаний о прошлом, без надежд на будущее и тревог о настоящем интерпретация карты напоминала бы такую книгу – занятную, но, в сущности, ни о чем.
Кто только ни пел-плясал-играл о балансе стихий-элементов, о процессе индивидуации, о творчестве и творении и прочей алхимически-психологической зауми (которая вовсе и не заумь, а основа всего сущего на самом деле). Наверное, все «серьезные» авторы и исполнители отметились, от Гайдна и Бетховена, через Кинг Кримсон и Пинк Флойд до сегодняшних думающих и по-настоящему чувствующих молодых людей и девушек, причастных к музыке.
Одна из любимых вещей Аквариума, благодаря которой я стал относиться к их работам всерьез. Страшно подумать, но это 80-е годы прошлого века) Время, когда ни обладательницы обсуждаемой выше карты, ни некоторых из дорогих читателей еще не было даже в проекте.)