Узнавание
Узнавание — опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту (см. Идентификация). Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. В качестве произвольного узнавания выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень узнавания всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. В качестве непроизвольного узнавания выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно может быть при этом неполным, неопределенным, фантомным, когда переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, которого на самом деле никогда не встречал (см. Парамнезия). Иногда неполное непроизвольное узнавание порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.
Бернард Вербер.
Хочу кратенько рассказать о психотерапии, которая нацелена на коррекцию способа мышления. Человек в отличие от животных – мыслящее существо. Он отличается от животного и тем, что строит свою реальность, создавая жизненные сценарии.
Т.е нас отнюдь не окружает жесткая и неизменная реальность, и наша задача лишь в том, чтобы открыть или познать уже существующую. «Воображаемая пациентом реальность» может как помогать, так и мешать процессу отражения действительной реальности. При сфокусируемом внимании психотерапевт помогает клиенту увидеть эмоциональные нарушения, вызванные дезадаптивными процессами мышления. Каждый из нас конструирует свою частную «реальность». Но «Вред людям приносят не просходящии с ними события, а их собственные взгляды, оценки и мнения по поводу этих событий»(философ Эпиктет)
Есть целый спектр проблем, затрагивающих психику человека. Сюда относят: эмоциональные нарушения (страх, депрессии, чувство вины), перцептуальные проблемы, которые могут наступить у детей с ограниченными способностями к обучению, а так же у больных шизофренией, которым кажется что телевизор говорит лично с ними, умственная отсталость, поведенческие аномалии, профессиональные и супружеские проблемы.
Первой целью такой «рациональной терапии», по словам Альберта Эллиса, является обучение клиентов скепсису, умению подвергать допросу самые заветные принципы своих убеждений, критически относиться к своим мыслям и эмоциям, предпринимать активные усилия по их изменению.
Меняя свои мысли мы можем изменить свою жизнь! Разумом нужно уметь пользоваться для разрушения иррациональных идей, заставляющих человека погружаться в навязчивые и непродуктивные эмоциональные переживания. Депрессивное мышление влечет за собой ощущение беспомощности, безнадежности, жалости к самому себе.
Психотерапия помогает больным адаптироваться к условиям жизни, обучая их правильному подходу к независящим от них внешним условиям, прививая умение видеть жизнь в самом благоприятном для их психики свете.
Главной проблемой людей, обращающихся за помощью, является склонность к сверхзапросам и сверхтребованиям. Когда тот или иной пациент находится в состоянии эмоционального расстройства, он не просто желает «чтобы вся вселенная вращалась вокруг него» и «мир был удобен для жизни», он в тоне, не терпящем возражений, проявляет крайнюю нетерпимость и нетерпеливость, требует от окружающих чтобы те обеспечили ему достижение желаемых целей.
Итак, вырисовывается следующая картина. У нормальных людей есть всевозможные планы, цели, желания. Некоторые из них неисполняются, но в этом для людей нет ничего трагичного. Для другой же группы людей, страдающих расстройствами, эта реальность враждебна. Они напротив, требуют чтобы она стала иной. И тогда возникают эмоциональные расстройства. Если бы люди отказались от предъявления требований, диктатов и ультиматумов окружающим и заменили их на пожелания, запросы или предпочтения – нарушения исчезли бы сами.
Тогда становится ясно почему невротик похож на трехлетнего ребенка. Он все время ноет и плачет из-за того, что не получил от жизни то, чего хотел иметь. Он упрямо не желает взрослеть. И даже сопротивляется этому. Отчасти это можно объяснить генетикой, наследственностью ... но в значительной степени это объясняется фактом – ему часто сочувствуют окружающие.
Надо отучать больных от драматизации своих неудач, от проявления паники и от предъявлений обществу завышенных требований. К сожалению, мы часто путаем желания больного с его потребностями и нуждами, а это – не одно и то же. Конечным, метафорическим пунктом лечения становится вокзал, где на табло с бегущей строкой будет написано «больной перестает верить во всякую чепуху и начинает следовать логико-эмпирическому методу восприятия жизни, и видеть жизнь такой, какая она есть».
? Первым делом надо отказаться от драматизации ситуации, перестать нагонять ужас на себя и окружающих, перестать жаловаться на жизнь, а так же пытаться что-либо диктовать или требовать от других. Надо принять реальность такой, какова она есть. И ... постараться разобраться в себе и найти истинную причину своего эмоционального расстройства. Необходимо понять, что в этом мире нет никаких ужасов и кошмаров и никто никому ничего не должен. Чудес на свете не бывает и только от вас зависит, выведут ли вас из душевного равновесия новости о том, что «в магазине нет черного хлеба» или «соседский кот вновь пометил* ваш коврик под дверью» .
Основные цели такой терапии – свести в минимуму
2. Чувство раздражения, гнева, враждебности
3. Состояние депрессии
4. Чувство вины
Эмоционально здоровый человек берет на себя ответственность за свою жизнь. При этом каждый должен в большинстве случаев самостоятельно, не обращаясь ни к кому за помощью решать свои проблемы. Обязательно должна быть вовлеченность в тот или иной род деятельности. Интересы и увлечения наполняют жизнь смыслом, целью и радостью.
Задача терапевта не быть нарочито ласковым, а дать пациенту уверенность в своих силах и способности справиться с расстройствами. Нельзя изменить личность, изменить можно только поведение личности, например, убедить человека отказаться от вредной привычки. Да и другие люди не могут дать нам директивы относительно того, как жить и что делать, рационально здоровая личность стремится к тому, чтобы самой установить и достигать своих собственных разумных целей.
И еще! Необходимо заботиться о собственном благополучии. Мыслящие, ищущие своего счастья люди временами, хотя и не всегда, рассматривают свои интересы как приоритетные по сравнению с интересами других. Люди, взгляды которых относительно свободны, в большей мере склонны выходить за границы комфортных для них жизненных ниш и
«Имейте мужество изменить то, что можно изменить, и спокойно принимать то, что изменить невозможно». (Р.Нибура)
Исследования показывают, что посредством внимательного чтения литературы, посвященной самопомощи
Информация по материалам книг и электронных изданий
- Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.(Неизвестная американка)
- Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв. (Пьер Буаст)
- Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)
- Самовоспитание – труднейшая разновидность самообслуживания. (Эвгениуш Коркош)
- Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки. (Виктор Гюго)
- Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество. (Роберт Орбен)
- Родители уже не воспитывают детей – они финансируют их. «Пшекруй»
- Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве)
- Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни. (Коменский Я.)