Борщ или шоколад?
Какие чувства, какие конфликты царят в душе художника когда он работает над своим произведением? И всегда ли вдохновение является тем спусковым механизмом, который запускает творческий процесс?.… Нет, вдохновения точно не стоит ждать, за ним нужно гоняться с дубинкой! (Джек Лондон). Откуда черпаются новые идеи? После просмотра хороших фильмов, путешествий, цитат и афоризмов, из наблюдений за людьми, после прогулок, физических нагрузок, снов, картинных галерей… И естественно из души, если там конечно нет звенящей пустоты. А вот если там кипят “африканские страсти”: спорят субличности, плачут “внутренние дети” или командует Супер-Эго… тогда да – тема не заставит себя ждать!
Фрейд видел в любом творчестве детскую игру, точнее ее продолжение, но уже в несколько другой ипостаси. Чаще всего творит не счастливый человек, а именно неудовлетворенный. Только внутренние конфликты и неудовлетворенные желания способствуют отреагированию - выведению проблемы наружу, освобождению от той буйной фантазии что вырастает внутри. И если не удается внутреннюю разросшуюся фантазию реализовать на холсте, она одолевает художника (как энергия бессознательного) в форме невроза. Вот почему любой творческой личности необходим некий катарсис – выбрасывание* уже созревшего, сформировавшегося ребенка* из чрева наружу. Это его домысел, плод фантазии и воображения, простая форма исполнения желания. Как и сновидения плоды творчества выполняют компенсаторную роль. Фантазия помогает преодолеть некие проблемы и даже где-то подняться над ними, обуздать их. Такие символические игры позволяют разгуляться как творческим способностям, так и утолению нереализованного желания тем способом, который наиболее развит и предпочтителен. В свою очередь отсутствие такой возможности способствует формированию невроза. Любая творческая работа это отображение внутренней жизни человека: страхов, желаний, проблем или надежд. Свой внутренний конфликт можно прорабатывать с помощью образа, наделяя его противоречивыми чертами своей личности. И чем глубже проникновение в образ, тем больше вероятность освобождения от конфликта, зрелого отношения к жизни и самому себе. Тут несколько ступеней, зависящих от глубины проработки, где первая – простое отыгрывание эмоций. Вторая - катарсис, временное освобождение от конфликта. А третья – глубинное и всестороннее осознание.
22 декабря я будучи без инета, информационно неподготовленная вобщем (как потом стало известно- в новолуние), оказалась в картинной галерее Дрездена, у картины
Эту галерею когда-то посещал Федор Достоевский со своей женой Анной... в 1867 году. В своем дневнике Анна писала: “В галерее стояла страшная жара. Феде сегодня все было не по нутру, как с ним это часто случается. И на все, что ему еще вчера нравилось, сегодня он даже смотреть не хотел… Поскольку он близорук, и очков у него при себе не было, он не мог рассмотреть сегодня “Сикстинскую мадонну” как следует. И тогда он решился встать на стул, чтобы получше рассмотреть ее. В другое время он бы никогда не решился привлекать на себя столько внимания, а сегодня он сделал это, несмотря на мои возражения. К нему подошел смотритель и сказал, что это запрещено…. В самом деле, что же будет за хаос, если каждый станет рассматривать картины так, как ему заблагорассудится ” .
Вот это последнее предложение имеет отношение и к психоанализу. "Рассматривать картины как заблагорассудится". Именно! Ведь каждый из нас видит в них что-то свое, через призму глубинного бессознательного. Работает с вытесненными переживаниями, прорабатывает их, высвобождает энергию что была заблокирована. Самое интересное что в процессе рассматривания могут возникать какие-то забытые ощущения, запахи, чувства, эмоции,... развивается внутренняя диалогическая речь..
Еще интереснее было то, что заглянув в Вики, чтобы побольше узнать о художнике, я приятно удивилась.
Что зашифровал художник в этой работе? Естественно, и скорее всего свое душевное состояние, чувства, эмоции, мироощущение. Нехватка “домашнего” или женского тепла (ведь он много путешествовал, оставив жену с детьми одних на долгие месяцы) или наоборот переизбыток – частая смена женских образов и буквально психологическое чутье внутреннего мира прекрасных дам, а может просто как по Фрейду – скользящий луч света по лицу … привлекли художника. Выбор сюжета, картины или какого-либо другого художественного произведения неслучаен. Анализируя что-то или кого-то, застревая на ком –то, мы анализируем и себя. Такое чувство что художник оголился в этой работе, как ежик показал свое беззащитно нежно-розовое брюшко с помощью цвета, и свое мастерство через педантичность в деталях- видна каждая складка на фартуке, игра бликов на юбке, кружева чепчика, отражение в стакане. Смысл творчества любого художника - еще немного приоткрыть себя. Женщина на картине самодостаточна, ей ничего больше не нужно для разворачивания сюжета, она “вещь в себе”, но даже посредством чувств мы не можем понять какая она на самом деле. А с ней и сам художник… Стакан полон чистой воды (радостных, светлых эмоций и чувств), и чашка полная шоколада – что буквально означает
P.S Искала иллюстрации к статье и вышла на художника А. Иванова. Вот ведь, каждому свое … и по вкусу. А если это еще и с иронией, юмором, философией,… рассматривать, анализировать и понимать будет еще вкуснее*! Ироничная фантазия так и прет, перед нами как будто игривый ребенок ... подсекающий пикантные эпизоды из жизни :)
- Вот говорила мне мама: — Доченька, учись готовить борщ, выйдешь замуж - пригодится. А он зараза борщ не любит!!!
- Разве это справедливо, что борщ варит жена, а лавры достаются мужу?
- Британские ученые доказали, что каждая кастрюля борща продлевает брак на сутки.
- Решила после шести не есть... — Пойду попью борща!