История одного детского невроза или "откуда ноги растут"
Люди, чья профессия связана с психологической помощью другим в работе с клиентом актуализируют архетип “раненый целитель”. Те, кто избрал “помощь”, руководствуются бессознательными побуждениями невротического характера и неразрешенными конфликтами из детства. А своим желанием помочь они компенсируют(!) вред, что был нанесен в прошлом. Выбор медицинской профессии или психологической помощи служит некой формой защиты против своего чувства тревоги или бессилия, которые возникли вследствие переживаний за членов своей(!) семьи.
А могут ли они, люди службы психологической помощи действительно эмпатически слушать, сопереживать, чувствовать и главное(!) - исцелять? Понимание пациента/клиента/больного/жертвы/(как хотите)…зависит от способности психолога (медика, астролога, терапевта) интегративно использовать как свои практические навыки: эмоциональные, эмпатичные, интуитивные, синхронистичные, так и рациональные отклики на пациента. С какой бы проблемой мы ни столкнулись в жизни - она подсказка, толчок к осознанию происходящего. Осознание становится стимулом к развитию новых(!) навыков понимания себя и другого. Единственное - нужно научиться наблюдать каждое действие и каждую высказанную мысль, чтобы потом развернуть ситуацию (психологически, астрологически,…) и отыскать место “откуда ноги растут”.
Какими качествами должен обладать практический психолог/астролог/терапевт? Какие особенности конкретной личности могут посодействовать в оказании реальной помощи другим людям? Даже беглый обзор биографии известных психоаналитиков, психологов, врачей позволяет отметить одну закономерность: практически все они (за редким исключением) актуализируют архетип “раненный целитель”. Этот символический образ, живет внутри каждого человека и имеет две половины – “раненую” и “исцеляющую”, причем одна не может существовать без другой. Эффективный психолог/астролог/терапевт должен чувствовать необходимость оставаться в контакте со своими “ранеными” частями, в противном случае опасность злоупотребления собственной властью неминуема.
Искушение самоутверждения за счет слабого, доминирования над инфантильным, больным и пассивным пациентом всегда бессознательно дает тому, в чьих руках власть, возможность возвыситься, показаться более мудрым, активным и здоровым. И если психолог/астролог/терапевт теряет контакт со своей слабой частью, со своей «раненостью», он перерастает из человека в гуру, прорицателя, бога. Терапевтические отношения в таком случае неминуемо соскальзывают на позиции неравенства, и, так как происходит уход в сторону от изначальных целей терапии, моменты сопереживания и понимания с пациентом быстро стираются.
Гуру психологии часто напоминают что в терапевтических отношениях трансформируются оба, и клиент и психолог/астролог/терапевт, где терапевт* всегда остается и пациентом и целителем, где врач* настолько же в анализе* что и пациент. Но если в отношениях наблюдается перекос - происходит коллапс системы, где психолог/астролог/терапевт может осознавать или не осознавать у себя наличие спонтанного побуждения грубо обращаться со своим пациентом, вступая в конфигурацию отношений господин -раб, гуру -ученик, святой -грешник. Слепые пятна психолога/астролога/терапевта уводят в сторону ход лечения. Психолог в той же степени отвечает за чистоту рук что и хирург, а значит может занести инфекцию пациенту во время ”психоаналитического/астрологического/терапевтическог
о” сеанса . И чтобы этого не происходило, психологу/астрологу/терапевту нужно оставаться частично раненым, а значит активировать в себе целительную силу.
Сам термин “раненый целитель” возник из легенды об Асклепии, боге врачевания, известном тем, что в память о собственных ранах и страданиях он основал святилище в Эпидавре, где могли исцеляться все желающие. Отсюда возникла параллель между древней целительной практикой и аналитическим/астрологическим/терапевтическим лечением. Исцеление в святилище проходило в теменосе или отгороженной территории, прилегавшей к храму, что благоприятствовало отдыху “пациента”, а также давало надежду, что он увидит исцеляющие сны. Обучающий искусству исцеления кентавр Хирон обычно изображался страдавшим от неизлечимых ран.
Немного из мифологии. Кто такой “раненый целитель”? Это кентавр- Хирон. Его появление на свет необычно. Бог Сатурн хотел изменить жене. Ему полюбилась нимфа и он силой завладел ею. Но так как она не испытывала тех же чувств,… решила убежать и превратилась в лошадь. Вскоре на свет появился чудный уродец полу-конь полу-человек. При виде такого сына нимфа испытала ужас и сбежала. Он вырос без отца и без матери, но не попал в беду и посвятил все свое время учению, искусству исцеления и мастерству воина. Со временем о его талантах стали ходить легенды. И все старались отдать своих детей к нему на воспитание. Всю жизнь он обучал людей, вплоть до того дня как ранил себе ногу отравленной стрелой. Долгое время он жил в агонии, старался вылечить ее и параллельно учил людей.
В нашем случае психолог/астролог/терапевт рассматривается как “раненый целитель”. К. Юнг связывал теменос с зачарованным или магическим кругом, который действует как “космическое пространство” или табуированное “недоступное место”, в котором возможна умственная “работа”. Здесь возможно встретить собственную Тень, Анимуса и Аниму, мудреца и, наконец Самость, имена, которые Юнг дал архетипическим персонификациям бессознательного.
Если коротко проанализировать биографии психологов/астрологов/терапевтов, то можно заметить одну четко проявленную закономерность. Нет ни одной жизненной истории которая бы не вызвала целого спектра эмоциональных реакций и чувства уникальности человеческой судьбы. Наше прошлое продолжает жить в настоящем.
К примеру, детство Гарри Салливана (американский психолог и психиатр) проходило в маленьком городке, а затем на ферме неподалеку, было очень одиноким, у него практически не было друзей, а все его братья и сестры умерли еще в младенческом возрасте. С детства Гарри был свидетелем напряженных родительских отношений, в которых практически не оставалось места для близости, в том числе и с ним. Бездонный трагизм одиночества и неопровержимое значение коммуникации были восприняты им непосредственно из жизненного опыта. Позже коллеги будут отмечать его удивительные(!) способности находить контакт и достигать понимания самых замкнутых и труднодоступных пациентов. Он, автор концепции межличностной психиатрии. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Личность по Салливану определяется как "относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь". Личность нельзя изолировать от интерперсональных отношений, человек всегда член "социального поля" и может быть понят только в этом контексте. Ребенок вступает в межличностные отношения уже с момента рождения под влиянием потребностей - органических, потребности в нежности, стремления освободиться от беспокойства, возникающего от недоброжелательного отношения. В ходе этих отношений складывается персонификация, т.е. образ человека (себя и других). Персонификации, сложившиеся в раннем детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям. Источником активности, по Салливану, является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются им "динамизмами". Он считал, что нарушения межличностных отношений лежат в основе душевных заболеваний . "Это утверждение относится и к психозу, и к неврозу, поскольку внутрипсихические конфликты изначально являются межличностными конфликтами, становящимися внутрипсихическими тогда, когда первоначальные противники - обычно родители - участвующие в этих конфликтах, интернализируются”.
Абрахам Маслоу не был психотерапевтом, но был психологом. Рожденный в семье эмигрантов, был отчужден от матери и боялся отца. Жил в Нью-Йорке, в квартале где поселялись люди разных наций. Маслоу имел ярко выраженную еврейскую внешность и хорошо познал что такое антисемитизм. Его жестоко избивали итальянские и ирландские мальчишки. Он был дистрофичен, одинок, застенчив и подавлен. Имея такой адский опыт Абрахам впоследствии стал тем, кто внес понятие “пикового переживания” в психологию . Этот термин означает важный момент в жизни человека, когда он испытывает глубокое чувство чего-то чудесного и непреходящего. В результате переживания человек обычно чувствует себя обновленным и духовно преображенным. Такое пиковое переживание может произойти когда человек слушает музыку, занимается творческой деятельностью или испытывает влюбленность. Он утверждал, что люди в наибольшей степени реализующие свой потенциал, испытывают пиковые переживания чаще, чем среднестатистический человек. Одно такое переживание способно полностью изменить жизнь и мировосприятие человека. В терминах психоанализа, в пиковых переживаниях происходит синтез принципа удовольствия с принципом реальности, здоровый регресс способствует объединению личности в одно целое на всех уровнях. Пиковые переживания это процесс самоактуализации, где человек может увидеть себя во всей полноте, высвободить творческие способности, спонтанность, экспрессивность, устранить невротические симптомы, …
Карл Юнг Его детство было не слишком счастливым, он был предоставлен сам себе. Однако от дурной компании Юнга спасло то, что он обладал очень ярким воображением и богатым внутренним миром. Ещё в детстве будущего психолога заинтересовал вопрос поведения людей, но не каких-то гипотетических личностей, а весьма конкретных – родителей, учителей, друзей. Пытаясь понять слепую веру отца в Бога, Карл противопоставлял церковным догмам собственные представления о высшем разуме и высшей силе.
Франсуаза Дольто Ключевым словом в работе Франсуазы Дольто было “умение слушать” . Еще будучи ребенком, Франсуаза четко знала, что хочет стать “врачом-воспитателем” и лечить детей, страдающих от “непонимания взрослых” . Она основала собственную психоаналитическую школу и высказала предположение о связи детских заболеваний с психомоторикой. В одной из книг Франсуаза Дольто приводит в качестве примера заболевание брата. Врач прописал мальчику строгую диету. Уже тогда Дольто удивилась, почему доктор так однобоко подошел к лечению брата, у которого резко заболел живот. Ведь стоило более подробно расспросить домочадцев, что происходило в доме в последнее время. Он бы узнал, что няня поругалась с кухаркой и именно после этого мальчик заболел. Позднее это приведет ее к мысли, что отклонения в поведении детей вызваны проблемами в семье, одну из которых можно описать так: РЕБЕНКА НЕ СЛЫШАТ .
Взрослый должен быть другом ребенку, как была сама Франсуаза Дольто. Она работала так, чтобы дети могли говорить с ней “в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым”. В ходе своей многолетней аналитической практики, а также благодаря детским консультациям в медицинских центрах, Дольто создаст собственный метод работы с детьми. Она отстаивает право на уважение желания каждого, даже самого маленького ребёнка, при этом не подразумевая под этим удовлетворение всех его просьб и чаяний.
Маленький ребенок проявляет самостоятельность уже в том, что родился. Дольто пишет: “это самостоятельное желание исходит от крохотного человека, которое необходимо уважать, как желание любого взрослого”. Одна из сфер обязанностей родителей — объяснить малышу, пришедшему в этот мир, законы и постулаты жизни. При этом на каждом этапе физического и психического взросления ребенка встречаются моменты, когда малыш сталкивается с ограничениями своих желаний, с невозможностью их реализации. Именно тогда ребенок узнает слово “нельзя”, но запрет накладывается не на желания, а на способы их реализации. Правда, окружающий социум не остается в долгу — он предлагает малышу свои, наработанные веками способы.
ВЫВОД. Мы лечим* других с помощью своих собственных ран. Психологи/астрологи/терапевты это люди, которые по ряду причин должны были стать в детстве целителями, и в первую очередь для своих семей или себя. Благодаря собственной борьбе с проблемами они развили эмпатию и креативность по отношению к другим, сострадание. Те, кто переживал эффекты пагубного опыта, но пережил все это, смогли трансформировать свой опыт в то, что способствовало их росту и профессиональному развитию. Чувствование других, талант сострадания, умения понимать людские проблемы это то качество, которым должен обладать хороший психолог/астролог/терапевт. Хорошо если бы он* обладал эмпатией – способностью понимания желаний, чувств, идей, действий другого, понимал и принимал актуальное и эмоциональное состояние индивида. Ведь эмпатичный человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяется в нем. Есть и другая сторона эмпатии в работе психолога, но о ней в другой раз.
Все что было выше написано еще раз доказывает нам то, о чем писал Юнг - только “раненый целитель” исцеляет. Если вы обеспокоены своей раной или своим чувством некого отличия от окружающих вы склонны использовать свою данность для исцеления других. Переживание внутреннего кризиса и связанные с ним пиковые события резко изменяют жизнь к лучшему или худшему. Однако некоторым людям в критических ситуациях свойственно мгновенно собираться. Тогда, в жизни таких людей могут происходить удивительные на первый взгляд вещи, даже мистические. Человек начинает процесс некой трансформации. Можно сказать что ему открывается что-то сугубо личное, потаенное. Пройдя свой собственный путь и собрав опыт методом проб и ошибок, найдя свою стезю, свое место, свою индивидуальность в работе психолога/астролога/терапевта вы сможете по максимуму реализовать себя и помочь другим.
По материалам книги Ролло Мея "Раненый целитель" и др. интернет-ресурсов