Дом № 12. Человек – невидимка
А то б я, знаешь, со стыда сгорела,
Что ты узнал так много обо мне.
Хотела б я восстановить приличье,
Да поздно, притворяться ни к чему...
Ромео и Джульетта
...ОНИ не видят и не слышат его. Но у них есть его кровь, волосы, почерк, личные вещи, отпечатки пальцев и следы его зубов. Их цель – снять маски и найти скелеты в шкафу. Рассказать о его прошлом, настоящем и будущем. И назвать наконец его имя…
С Т Ы Д — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта.
Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.
Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины.
Думаю кто такие ОНИ – это понятно! А вот кто за маской невидимки… понять действительно сложно. Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе малюсеньким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд характерезуется временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчужденность. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчужден от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами.
Ходим парой,
Санитары
Мы с Тамарой.
Если что-нибудь
Случится,
Приходите к нам
Лечиться.
Мы умеем
Класть компресс:
Мы с Тамарой
Красный Крест.
Стыд и вина частенько прогуливаются парой. Только вот крест скорее черный, да и лечиться необходимо не у героини стихотворения Агнии Барто - Тамары, а в другом кабинете - у доктора Комаровского, например! :)
- Если вам стыдно безотносительно к кому-либо – это чистый стыд.
- Если чувство стыда соотносится с любимыми людьми и их оценкой – стыд соединен с виной(!) перед ними.
- Если чувство стыда соотносится со значимыми людьми и их оценкой – стыд как социальный страх(!) перед осуждением другими.
Характерные черты присущие стыду:
- Связь с самовыражением и страхом отвержения
- Сексуальностью и отсутствием стыда в перверсиях (особая форма проявления сексуальности)
- Связь стыда с покраснением и желанием спрятаться
Стыд достаточно сильная эмоция, способная регулировать поведение человека в соответствии с зафиксированными нормами. Оттолкнусь от примера из детства. Как часто вы ругаете своих детей за провинность? И такая ли она серьезная чтобы понести наказание? Почему спрашиваю? Да потому что соразмерность между “преступлением и наказанием” не всегда соответствует особенностям личности ребенка. У жестоких, властных, заточенных на победу родителей может родиться ранимый ребенок. Родители преспокойно отдают его на попечение бабушкам, а сами в это время делают карьеру. Но бабушки – это люди старой закалки, … Что не сделаешь для любимого внучка? Зачем садик(?) – там часто простывают, с бабушкой будет надежнее и проще. Такая служба опеки* забывает что малышу необходимо овладевать искусством общения с себе подобными. Если общение тормозится, то потом сверстники не понимают и не принимают сородича в свою песочницу. Ребенок начинает страдать от непонятости и чувства одиночества. Как пробить ограждение*, и как он может научиться общаться? Давайте представим что еще и властная мама такого ранимого ребенка решила в свободное от "карьеры" время научить его (менторским, властным тоном!) уму-разуму.
- ВАСЯ, как тебе не стыдно?! Ай-я-яй!!! Ну-уу КАК можно было одеть колготки ШИВОРОТ НА ВЫВОРОТ, и где твой носовой платок(?)
Ффу-у-ууу, какая зелень из носа. Ну по-че-му с этим ребенком одни неприятности? - произносит сквозь зубы мать и с высоты своего роста продолжает...
- Как только... Катюша... придет снова к нам в гости.... Я ей ВСЕ расскажу -... какой жеж ты НЕРЯ-Я-ХА! Помнишь мы с тобой учили? Или ты уже ничего не помнишь - тупица??? - Помни это каждый сын. Знай любой ребёнок: вырастет из сына СВИН, если СЫН свинёнок!
- Мамочка,... я же сам это все одел без...
- Заткнись! - рявкнула мать.- Захлопни свой поганый рот! И вытри наконец эти сопли!
Этот пример может показаться заезженным в сравнении с другой причиной стыда, более “жестокой” что-ли. Стыд может запусить реальная наблюдаемая или воображаемая ребенком сцена сексуальных отношений между родителями, оказывающая воздействие на его психосексуальное развитие и возникновение невротического заболевания, т.е первичная сцена. Выбирая стиль поведения, особенности нашего романтического идеала, сексуальные предпочтения, привычки, склонность к той или иной работе часто складываются не в силу сознательного выбора, а осмысливаются и оформляются уже давно сформированными скрытыми душевными процессами. Но осознание их может повлиять, а может и не повлиять на то, что происходит внутри нас. В п/анализе описываются случаи, когда поведение человека жестко управляется внутренней динамикой, внутренними импульсами и состояниями. Но Юнг утверждал что поведение зависит не только от глубинных динамик, но и от внешних обстоятельств. (пространство для размышлений) ИЛИ:
…Ужасно, когда родители обращаются с детьми так, словно те больная мозоль, от которой одни неприятности, но гораздо хуже приходится с такими родителями ребёнку необыкновенному, наделённому природой и блестящим умом, и чуткой душой. Именно таким ребёнком была Матильда. Она обладала таким живым умом и так легко всё схватывала, что её выдающиеся способности должны были бы заметить даже самые никчёмные родители в мире. Они были настолько глупы и настолько поглощены своей повседневной жизнью, что им просто не было дела до собственной дочери. По правде говоря, сомневаюсь, что они обратили бы на неё внимание, приползи она домой со сломанной ногой. К трём годам Матильда самостоятельно научилась читать по тем газетам и журналам, которые вечно были разбросаны по всему дому. В четыре она уже быстро и хорошо читала, поэтому, естественно, ей понадобились книги. Единственной книгой, которую Матильда нашла в своём просвещённом доме, была мамина кулинарная книга. Прочитав её от корки до корки и выучив наизусть все рецепты, девочка решила, что ей хочется чего-нибудь поинтересней. К сожалению у девочки в школе были проблемы. Директриса была настоящим монстром. Бывшая спортсменка – метательница молота, жестокая страшная и беспощадная. Горе тому кто не понравится директрисе или осмелится ей противоречить. За малейшую провинность она запирала ученика в шкаф, утыканный изнутри гвоздями и битым стеклом. :) ...Та-а-ак, что-то я отвлеклась … но уж больно интересно написана книга о Матильде Роальда Даля! Там очень много поучительного для родителей и детей.
Вернусь к Васе. Подпишусь, что одному ребенку эти стыдливые, порицающие слова в одно ухо влетят, в другое вылетят. Он не придаст этому должного значения. Но для впечатлительного и ранимого малыша c ярким воображением такие фразы как лезвие бритвы (бритвой, которой оттачивается писательский слог, не следует шинковать капусту). "Впечатают" императив стыда так, что на всю жизнь запомнит. Воспитание аккуратности и гигиены – это подготовка к самостоятельной жизни. Но! Выбирайте правильные формулировки и интонацию. Иначе неприятные слова значимого человека-мамы (особенно!) зарядят ребенка эмоцией, которую испытывает сама мать – стыд, отвращение, омерзение, страх нелюбви… Этот опыт у ребенка остается в памяти и будет извлекаеться всякий раз, как только происходит подобная ситуация. Сформируется стойкий страх перед неудачей, ощущение неуспешности, а значит и постоянное желание перенаправить решение и ответственность на другого. Но стыд необходимо познать чтобы осознать наслоения прошлого и высветить настоящее то, что порождает его. Маленькое пятно на рубашке после ланча, внезапная поломка молнии на гульфике, оторвавшаяся пуговица, … да мало ли что может приключиться в жизни! Стыд может преобразовать и тело(!), оставить отпечаток на облике – зажатость, сутулость, угловатость, взгляд испуганного котенка... Такое чувство порождает неполноценность, сензитивность и чувствительность к оценкам других. Или фраза: - Исправь ошибки в тексте! – сказанная убийственным и надменным тоном спровоцирует фиксацию на правописании/орфографии, возбудит страх и заберет всю энергию- запустит тревогу, которая постоянно будет отвлекать от логики, смысла, структуры и сжирать силы так необходимые для написания полного текста сочинения, статьи или рекламного объявления.
У Туве Янссон есть маленькая сказка о девочке, которая боялась насмешек и осуждения. Она разучилась смеяться, играть, … да просто стала не-ви-ди-мой! На практике такие люди приходят в терапию с утверждением “Я живу чужой жизнью”, "постоянно подстраиваюсь, стараюсь быть для всех доброй и хорошей".
Сущность стыда.
Эриксон рассматривал стыд как результат беспомощности и потери самоконтроля и связывал его с видимостью и желанием спрятаться. Есть предел способности людей переносить страдания из-за неадекватных требований, который вынуждает их считать себя, свое тело, свои нужды и желания порочными и грязными, и заставляет поверить в непогрешимость тех, кто их судит. Иногда индивид может отвернуться от окружающих, втайне не обращать внимания на мнения других, и считать злом сам факт их существования. Стыд рассматривается в рамках нарциссизма. Это расстройство появляется тогда, когда ребенок стремится к индивидуации вопреки попыткам родителей сохранить симбиоз. Родители бессознательно преследуют свои собственные цели, не поощряют спонтанное стремление ребенка к автономии. То что делает ребенок не соответствует их желаниям и ожиданиям. Так как ребенок это нарцисстическое продолжение/расширение родителей, он может породить боль, депрессию и обиду в них. Ребенок научается, что если соответствует ожиданиям родителей – значит вознаграждается любовью, удовольствием, одобрением. А контакт с окружением сводится к реакции отражения – к намеренному продуцированию, а не к спонтанным действиям. Тогда чувство самости не развивается. Действия на желаемый отклик родителей(или других людей) с целью “хочу понравиться всем” – механичны, но по существу бесчувственны, так как не затрагивают ключевых вопросов: Кто я есть? Что я думаю? СА-а-аМ!
Действенная составляющая стыда – попытка спрятаться. Если человек прячется (от соседей, знакомых или самого себя), то это можно рассматривать как бессознательное чувство стыда. Это может проявляться в затворническом или скрытном поведении (отшельники, монахи, “серые кардиналы” - 12-домники). Например, религии выступают за уход от жизни и затворничество … кое может быть временным или постоянным. Фрейд считал религию неврозом, вместо того чтобы работать с проблемой... человек от нее убегает. Все предпосылки одиночества закладываются еще в раннем детстве. Как? Просто! В детстве самовыражение и непослушание ребенка приводит родителей к некой боли, поэтому не удивительно что ими используются методы противодействия. Ребенку приходится смиряться, искать утешения в другом месте, лицемерить, лгать, игнорировать и … прятаться! Смирение изначально понималось как уничтожение жизнеспособности и жизненной силы. После этого, когда ребенку нужно появиться на публике у него возникает страх, даже тело начинает отрицать себя. Ребенок, контролирующий и отказывающийся от своих импульсов и влечений перед родительскими требованиями ску-ко-жи-вает-ся. И взрослый тоже! Достаточно вспомнить фразу из фильма “Служебный роман”:
- Вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак и вот - чешет на работу, как будто сваи вколачивает.
Откуда “телесный стыд” у Калугиной? Откуда? Да оттуда что чувствует себя как мЫмра! А оказалось потом что она вовсе не мымра и даже не совсем чудовище. :)Кто-то же ей вбил* в мозг "Встречают только по уму, остальное от лукавого или лукавой ... Лилит!"
В современной жизни, стремление к уединению или некоторые праздники выполняют схожие функции. Общественная жизнь подразумевает, что индивид подчиняется группе(!) и сдерживает свои индивидуальные и личные побуждения. Угроза обнажить перед социумом свои глубоко личные действия – есть сила шантажа. Шантаж обнаружен на бессознательном уровне, как плата за мысли и действия, покрывающие и искажающие переживания личности.
Ну и в конце еще раз задайте себе вопрос чего вы стыдитесь(конкретная причина?), проанализируйте, взгляните со стороны, если стыд адекватен (как у Калугиной) нужно срочно принять действенные меры (скоро 8 Марта!). Если безоснователен – отправьте адресату посылку с отзеркаливанием (найдите 100 причин того, чего он может стыдиться). Если адресат недоступен - Search and destroy! :)
Любите себя таким, каким вы есть “сегодня и сейчас”! Всех идеалов достигнуть невозможно.
А осуждая других можно самому попасть на скамью подсудимых ,)
По материалам интернета