Кризисы опустошенности. Психотехника очищения
Общая характеристика
Симптомы. БЕЗРАДОСТНОСТЬ
При опустошенности Высшие эмоции вытеснены «обыденными».
Ничто не кажется ни красивым, ни возвышенным, ни торжественным. В самоощущении отсутствует чувство чистоты. Переживания гармонии мира и гармонии себя с миром недоступны. Так же недоступно чувство причастности. Так как нет Контакта с Высшей Силой, нет и чувства благодарности Ей. Мир видится обыденным и серым. Человек заключен в одиночку своего Я.
Без Контакта невозможны и ощущения духовной наполненности, внутреннего богатства, силы, то есть — вдохновение.
Часто опустошенность переживается как отсутствие вкуса к жизни. Ничто не доставляет удовольствия, все переживания испытаны, все надоело, все известно, и ничто не интересно. Ни в чем нет ни новизны, ни смысла, ни тайны. Это состояние называют хандрой.
Снижение «любовной потенции» проявляется как «сердечная сушь» — неспособность волноваться и сопереживать (жалеть, радоваться, огорчаться), испытывать умиление, влюбляться и т.д. Иногда «сушь» ощущается как устойчивое равнодушие. Иногда — как накопление любовной энергии, которая не может вырваться наружу.
Общее во всех проявлениях опустошенности — отсутствие радости.
Причины опустошенности
Радость и свобода
Основная причина безрадостности — в нарушении свободного циркулирования энергии. Ощущение свободы неотрывно от переживания радости. Находясь под гнетом (своих желаний, обстоятельств, других людей), радоваться нельзя.
Субъективно нарушения свободного циркулирования энергии переживаются как внутренние напряжения. Форма этих напряжений может быть разной: от тревожности до озабоченности.
Общая схема
Разные радости
Тождество свободы и радости означает существование разных радостей. И жеребячий гогот подгулявшей компании — радость, и упоение игрой виртуоза — тоже радость. Одна радость отличается от другой тем, какой энергетический поток получил свободу. В радости Высших эмоций освобождаются потоки приема, преобразования и излучения тонкой (духовной) энергии.
Духовная радость неоднородна. Если рассматривать духовную работу как потоки энергии, направленные внутрь («зарядка»: созерцательная работа восприятия и/или познания, слушание Бога) или вовне («разрядка» энергии: любовь, творчество, обращение к Богу), то можно говорить, что двум направлениям потоков соответствуют два типа радости.
«Заряжающая» созерцательная радость принятия психическим телом потока духовной энергии при Контакте, переживания чувства красоты, удовлетворения интереса проявляется в умиротворяющем гармоничном ощущении духовной полноты. Созерцательная радость — это радость-восторг. Ее отсутствие (ощущение пустоты) указывает на опустошенность в узком смысле — результат перекрытия каналов поступления духовной энергии.
«Разряжающая» духовную энергию деятельная радость при свободном самоосуществлении (в любви, в творчестве и т.д.) проявляется в хорошем настроении, смехе, веселье (часто «радость» и «веселье» — синонимы). Деятельная радость — это радость-экстаз. Когда ее нет, можно говорить об опустошенности в широком смысле.
Деятельная и созерцательная радости могут соединяться в «беспричинной» радости, характерной для молодости, — радости бунинского «легкого дыхания», естественной и ненапряженной жизни в мире с Миром.
Двухполюсная модель и ограничения духовных потоков
В соответствии с двухполюсной моделью общую схему потоков духовной энергии можно представить как два потока: «поток очистки», идущий из физического мира в духовный, и «поток материализации», идущий в противоположном направлении.
Ограничения свободному прохождению энергии могут возникать в трех местах: при восприятии духовной энергии, при очистке духовного содержания из воздействий физического мира и при материализации духовной энергии.
Два ограничителя свободы: «конкуренты» и «тромбы»
Свободное прохождение энергии «наверху» ограничивается только по одной причине — из-за недостатка ресурсов. Свободное прохождение энергии «внизу» может ограничиваться как недостатком ресурсов, так и «закупоренностью» каналов.
Недостаток ресурсов вызван наличием шлаков-конкурентов: прагматических желаний, негативных чувств, посторонних мыслей, дел, забот и т.п.
Разные виды энергии качают одни и те же «насосы». Производительность их ограничена. Поэтому качать одну энергию они могут, только если не качают другую.
Энергетические потоки конкурируют между собой за ресурс — «насос». Так, два противоречивых желания (например, «пойти гулять» и «сесть за работу») ограничивают друг друга. Импульс совершить неэтичный поступок ограничивается нравственным запретом.
Конкуренты, занимая ресурс, мешают как восприятию духовной энергии — «заглушают» духовные голоса, так и ее воплощению (Служению).
Переносящая духовную энергию материя по мере спуска из духовного мира в физический «сгущается» (тонкая материя духовного мира «одевается» во все более грубую, чтобы попасть в физический мир), и ее движение замедляется, а по мере подъема из физического мира в духовный — разрежается, и ее скорость увеличивается. В любом случае в нижних областях, близких к физическому миру, материя движется медленно. Иногда она вовсе останавливается. Тогда «сгустки» закупоривают канал прохождения духовной энергии подобно тромбам или склеротическим «бляшкам». Это проявляется, например, при пресыщении или нереализованности.
Таким образом, возможны четыре типа ограничений прохождения духовной энергии. Каналы могут быть «перекрыты» в двух местах — «на входе» и «на выходе» — двумя обстоятельствами: «конкурентами» (во всех случаях) и «тромбами».
Глобальность кризиса опустошенности зависит от того, перекрыт ли только один из двух потоков («материализации» и «очистки») или оба. Когда перекрыт поток «очистки», опустошенность проявляется в отсутствии эстетических чувств. Когда перекрыт поток «материализации» — в отсутствии религиозных чувств.
Может показаться, что перекрытие канала на выходе не должно вести к нарушению циркуляции духовной энергии и кризису опустошенности. Духовный поток сохраняет возможность «отразиться» и вернуться в духовный мир. При этом Контакт не утрачивается.
Действительно, в этом случае опустошенности в узком смысле нет. Но есть опустошенность в широком смысле — отсутствует разряжающая радость Служения (любви, творчества).
ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ ОПУСТОШЕННОСТИ
Пресыщение
Причина отсутствия вкуса к жизни (интереса, стремления к новому) — в пресыщении. Здесь полная аналогия с пресыщенным гурманом. Пресыщение («Все надоело!») — результат неспособности находить новые блюда и, что более важно, в знакомых — новые оттенки вкуса.
При пресыщении модель мира находится в устойчивом состоянии. Внутренних импульсов к ее развитию (например, актуальных вопросов) нет. Внешние отторгаются, так как каналы восприятия закупорены.
Причина пресыщения в «непереваренности» имеющихся впечатлений, которые в ожидании обработки забивают «буферную зону» («желудок»). В этом хандра («английский сплин») Онегина похожа на состояние завзятого двоечника, которого учителя засыпают ненужной ему информацией.
Содержание, извлекаемое из впечатлений при «переваривании», выводит модель мира из равновесия (например, обнаруживает неполноту знания, ставит новые вопросы и т.д.) и, таким образом, обеспечивает энергию для ее развития, которая субъективно переживается как жажда впечатлений, интерес и т.п.
Когда обработка уже имеющихся впечатлений «пробуксовывает» и не приводит к извлечению содержания, она все равно отвлекает интеллектуальный ресурс. В результате его не хватает для приема новых впечатлений.
Духовная глухота. Настройка и истощение
И в эстетических, и в религиозных чувствах проявляется восприятие духовной энергии, которое требует настройки себя на частоту ее колебаний («вибраций»).
Разные резонаторы в человеке воспринимают разные частоты вибраций: низкие частоты грубой материи физического мира и высокие частоты тонкой материи духовного мира. Но одновременно может работать только одна группа — резонаторы конкурируют между собой.
Настройка состоит в активизации тех резонаторов (обнажении тех пластов индивидуальности), которые созвучны духовному содержанию, и в подавлении активности резонаторов, созвучных более грубому содержанию (например, реагирующих на прагматическую полезность).
Для настройки, естественно, необходим отказ от конкурирующих форм активности. Во-первых, от активности, не связанной с восприятием. Во-вторых, от восприятия грубых энергий.
Если сделать этого не удается, отсутствие духовной энергии ведет к истощению.
Конкурирующие резонаторы
Результат восприятия определяется двумя факторами: привычным состоянием разных резонаторов (т.е. тем, какие из них обычно задействованы, а какие нет) и качеством сигнала.
Если вся жизнь состоит из борьбы за существование и глотания культурного ширпотреба, в которых духовные резонаторы не задействованы, то включить их вместо обычно работающих «грубых» очень трудно. Сделать это тем проще, чем больше опыт Высших переживаний в прошлом и их удельный вес в настоящем.
К «обычно работающим», например, относятся резонаторы, воспринимающие физиологическое состояние организма. Голос организма может заглушать духовные голоса и при несовместимых с «физиологической» радостью организмических нарушениях (утомлении, боли, болезни), и при радостной бодрости и утренней свежести.
Точно так же для человека, погруженного в рефлексию, духовные голоса заглушает голос рефлексии. Сама рефлексия чаще всего безрадостна. Но и когда она радостна, эта радость не духовна.
Качество сигнала
Качество сигнала определяется соотношением интенсивностей (амплитуд) духовной и грубых энергий. Например, в музыке Баха интенсивность духовной энергии велика, а в поп-шлягере — мала. В результате из шлягера извлечь духовное содержание «обычный» человек не может.
Заполняя жизнь «недоброкачественными» впечатлениями, духовное содержание которых для него недоступно, — склоками, погоней за призраками, продукцией индустрии развлечений и средств массовой информации, — человек перекрывает себе доступ к Высшим переживаниям. На восприятие вещей, из которых он способен извлечь духовное содержание, не остается ресурса и канал связи с духовным миром оказывается перекрыт.
Роль окружения
Настройке препятствует неблагоприятное и способствует благоприятное социальное окружение.
Резонаторы готовы звучать созвучно окружению. Когда все вокруг поражены страхом или ненавистью, эти чувства захлестывают даже человека, понимающего, что ни бояться, ни ненавидеть причин нет. В «атмосфере горя», когда люди вокруг печальны, угрюмы или озабочены, радоваться может только злорадный или погруженный в себя (аутичный) человек. Так же и в «обстановке праздника» радость окружающих способствует переживанию радости.
Европейцы редко массово переживают Высшие эмоции. Обычные западные феномены массового сознания имеют другой характер. Чтобы преодолеть их влияние, необходимы специальные усилия.
Нереализованность
Близкий к пресыщению феномен — нереализованность. Если при пресыщении блокируется канал очистки на стадии приема впечатлений, то при нереализованности — канал материализации на стадии воплощения духовного содержания.
Неоформленное содержание (интересная мысль, образ и т.п.) остается невостребованным, «капсулируется» и часто вытесняется.
Трудности воплощения. Замещающая реальность
Отождествляясь с некритично заимствованными представлениями (а это — почти вся «культурная психика») и плодами воображения, множественные Я накапливают «мусор». К «мусору» относятся многие ценности (например, стремление быть не хуже других), «лишние» желания (например, неограниченного богатства), большинство забот и т.п. В «мусоре» часто нет никакой необходимости, но он, как гиря на ногах, тянет «вниз» и мешает быть счастливым.
Если часть реальности внутреннего мира, основанную на пережитом опыте (мир сущностного Я), можно назвать «настоящей», то остальная «реальность» (миры прочих множественных Я), состоящая из чужих мнений и своих фантазий, — это «замещающая реальность», своего рода «мир грез (иллюзий)». У большинства (особенно «культурных») людей замещающая реальность преобладает над настоящей.
Отличить замещающую реальность от настоящей трудно. Она прекрасно маскируется, в том числе и под духовную жизнь (феномен «прелести»).
Конкуренция множественных Я и шлаки нелюбви
Множественные Я (их желания, способы поведения и логики — способы осмысления мира) постоянно конкурируют между собой, ограничивая тем самым свободу друг друга. Те множественные Я, которые далеки от духовной работы, перехватывая друг у друга ресурс, не оставляют его для работы по разрядке (воплощению) духовной энергии — творчества, но прежде всего любви.
Причинами нелюбви (шлаками в «выходном» канале) часто становятся захват власти «Я-критиком», убивающим любовь негативизмом («кого ж любить?»), «Я-владеющим», превращающим любовь в погоню за обладанием и лишающим ее духовного содержания («все равно ты будешь мой»), или даже «Я-прагматиком», который вообще выхолащивает из положительного отношения «любовную составляющую» («этот человек хорош, потому что полезен»).
Еще одно Я, эгоцентрически относящееся к миру и парализующее способность любить, — это «Я-трус», боящееся и из-за страха отказывающееся от любви. С любовью связаны не только приятные переживания. Например, присущее влюбленности чувство беспомощности, зависимости от любимого может осмысляться как унижающее гордость. Страдания из-за сомнений во взаимности могут вызывать страх перед угрозой их повторения. К произвольному отказу от любви может вести и умозаключение о ее вредности (например, влюбленность может считаться дьявольским искушением).
Реальные и искусственные ограничения
Те множественные Я, которые не вытесняют работу по воплощению духовного содержания («Я-духовные работники»), делают ее сами — кроме них, ее делать некому. При этом их представления о работе обычно создают дополнительные препятствия.
В нижних, наиболее плотных слоях психического тела свобода воплощения духовного содержания ограничена множеством факторов. Часть этих ограничений имеет «объективный» характер. Нельзя строить дома из песка, лепить скульптуры из творога, рисовать дымом сигареты.
Но не меньшая их часть искусственна и существует только в замещающей реальности. Например, к таким ограничениям относится стремление к «серьезным» и избегание «шуточных» художественных форм.
Искусственные ограничения подобны тюрьме, в которой происходит действие набоковского «Приглашения на казнь».
Напряженное стремление к материальному результату в условиях многочисленных ограничений проявляется как несовместимая с радостью озабоченность.
Весь текст http://www.aquarun.ru/psih/fatum/fatum15.html
Помните, все индивидуально!
Больше информации психологического плана на моей страничке в фейсбуке...