Бетховен. Музыкально-эзотерические размышления.
"Владыка жизни, в своей мудрости, создал дневной и ночной миры.
Поэзия — его день, во всем его лучезарном великолепии;
Музыка — ночь, раскрывающая нам иные миры».
Перед тем как покинуть нас, Бетховен дает здесь, быть может, наиболее выразительный пример, утверждающий превосходство искусства, которому он посвятил себя; первоначальный росток, идея, развивается, расчленяется, преломляется, следуя сокровенным законам любого творчества; при каждом из этих изменений, при перемене тональности, ритма, тембра, у нас создается новое впечатление
Но в дальнейшем мы не спускаемся с вершин чистого духа.
Человек, вкусивший восторженность этой музыки, свободен и спасен навсегда, он отныне повелевает самим собой и своим внутренним миром"
(Эдуард Эррио"Жизнь Бетховена")
Слушая музыку Людвига Ван Бетховена поневоле удивляешься Силе, Мощи, удивительному Неистовству его натуры..
Кажется, у него столько силы, Столько.... ,сколько невозможно обуздать, этой силы хватит на то, чтобы изменить мир...
Вместе с тем он,с одной стороны, по детски романтичен, нежен и раним...
Кажется, он безудержно смеется, и также безудержно плачет...
Он Велик, как огромный Океан...
Он мятежен, как Буря, он лиричен, как дуновение ветерка в летнюю ночь...
Бетховен -разный.
Я обожаю его за его советы и мудрость..
Я благодарю его за подсказки, за его светлую звонкость, за его лирику, за его неистовый, всесокрушающий гнев..
Бонн..
Я никогда не была там, но по книгам и статьям о Бетховене могу представить себе его очаровательную, зеленую кротость.
Чердачное окно, где то и дело появляляется в чепце усталое, чуть удлиненное , с добрыми глазами, лицо матери Людвига-Марии-Магдалены.
Маленькая и худощавая, она больше походит на девочку-подростка..
Целый день работая, делая что-то по хозяйству, она приглядывает за своими малышами, как правило, через окно...
"Город диких каштанов, розового боярышника, ирисов.
Плодородная боннская земля гостеприимна. .
На старательно разбитых клумбах в дружеском сообществе цветут фиолетовые анемоны — эмблема печали, их называют также ветреницей, потому что они раскрываются при малейшем дуновении; ярко-красный меландриум с цветочной чашечкой, лишенной венчика, олимпийский газон с его розоватыми верхушками.
В изобилии представлены садовые колокольчики, задерживающие дождевые капли в рожке своих лепестков; вот и радужный спектр ирисов и, в особенности, немецких ирисов с их одуряющим ароматом и синим пламенем лепестков. Биньонии роняют на дорожки белоснежные цветы, испещренные пурпурными крапинками. Посетителя преследует сладкий запах сирени, тот самый, что нарушал покой нашей юности.
Весной сад этот — настоящая белая симфония, подцвеченная желтыми кистями акаций. Заросли боярышника, пристанище соловья, нежнорозовыми цветами оживляют все окрестные парки. Повыше растут дуб, каштан и липа, с ее листьями в форме сердца, — липа, излюбленное дерево музыкальных мастеров.
Но по сравнению со всем этим великолепием каким скромным, даже жалким, кажется бедное жилище бетховенской семьи!
Три комнаты окнами на двор, позади дома на Боннгассе, недалеко от рынка. сохраняется крохотный садик: несколько скромных деревьев, бузина с пепельной корой, лужайка
В клетке дрозд ищет зерен и распевает коротенькие песенки. В этой сырой трущобе, лишенной солнца и воздуха, еле освещаемой слуховым окном, под низко нависшими балками, 16 декабря (или около этого числа) 1770 года родился Людвиг ван Бетховен."
Лично мне встретилось несколько вариантов времни рождения,
но более всего, имхо, подходит 03-40 ам
Давайте начнем сначала..
Скупые воспоминания о детстве Л.В.Бетховена:
Мальчик рос угрюмым, замкнутым и необщительным. Он сторонился сверстников.
Он мог долгое время просто сидеть и смотреть, практически в одну точку, думая о чем-то своем...
Либо- по-взрослому, грубо браниться, гоняя по двору несчастного петуха..
Его отец был неудачником.
Он был потомственным алкоголиком,-его мать приучила его к спиртному,- зарабатывал на жизнь немного, и тут же пропивал заработанное, становясь агрессивным и глумливым..
Издевался над доброй, мягкой, заботливой женой, маленькими детьми..
Прийдя домой поздно ночью, он будил спящего, хнычущего четырехлетнего,-старшего- малыша,-Людвига....
Причем не просто будил, а вытаскивал из постели за волосы, мог и избить,- как его, так и пришедшую на выручку мать, и заставлял играть гаммы и упражнения до самого утра..
Пока не засыпал сам в пьяном угаре..
Иногда мне приходит в голову мысль об Отцах.
Почему гению Моцарта повезло Купаться в родительской любви?
Может быть, его золотое, полное славы и блеска, детство сделало его гениальный век столь коротким?
Может, открытые двери светских гостинных и аплодисменты публики в раннем возрасте - не дали развиться Выживаемости Чудо-ребенка в этом жестоком мире...?
Может, именно отсутствие иммунитета к борьбе сгубило его в столь раннем -35 лет-возрасте?
Не знаю..Это, конечно, мои домыслы..
Но,можно сказать, что ..у Бетховена- борьба за выживаемость,- началась с рождения..
Отцу- его дети были не нужны, он их не замечал..
И заметил только тогда, когда его старший сын чуть подрос,-где-то к трем- четырем годам..
И тогда он решил заняться его воспитанием..
У Иоганна Бетховена, отца композитора, в его нетрезвой голове возник дерзкий план- сделать из Людвига второго Моцарта.
"Тогда,- думал он,- и деньги потекут рекой."
Но,... он не сделал для развития его таланта ровным счетом ничего..
Зато- научил Борться, отстаивать, быть сильным и выносливым ..
Шести лет мальчик пошел в школу, где, будучи физически крепким, просто бил всех тех, кто смеялся над ним...
Отца он ненавидел и стыдился.
Однажды, к Бетховенам прибежала соседка и сказала, что с отцом Людвига случилось что-то неладное..
Братья, все вместе , дружно бросились на помощь..
"Наконец они увидели Иоганна. Он валялся в канаве подле трактира мертвецки пьяный.
Почти через весь город под насмешки сбежавшихся зевак трое детей тащили грузного, тяжелого отца.
Людвиг задыхался. Но не только от тяжести. У него перехватывало дух от ярости. Это чувство было настолько сильно, так распирало его, что он не мог оставаться на людях. Как только отца уложили в кровать, Людвиг выскользнул из дому и убежал за город. Здесь, в открытом поле, он бросился на землю и не заплакал, а запел. Это была удивительная песня – в ней не было ни слов, ни ясно обозначенной мелодии, ни ритма. В ней было чувство. В песне клокотала ярость.
И поразительная вещь. Лишь только он кончил петь, как тотчас успокоился. Будто со звуками улетела и злоба, душившая его. Казалось, звуки, вырвавшись на свободу, освободили его. В другой раз все произошло по-иному. Он шел к своему любимому Рейну. Реки не было видно. Ее заслонял высокий холм, склон которого курчавился орешником. Издали густая листва казалась не зеленой, а бурой. Черное облако нашло на солнце, и яркие краски ранней осени поблекли.
Пока он взбирался на холм, золотистый день совсем потускнел. А когда он, наконец, достиг вершины и увидел реку, она выглядела мрачной, словно сдавленной крутыми, насупившимися берегами. Ветер гнал злую, с белым оскалом волну.
И вдруг все переменилось. Облако ушло, вновь загорелось солнце. И нежным багрянцем вспыхнули виноградники, желтизной засверкали дубравы, веселыми искорками заблистала река, серовато-голубоватая вблизи и лазурная на горизонте, где она вливалась в необъятную синь небес."
Я думаю, что там, на Небесах, перед очередной инкарнацией, - душа выбирает свой путь.
Она выбирает своих партнеров. Своих родителей- добрых, милых, понимающих, или,наоборот, -своих мучителей..
Пять лет Бетховен провел в школе, и ,как бы параллельно,- ему совершенно случайно "попадаются" замечательные музыканты, педагоги, которые позволяют его таланту развиться..
Однима из них был выдающийся музыкант Христиан Готлоб Неефе, руководитель оперной труппы.
К восьми лет- Бетховен -потрясающий пианист, он играет на многих музыкальных инструментах, а в четырнадцать- получает постоянную работу, принося домой неплохое жалованье.
Смерть матери,которую он обожал, -Мария Магдалена 30 скончалась 17 июля 1787 года, окончательно сделали его самостоятельным.
Вот теперь, давайте смотреть карту относительно его детства..
Согласно фигурам М. Джонса, карта Бетховена- представляет из себя "Качели",- планеты расположены в двух группах, каждый их секторов расположенных планет- не более 120 гр., между ними- пустое пространство.
Более "сгруппированна", больший стеллиум- планет во втором и третьем доме, что под линией горизонта,
Более "тотечечно"- группа планет над линией горизонта.
Плутон и Марс- управители карты и асц.
Наиболее заполнен второй дом- дом движемого имущества, денег, , наполнения-пищей, сексом, физической энергией- им управляет Юпитер.
И Луна и Солнце- в одном доме и в одном знаке- Стрельце.
Нервная энергия- и сила и слабость данного человека.
Нервная система будет расстроена до психоза..
Объясню свою мысль. По классике- вторым домом управляет Телец.
В карте Бетховена- Телец управляет седьмым домом , где стоит падший Уран,который отвечает,как за высшую нервную деятельность, так и за слуховой нерв.
Квадратура Сатурн-Уран- делает его эксцентричным и раздражительным, в какой-то мере-первопроходцем, личностью сильной , творческой, выносливой...Сатурн-в своем родном, десятом доме, доме отца ,в знаке Льва,который также находится под управлением Солнца.
Это ежедневное противоборство с отцом в детстве, не сломило его, а ,наоборот,- дало противоядие, в какой-то мере..Ведь он- восходящий Скорпион,- личность выносливая, скрытая, страстная..
Управитель асцендента Марс- в родном, восьмом доме, на центральной энергетической оси: Солнце в оппозиции к Марсу и Меркурий - в оппозиции к Марсу..
Сложный характер...
Ему присущ философский склад ума, моментальный переход от частностей- к обобщениям, восприятие действительности- с известной долей религиозности.
Юпитер- планета расширения, экспансии.
Человеку с Стрельцом во втором доме- будет свойственна бурная радость и бурное отчаяние..
В нем очень много от реформатора,- который свято верит, что мир должен жить по его принципам, характерен интерес- к политике, путешествиям, истории и культуре..
А как выражена мать Бетховена?
Конечно, четвертым домом (куспид четветого дома в Водолее), управляющим этим знаком падшим Ураном, который в знаке Тельца, управляет четвертым домом, а также Сатурном в знаке Льва ,опять таки, в квадратуре к Урану.
Луна-(олицетворяющая мать-) делает трин к Сатурну и квадратуру к Нептуну: ответственность и природная порядочность Бетховена сочеталась с буквальным "разбиванием" , одной за другой, детских ожиданий, детских мечтаний, по мере его взросления..
Нептун- в 11 доме( доме мечтаний), в знаке Девы, Меркурий, в Стрельце, во втором, Юпитер- в Козероге, во
втором доме, Сатурн- во Льве в десятом доме, Солнце, в соединении с Меркурием в знаке Стрельца- во втором.
Такова цепочка диспозиций, и конечно, бросается в глаза взаимная рецепция по управлению- между Меркурием и Нептуном.
Мне очень интересен тот факт, что Беховен был абсолютно бесстрастен по отношению к похвалам или критике..
Ему было абсолютно все равно, что о нем думают..В его карте нет воды, абсолютно, и по синтетике- он мутабельная земля, то есть Дева...
После смерти матери-(тоже поступок), он взял на себя ответственность за младших братьев, и работал, работал, работал, непокладая рук..
Лишь работа приносила ему удовлетворение и успокоение..
В его карте мы видим Божественную Любовь пятого зодиакального дома через многообразие Хирона в знаке Овна, через прорыв, через многообразие жанров, новизну, смелость, страстность,
Вот что пишет Б.Шитов:"Хирон (высший Юпитер), являясь проводником высших миров, приносит людям законы космические, которые должны стать основой, главенствующей частью законов земных"
Он идет " в ногу со временем", живо реагирует на политические события, на ярких исторических личностей, знакомится - вначале с В.А. Моцартом, потом- с Й.Гайденом, которые с восхищением говорят о молодом маэстро..
"Бетховен врезался в гнетущий мрак, нависший над Веной, подобно молнии, неудержимо стремительной, беспощадной, пронзительно яркой. Он разорвал свинцовую твердь туч, придавивших и, казалось, раздавивших все живое. На землю обрушился ливень. Его потоки хлестали, буйствовали, обжигали холодом, но он нес избавление от удушья.
В этом секрет ошеломляюще громкого и быстрого успеха Бетховена в Вене.
Сначала он выпал на долю пианиста-импровизатора.
Вена, избалованная, переменчивая, Вена, которая перевидела и переслышала сотни превосходных артистов, которая возвеличивала и низвергала их, Вена, чье одобрение служило залогом всеевропейского и мирового признания, помешалась на Бетховене. В его импровизациях, огненных и бурных, набатно звучал голос эпохи. В них слышалась тяжелая поступь истории. Титаническая борьба молодых, свежих сил революции воплощалась в неслыханно смелых музыкальных образах, ошеломлявших, подавлявших и покорявших слушателей.
Это было новое искусство. Искусство, прославляющее подвиг революционных масс, воспевающее героизм тех, кто штурмовал бастилии феодализма, побеждал на полях сражений реакционных генералов и их наемников, срубал на гильотине головы врагам революции, нес человечеству свободу.
Такого Вена еще не знала. В глухую пору безвременья и полицейского произвола бетховенские импровизации одним придавали силы, других заряжали мужеством, в третьих, вселяли радость и веру в то, что тьма рано или поздно сменится светом, четвертых, не привыкших или боявшихся размышлять над окружающим миром, потрясали глубиной чувств, силой, неистовой страстностью.
«Что это была за игра? – вспоминает один из современников. – В ней не было ничего смутного, неясного, слабого. Из некоторых слегка набросанных фигур развивались богатейшие мотивы, полные жизни и прелести, то он выражал страсть бурными гаммами, то вновь возвращался к небесной мелодии; сладостные звуки сменялись грустными, потом шутливыми, шаловливыми; каждая из фигур имела совершенно определенный характер, каждая была нова, смела, ясна и правдива; его игра была так же чудесна, как и его фантазирование».
Один из блистательных пианистов того. времени, аббат Йелинек, потерпев поражение в состязании с Бетховеном, говорил:
"В этом молодом человеке скрывается сатана. Я ни разу не слышал, чтобы так играли! Он фантазировал на заданную мною тему так, как даже сам Моцарт не фантазировал… Играя на рояле, он преодолевает такие трудности и добивается таких эффектов, о которых мы никогда даже не мечтали".
Выдающийся исполнитель своего времени, чьи технические возможности казались практически вне человеческого разума,-на сколько они были высоки,- работал практически во всех известных человечеству жанрах, как композитор....
По Хуберу, в карте Бетховена есть замкнутая конфигурация "Большой трин",- симметричная и устойчивая фигура, Ф.К. Величко назывет эту конфигурацию "Мерседес",- она дает возможность достаточно легко преодолевать препятствия, но только- до двадцати четырех лет,дальше- надо развиваться.,надо работать над характером, расти в духе, иначе будет расти напряжение.
В Большой трин у Бетховена объеденено три планеты: Уран-Нептун-Плутон.
Они все- в земных знаках, дают ,поистине, природную способность к зарабатыванию денег, выносливость, практичность и объединяют воедино - третий, седьмой и одиннадцатый дома.
Третий дом, по классике, Меркуриальный,- в нем стоит Плутон, дающий глубину и мощность, патетичность музыкального изложения, в Марс- и Нептун- стоят в меркуриальных знаках, обеспечивающих подвижность пальцев, хорошую моторику.
Бетховен большую часть жизни- не нуждался,(в отличие от В.А. Моцарта), встреч с ним искали, заказы сыпались один за другим..Если его просили о помощи, - он немедленно оказывал ее, написав очередной музыкальный опус..
Каков он был по характеру? Несносным, но очень добрым..
Любил грубовато шутить, Мог обругать или швырнуть в человека какой- либо предмет, два раза не думая..
У него не было много друзей, но близкие, можно сказать, "родные" друзья- знали совсем другого Бетховена- нежного, чуткого, понимиающего, отзывчивого...
Был бесцеремонен с учениками, ученицами.., но любил смелость..Когда ему было плохо- он метался из квартиры в квартиру, которые он снимал, как раненый зверь..
Ругался, рычал, выл от тоски и горя..
Нельзя сказать, что Бетховен не следил за собственным здоровьем..
Нет.
Напротив..Он подчинял себя железной самодисциплине: ежедневно обливался холодной водой, много плавал, при любой погоде,
Ездил на воды в Теплице,, ел, придерживаясь диеты и расписания,- за исключением последних лет жизни, когда стал употреблять много пива..
Оспа обезобразила его лицо, но начавшаяся проявляться с 1796 года глухота- делала его нелюдимым, замкнутым..
Все началось с левого уха, он метался от врача к врачу,но не помогало буквально ничего..
Ухо- левое, то есть иньское, материнское, лунное начало..
Из Л.Назаровой:
" К наружному уху относится ушная раковина и наружный слуховой проход.
Эта часть относится к знаку Овен.
Среднее ухо состоит из барабанной перепонки и слуховой трубы, соединяющей среднее ухо с носоглоткой.
Среднее ухо- под Тельцом
Функционально за орган слухп отвечает Сатурн и частично Луна.
Слуховой нерв связан с Ураном"
Сначала он думал о смерти и призывал ее...
Но потом записал в своей разговорной тетради знаменитое:"Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся"
Именно благодаря его "разговорным тетрадям" мы можем проанализировать его мысли почти дословно..
Влюблялся ли он?
Да. Часто...,но достаточно кратковременно : Венера-во взаимной рецепции по управлению с Ураном. Близнецовый Марс- в своем родном, восьмом доме..Сатурн во Льве на вершине карты..
и послушаем самого Бетховена:
"«6 июля утром
Мой ангел, мое все, мое я! Нынче лишь несколько слов, да и то карандашом (твоим). Жилье за мной только до завтра: какая вздорная трата времени! К чему глубокая печаль там, где говорит необходимость? Разве наша любовь может существовать без самопожертвования, без того, чтобы требовать всего? Можешь ли ты что-либо изменить, ведь ты не полностью моя, а я не полностью твой? О боже, взгляни на чудесную природу и успокойся: чему быть, того не миновать! Любовь всетребовательна, и по праву; таковы мои чувства к тебе, а твои ко мне. Не забывай, что я обязан жить и для себя и для тебя. Были бы мы неразлучны, и ты и я не мучились бы. Поездка моя была ужасной: прибыл я сюда лишь вчера в четыре часа поутру. Из-за нехватки лошадей почта избрала иную дорогу, но какой жуткой оказалась она! На предпоследней станции меня предупредили не ехать ночью, пугали дорогой через лес, но это лишь пуще раззадорило меня – и я был неправ. На страшном бездорожье – сплошной проселок – карета чуть было не сломалась! Без четверки таких почтовых, какие достались мне, застрять бы нам где-нибудь в пути. Эстергази с восьмеркой лошадей постигла та же участь, что и меня с четверкой, хотя он ехал обычной дорогой. И все же я и на сей раз почувствовал в известной мере удовлетворение, я испытываю его всякий раз после успешного преодоления препятствия. Впрочем, хватит о внешнем, поспешим к внутреннему! Мы, вероятно, скоро увидимся. Я и нынче не могу пересказать тебе всего, что передумал за эти несколько дней о своей жизни. Если бы наши сердца навсегда соединились, у меня не было бы подобных мыслей. Грудь полна невысказанного. Ах, бывают мгновения, когда понимаешь, что язык – ничто. Не грусти, будь по-прежнему моим верным, единственным сокровищем, моим всем; так же, как я весь твой. Остальное, что предназначено и предопределено, да ниспошлют нам боги.
Твой верный Людвиг
Вечером в понедельник 6 июля
Ты страдаешь, дражайшее мое созданье! Только что я выяснил, что письма надо отправлять рано поутру; понедельники, четверги – единственные дни, по которым отсюда в К. уходит почта. Ты страдаешь. Ах, ты всюду со мной, разговаривая сам с собой, я говорю с тобой. Сделай так, чтобы я мог жить с тобой! Что за жизнь!!!! так!!!! без тебя – люди преследуют меня, осыпая благами, которых я и не заслужил и не стремлюсь заслужить. Приниженность человека – она причиняет мне боль. А когда я рассматриваю себя по отношению ко вселенной, что я и что представляет собой тот – тот, кого именуют великим! И все же – в этом и заключено божественное в человеке. Я плачу, думая о том, что ты, скорее всего, только в субботу получишь первую весточку от меня. Спокойной ночи! После ванны я должен отправиться спать О боже, так близко! так далеко! Поистине, разве любовь наша не подобна небесному чертогу? Ведь она столь же незыблема, как небесная твердь.
Доброго утра! 7 июля.
Я еще в кровати, а мысли мои уже устремлены к тебе, моя бессмертная возлюбленная; они то радостны, то по-прежнему печальны; я выжидаю – авось судьба услышит нас. Мне либо жить постоянно с тобой, либо вовсе не жить. Да, я решил блуждать вдали до той поры, пока не заключу тебя в свои объятия и не назову полностью моей, когда же душа моя сольется с твоею, пусть его, пусть свершится переход в царство теней. Да, к сожалению, это должно произойти. Тебе незачем расстраиваться, тем более что ты хорошо знаешь, как верен я тебе. Другая никогда не завладеет моим сердцем, никогда – никогда! О боже, почему надо быть вдали от того, кого так сильно любишь? Ведь моя жизнь в Вене, так же как и здешняя, горестна. Твоя любовь делает меня счастливцем и несчастливцем одновременно. В мои годы следует вести размеренную, однообразную жизнь, а разве она возможна при наших отношениях? Мой ангел, только что узнал, что почта отправляется каждый день, – поэтому надо кончать, чтобы ты поскорее получила мое письмо. Не волнуйся! Только лишь спокойно относясь ко всему происходящему, сможем мы достичь своей цели – совместной жизни. Не волнуйся – люби меня! Нынче – вчера – как я тоскую и плачу по тебе – по тебе – по тебе – моя жизнь, мое все!
Прощай! О, люби меня и впредь, никогда не забывай верного сердца твоего возлюбленного Людвига.
Навеки твой, навеки моя, навеки вместе!»
Кому обращены эти строки? Мы не знаем..
Бетховен не любил распространяться о своих любовных победах..
Но несколько женщин- оставили в его жизни огромный след: это аристократка Джульетта Гвиччарди, прекрасная певица Амалия Зебальд, дочь богача-Тереза Мальфаттии, и ,наконец, Жозефина Брунсвик.
9 апреля 1813 года, через девять месяцев после пражской встречи с Бетховеным , Жозефина родила своего седьмого ребенка – дочку Минону.
Девочка ничем не походила на своих сестер. Она необычайно рано развилась и в отличие от них поражала своими неслыханными музыкальными способностями.
Она так и не узнала, кто был ее настоящий отец..
При всей своей необузданности, Бетховен был необыкновенным человеком..
Он был Гением..
Его музыкальные творения делают нас, потомков, чище и добрее..
Величайшую радость Бетховен испытывал тогда, когда радовал других.
А наивысшим счастьем считал – доставлять счастье ближним. (Как истинный Юпитерианец с Солнцем и Луной в Стрельце)
"С детства моей самой большой радостью и удовольствием была возможность что-либо делать для других", – признается он в своем письме.
И как благородный завет художникам всех времен и народов звучат его чудесные слова, обращенные к маленькому Листу, посетившему его на самой заре своей артистической деятельности; они, эти крылатые слова, – девиз всей жизни и всего творчества самого Бетховена:
– Нет ничего прекраснее, чем приносить людям счастье и радость!
Вот на этой оптимистичной ноте я и заканчиваю свой рассказ.. .
Литература:
Эдуард Эррио"Жизнь Бетховена"
Борис Кремнев "Бетховен"
Л.Назарова "Медицинская астрология"
Грант Леви "О чем знают небеса"
М.Е. Козырницкая ,М.Б Левин "Структуры Хубера"
И.А. Шебанова "Фигуры Джонса"
Елена Бытка "Фигуры аспектов"
Щитов ББ "Основы астрологии"