Кот кошку любил
Психологическая защита — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику
Но раз на улице лето, все не так уж и плохо.
Ты забудешь меня. А я тебя, но не сразу.
Ведь до чего ж хороша...
была ты... – зараза.
Кот кошку любил очень -очень,
Кот с ней проводил дни и ночи,
Но у кошек неизменна суть –
Повертеть хвостом и увильнуть.
(советская попса 90-х)
В сети гуляет* шутка - таблица под названием «Хочу жену друга» :). Позабавила она меня и который раз подтвердила что «студенту» легче и быстрее запомнить непонятные замудренные термины и понятия на ярких примерах, чем заниматься зубрежкой. «Зубрить или понимать?» извечный вопрос учащихся...
Психологическая защита(минимизация отрицательных переживаний) работает на бессознательном или подсознательном уровне, и, зачастую, человек не может контролировать свои защитные механизмы психики, если он ничего не знает о них. Человек, часто использующий защитные механизмы обречен на статус «неудачника» в своей жизни.
Психологические защиты имеют самую тесную связь с акцентуациями характера, и насколько более выраженной является акцентуация, настолько более выражены защитные механизмы психики человека.
Зная
Я продолжу тему психотерапии (начало в прошлой публикации) и акцентирую внимание на том, что она(терапия) является модифицированной формой отношений «мать-дитя». Терапевт представляет материнскую фигуру, которая осуществляет заботу и кормление. Клиент выступает в роли «голодного ребенка» до этого евшего все что попало. Когда происходит «несварение желудка» (а этот недуг не дает свободно ни работать, ни отдыхать), то начинаются поиски «здоровой и экологичной пищи». Приходится повышать иммунитет и налаживать психическое и эмоциональное здоровье за счет смены вкуса. И тогда терапевт как приемный родитель не только кормит, но и обучает навыкам заботы о себе. Психотерапия не ограничивается кормлением, это ОБУЧЕНИЕ.
Вот некоторые психологические защиты в оригинале*(пишу для того, чтобы сопоставили с таблицей)
- Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
- Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.
- Реактивное образование — защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
- Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.
- Идеализация — в обыденном смысле — это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле
- Обесценивание — защитный механизм, при котором индивид приписывает преувеличенные и несоответствующие отрицательные качества себе или другим
- Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
- Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
- Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
- Смещение — может быть защитным механизмом личности, когда происходит перенаправление драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается. Положительные виды смещения включают в себя перевод агрессивной энергии в созидательную активность (к примеру, большой объем работы в возбужденном состоянии), а также переадресовку эротических импульсов с нереальных или запрещенных сексуальных объектов на доступного партнера.
- Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.
А вот что получилось в ремиксе :)
«Жена друга меня хочет и постоянно пытается соблазнить» - проективная идентификация - это «примитивный» защитный механизм психики. Пациент (или любой другой человек) в процессе общения может проецировать свои переживания (чувства, импульсы, образы) или бессознательные желания на собеседника. Это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Проективная идентификация это не просто индивидуальная фантазия, она имеет инвазивную(заразную) природу. Человек провоцирует собеседника вести себя или чувствовать так, как будто это его собственное содержание, при этом другой в этом практически не сомневается. Так терапевты в процессе работы с клиентом стали понимать, что многие чувства, мысли, мечты или фантазии им не принадлежат. Эти состояния были транслированы и внедрены в них клиентами. Подтверждением этому является то, что объект начинает демонстрировать особенно невербально, чувства и действия, соответствующие содержанию проекции. Т.е если вы хотите чтобы вас соблазняли( см. таблицу), другой автоматически бессознательно «будет выполнять вашу команду». Или если вы наделяете человека качествами «примитивен и однобок», то для вас он будет именно таким ,). Необходимо помнить, что каждый из нас состоит из субличностей, а это значит что в беседе мы можем поворачиваться разными гранями. Мы можем быть с определенными личностями такими, какими они ХОТЯТ нас видеть( желание клиента -закон :)) (но и это еще вопрос... «невозможное возможно» только тогда, когда это «невозможное» есть в нашей личности, т.е мы способны играть эти роли)
В процессе терапии ли, или просто в разговоре клиент (или обычный собеседник) при переносе всегда демонстрирует свои защиты!
В качестве еще более глубокой иллюстрации можно привести пример из практики одного из крупнейших психоаналитиков О. Кернберга
«Пациентка, около 30 лет, нарциссическое расстройство личности с пограничным функционированием, депрессивные и суицидальные импульсы. Она то грандиозно и обесценивающе отвергала всех, то переживала чувства ничтожности и глубокого отчаяния. У нее были хаотические отношения с мужчинами. Увлекалась недоступными мужчинами, и если они проявляли к ней интерес, она относилась с презрением, поддерживая отношения сразу с несколькими. Ее мать назойливая, доминантная и контролирующая использовала дочь как источник удовлетворения для себя. Отец был недоступен – весь в работе. Сначала пациентка просила меня о лечении, поскольку я был директором больницы. Но как только началось лечение, стала мучиться сомнениями компетентен ли я, и хочет ли она у меня продолжить лечение.» Непрочность репутации доктора для нее подтверждалась тем, что он остается работать в маленьком городке. Она передавала* слова своей матери, что не будет ли больше пользы лечиться у более энергичного и твердого терапевта, а не у такого неуверенного. Говорила что не хочет задевать его чувства, но одет он очень провинциально и в нем не хватает твердости, которую она ценит в мужчинах. Пациентка говорила с нотками снисходительности. В это время терапевт ощущал бессмысленность своих усилий и уныние... «Я думал она не способна поддерживать отношения терапевтические и что это начало конца ее терапии. Я чувствовал, что сдаюсь, и что мне трудно думать точно и глубоко. Чувствовал себя физически неловко» В конце сеанса он понял, что стал еще одним обесцененным мужчиной, как олицетворение всех мужчин для нее. Он вспомнил, что в начале лечения – она боялась, что он не возьмется с ней работать, прогонит, как «коллекционер редких экземпляров» и нынешнее ее отношение было возмездием за то, что он по ее мнению будет доказывать свое превосходство и обесценивать ее. «Я опознал в ее поведении позицию молчаливого превосходства и тонко замаскированного обесценивания, с которым мать высмеивала ее. Я понял, что городок в переносе олицетворяет меня, и город и я олицетворяем ее собственный обесцененный образ самой себя, который она проецирует на меня, в то время, как сама идентифицируется с надменным превосходством своей матери»
В терапии (или в простом общении, где есть барьеры непонимания) переломным моментом является прекращение господства монолога клиента (доминанты одного) и обнаружение терапевта (другого). Тогда начинается диалог и переход на качественный уровень отношений. Клиент(собеседник), до этого момента соблазнявший* терапевта(другого) на разыгрывание всевозможных ролей (повороты субличностей) начинает воспринимать другого более целостно и адекватно.
Вывод: Чья-то фантазия имеет инвазивную природу и заражает другого. Как мы этим воспользуемся это уже другой вопрос. Мне лично захотелось синтезировать идею (таблицу) и информацию по теме в статью. Возможно кому-то и пригодится. :)
Лондон, 30-е годы прошлого столетия. Своенравную мисс Гвинивер Петтигрю уже который раз увольняют с должности гувернантки. Успев стащить визитку работодателя в агентстве, девушка приходит по адресу и становится горничной, а затем и личным секретарем молодой актрисы. Взбалмошная нанимательница вводит Гвинивер в блестящий театральный мир — и начинается такое!
За один вечер мисс Петтигрю преображается из серой мышки в даму из высшего света, добивается роли для своей хозяйки, примиряет рассорившуюся пару и безнадежно влюбляется. Словом — мисс Петтигрю живет одним днем!