На смерть Поэта. Есенин. " Ах, метель такая, просто черт возьми!"
30 лет исполнилось только вчера, но праздничного настроения нет. Весь 1925 год Есенин пишет какие-то грустные, щемящие стихи. Это год тяжелейших депрессий. И от стихов его веет ощущением холода, зимы, умирания. Нет полета души, промозглость, сумерки и не проходящее ощущение заката. Казалось бы, он только недавно женился на внучке великого Толстого, на Софье Андреевне Толстой, но счастья нет. «Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен». Так ожидаемая семейная идиллия не удалась. Да и сам день бракосочетания красноречиво говорит о неблагополучности этого союза. В первый Лунный день Луна во враждебном соединении с Марсом и в оппозиции к Урану, планете резких, неожиданных перемен. Венера без мажорных аспектов к планетам, но при этом - в квадратуре с Узлами. Есенин сделал ставку на новое чувство, новое увлечение, но безуспешно. Поэт В.Наседкин так охарактеризовал новое местожительство Сергея:
«Квартира С.А.Толстой в Померанцевом переулке, со старинной, громоздкой мебелью и обилием портретов родичей, выглядела мрачной и скорее музейной. Комнаты, занимаемые Софьей Андреевной, были с северной стороны. Там никогда не было солнца. Вечером мрачность как будто исчезала, портреты уходили в тень от абажура, но днем в этой квартире не хотелось приземляться надолго. Есенин ничего не говорил, но работать стал больше ночами. Новое местожительство, видимо, начинало тяготить Есенина».
Да и с женой отношения были сложные. М. Ройзман вспоминал:
«Я понимал, что Есенин вновь пытается обрести семью, знаменитого сына. Он выбрал женщину и моложе себя на пять лет, и в жилах которой текла кровь величайшего писателя мира. Но, очевидно, решение Сергея созрело быстро, он не успел как следует узнать характер своей будущей жены. Она заведовала библиотекой Союза писателей, и мы знали её. Она была сверх меры горда, требовала соблюдения этикета и беспрекословного согласия с её мнением. Она умела всё это непринужденно скрывать за своим радушием, вежливостью. Эти качества были прямо противоположны простоте, великодушию, благородству, веселости, озорству Сергея».
Похоронив несбывшуюся надежду найти теплоту и уют дома, Есенин все чаще и чаще впадает в депрессивные состояния, все чаще и чаще говорит и пишет о смерти. В октябре 1925 года рождается цикл коротких "зимних" стихотворений Есенина. В ночь с 4 на 5 октября были написаны сразу два четверостишья :
Забивает крышу белыми гвоздьми.
Только мне не страшно, и в моей судьбе
Непутевым сердцем я прибит к тебе.
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Транзитная связка в Весах - Солнце, Меркурий, Марс - на стеллиуме Есенина, в оппозиции к Луне поэта. Причем транзитный Меркурий на Солнце, а транзитное Солнце - на Марсе и все это на фоне тянущейся уже больше года квадратуры транзитного Плутона к Марсу. Все чаще Есенин задает себе вопрос о смысле жизни, о своем существовании на Земле, все чаще его посещают мысли о скорой кончине. Кажется, что его неуемная энергия не может найти позитивного выхода. Его душа мечется в поисках исхода. "Ах, метель такая, просто черт возьми!" - перед глазами встают образы бушующей жизни, мощи и силы стихии, которая "Забивает крышу белыми гвоздьми". Крышу или крышку гроба? "Забивает ... гвоздьми", "прибит к тебе" - в стихах ярко проигрывается тематика Марса. Влияние Плутона выражено душевным изломом, ощущением неминуемого близкого конца существования. Прощание с жизнью. "Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?"
И еще, как усиление темы смерти, - слишком много белого: "метель" и "снежная равнина", которые ассоциируются с белым цветом, "белыми гвоздьми", "белая луна", "березы в белом". Белый цвет в творчестве Есенина был одним из основных цветовых предпочтений. Но именно это восьмистишье в заключительном периоде его творчества - все исключительно в белом. В гороскопе поэта Венера в Деве, в знаке перфекционизма, совершенства и чистоты. А чистота всегда ассоциировалась с белым цветом. Но в поздней лирике Есенина белый отождествляется не только с совершенством, но и с покоем и ... и со смертью. Вот и в этом восьмистишье "березы в белом" - саваном покрыты. Эмоциональный надрыв усилен квиконсом транзитного Солнца с Лилит и Восходящим узлом поэта, как фатальность любых усилий адаптироваться к сложившейся ситуации, и отказ от борьбы : "Непутевым сердцем я прибит к тебе..."
А дальше была клиника на Пироговке и Англетер.