Синдром Понтия Пилата
Фразеологизм «умывать руки» означает — отрицать свою причастность к делу, оставлять попытки добиться результата, отказаться от начатого. Своим рождением фраза обязана библейскому сюжету, она принадлежит римскому префекту Понтию Пилату. Он пытался помочь Иисусу Христу избежать казни и спасти его от разъяренной толпы. Понтий Пилат убеждал людей в невиновности праведника, но люди, переполненные ненавистью, не внимали его словам. Оставив попытки убедить народ, Пилат умыл руки перед всеми и объявил, что он не виновен в смерти Иисуса и сделал все, что мог для его спасения.
Теперь выражение используется в спорах, когда у оппонента заканчиваются аргументы, или в работе, когда выполнить поставленную задачу невозможно, хотя было сделано много попыток. «Я умываю руки» используется в значении «я сделал все, что было в моих силах, но я снимаю с себя ответственность за это дело».
Сущность эффекта и его первоисточники
Давайте обратимся к истории и вспомним «умывающего руки» Понтия Пилата. Этим ритуалом он показал всему миру, что снимает с себя ответственность за приговор Иисусу и становится непричастным к ужасному преступлению.
Фраза «я умываю руки», которую мы произносим, стремясь откреститься от чего-то по нашему мнению несправедливого и неправильного, вошла в наш обиход неслучайно. Когда человека мучает совесть, он неосознанно стремится «очиститься» - принять душ или хотя бы вымыть руки. Это явление получило название синдрома Понтия Пилата или эффекта леди Макбет, доказывающего прямую связь между физической и ментальной чистотой личности.
Леди Макбет, повредившись рассудком, бродила ночами по замку и терла свои руки, пытаясь смыть с них воображаемую кровь. Понтий Пилат, согласившись с приговором, вынесенным Иисусу, вымыл руки, символически открестившись от этой казни. Американские психологи предполагают, что в таком поведении могут отражаться глубинные структуры нашего мышления. Похоже, что гигиена тела и чистота совести в сознании человека очень тесно связаны.
Во многих языках существуют фразы, связывающие телесную и моральную чистоту. Мы активно пользуемся выражениями «нечист на руку», «отмыть деньги», «грязная душа» ит.д., особенно не вдумываясь в эти совпадения.
Но случайны ли они? Идея проверить, существует ли на самом деле эта связь пришла к психологу Чень-Бо Чжун, тоже случайно, после того, как он заметил некую закономерность - во многих фильмах убийцы, после очередного акта насилия, непременно отправляются в ванную мыться, «смывать грехи».
Экспериментальные исследования эффекта американскими учеными
Исследователи Кэти Лилиенквист и Чэнь-Бо Чжун из чикагского Северо-Западного университета провели весьма любопытную серию несложных психологических экспериментов на студентах-добровольцах. Для начала подопытным предлагалось сосредоточиться на каких-либо этичных или, наоборот, неэтичных поступках, совершенных ранее.
После того как доброволец погружался в воспоминания, ему показывали буквенные шаблоны "w__h" или "s__p" и просили заполнить пропуски. Среди множества английских слов, укладывающихся в требуемую схему, есть глагол wash (мыть) и существительное soap (мыло).
Оказалось, что после припоминания собственных неблаговидных деяний участники эксперимента гораздо чаще вставляли в шаблон именно эту пару слов. Кроме того, по окончании теста добровольцам на выбор предлагалось несколько недорогих подарков.
Если студент предавался воспоминаниям о добрых поступках, он выбирал что-нибудь нейтральное вроде карандаша, а после обдумывания своей "аморалки" предпочитал взять, например, антисептическую салфетку, пишет LiveScience.com.
Потом исследователи попытались скрыть истинные цели своего эксперимента, представив психологический тест в виде маркетингового исследования. Испытуемым предлагалось определить свои потребительские пристрастия: на выбор предлагалось несколько видов полезной в быту мелочи - от батареек и конфет до зубной пасты и чистящих средств. Однако перед этим добровольцу задавалось нужное настроение: он должен был переписать от руки текст, где от первого лица рассказывалось о каком-либо дурном или хорошем поступке.
Создав, таким образом, атмосферу "греха" или "добродетели", ученые приступали к тесту. Оказалось, что студенты, переписывавшие рассказы о неэтичном поведении, гораздо чаще склонялись к приобретению различных моющих средств и предметов личной гигиены.
Установив, что виноватые люди стремятся к чистоте, Чжун и Лильенквист решили уточнить, что же дает им очистительное омовение. В следующем эксперименте добровольцев снова просили вспомнить какую-нибудь неблаговидный поступок и напечатать на компьютере рассказ о нем. После этого одним испытуемым предложили воспользоваться очистительной салфеткой под предлогом, что это общественная клавиатура, - мало ли какие микробы там могут быть (кстати, все, кто получил салфетки, поспешили ими воспользоваться).
Другие испытуемые так и остались в неочищенном (и как мы теперь знаем, виноватом) состоянии. После этого каждого, как бы случайно, попросили поучаствовать еще в одном исследовании, которым занимается коллега экспериментаторов, но уже на добровольной основе, бесплатно.
Оказалось, что чувство вины - двигатель альтруизма. Из тех испытуемых, кто успел очистить руки, лишь 41% согласились поучаствовать еще в одном опыте. Среди остальных участников, все еще отягощенных тревожащими душу воспоминаниями, доля желающих поработать на благо общества оказалась почти в два раза больше - 75%.
«Мы еще не знаем, как именно мытье рук очищает совесть, но исследования показали, что эта мера, как минимум, позволяет чувствовать себя более спокойно после совершения неблаговидных поступков», считают исследователи.
Другими словами, где-то в нашей психике все же заложена связь между грехом и грязью, с одной стороны, и чистотой души и тела - с другой. Исследователи, читавшие английского драматурга, окрестили ее "эффектом леди Макбет".
Правда, неясно, откуда что пошло: то ли это глубинная психологическая связь, не зависящая от того, в какой культуре воспитывался человек, то ли навязанный в процессе воспитания и обучения штамп. Не надо забывать, что тесты проводились в Америке, где упомянутая трагедия Шекспира входит в школьную программу, а евангельский образ Пилата, умывающего руки, вошел в поговорки. Более четким доказательством существования такого психологического механизма был бы подобный эксперимент, проведенный на "нейтральной территории".
Для подтверждения нужны были бы сходные результаты теста, показанные где-нибудь во Вьетнаме или Иране, где и Шекспира на уроках не читают, и христианство - малознакомая местному населению иноземная вера.
Однако если Кэти Лилиенквист и Чэнь-Бо Чжун правы, можно немного опечалиться нынешним высоким уровнем бытовой гигиены. В Средневековье, как утверждают историки, даже богатые люди, бывало, мылись всего несколько раз за всю жизнь, в новое время постепенно распространилось мнение о необходимости регулярных омовений, в наше время в западной цивилизации хорошо воспитанный человек залезает под душ ежедневно, а то и по несколько раз на дню.
Распространение водных процедур обычно объясняется прогрессом цивилизации, но кто его знает, может быть, в нас есть куда больше сходства с леди Макбет, чем нам хотелось бы?
:))
источник: интернет
Ну и раз начала с библейского сюжета, то и закончу словами Патриарха
«Мы должны посмотреть на эту ситуацию через призму духовных знаний и подумать, что все это означает и почему Господь попускает эту язву. Здесь возникает возможность подумать не только о гневе Божием, как это было в истории, но, скорее всего, о милости Божией», — сказал он.
Вирус был послан Богом, чтобы человеческая цивилизация, которую патриарх считает самоуверенной, поняла границы своих возможностей и осознала собственную хрупкость, добавил Кирилл. «Чтобы мы, не теряя духовного оптимизма, понимали, что надо всем Бог. Эти обстоятельства должны еще больше укрепить нас в вере, чтобы сомневающиеся стали верующими», — добавил патриарх.