Благословенная земля
После посещения Вьетнама я все больше и больше вспоминаю Шри-Ланку, куда мы ездили год назад, в марте. Из слякотной, пасмурной Москвы, на теплый, сказочно красивый остров. А вспоминаю, потому что постоянно сравниваю эти две так не похожие друг на друга страны Юго-Восточного региона.
О Вьетнаме я написала очень много и достаточно подробно:
О Шри-Ланке тогда, год назад, не смогла написать ничего. Очень личным и интимным оказалось путешествие. Слишком много эмоций переполняло меня, и не могла я выплескивать их наружу. Хотелось продлить то чувство соприкосновения с чем-то очень глубоким и божественным, охватившее меня с первых минут на этом острове.
Удивительнее это казалось еще и тем, что в переводе с санскрита Шри-Ланка - "Благословенная земля".
Воистину, точное название!
И вот, год спустя, опять захлестнули воспоминания о том путешествии, и захотелось рассказать уже по прошествии года, об этой стране, точнее о моих ощущениях, эмоциях, моем восприятии увиденного. Начинаю писать, думаю, вот сейчас расскажу где она находится, какой там порядок, как над столицей летали военные самолеты, направляясь на север, громить "тамильских тигров" , как аэропорт, куда мы прилетели, усиленно охранялся военными, причем, как женщинами, так и мужчинами, и за месяц до нашего прилета, его бомбили тамилы. И как смешно было видеть женщин в военной форме защитного цвета, в юбочках и длинных-длинных гольфах.
И понимаю, что это не то, совсем не то, что осталось в памяти, и что так сильно захлестнуло тогда, уже в первые часы после прилета. Атмосфера, что-то витало в воздухе необъяснимо-возвышенное. И ты, окунувшись в этот невероятный одухотворенный поток воздуха, вдруг понимаешь, что возносишься куда-то высоко в облака, ощущая каждой клеточкой тела это ни с чем не сравненное состояние нирваны.
Ровно за год до моего посещения Шри-Ланки, там была аист, и великолепно описала свое путешествие -
И даже она, снисходительно относясь к местным поклонениям Будде, очень емко определяет ощущение от страны и ее святынь - "пиршество духа":
"Еще один храм… Будда лежит… Будда стоит… Будда сидит.. и так 28 раз)))) Единственно что мне понравилось из всего этого пиршества духа – старинный маленький храм – века 5 что-ли… темный, только верху окошечко и свет из него падает на фигуру сидящего Будды. Она сделана из белого материала и обклеена кусочками слюды – при попадании света – начинает сиять… Это класс! Это хорошо придумано и впечатлительно выглядит."
Будде шри-ланкийцы поклоняются, и религию чтут. В отличии, от того же Вьетнама, где 80% населения - атеисты. На Шри-Ланке все с точностью до наоборот. По официальной статистике около 70% населения - буддисты, 15% - индуисты (тамилы), 8% - христиане, 7% - мусульмане.
На Шри-Ланка религия буддизм - Тхеравада (пали - "учение старейших") - самая ранняя и наиболее ортдоксальная школа буддизма. Она была создана сразу после смерти Будды его самыми близкими учениками.
Согласно учению тхеравады, принц Сиддхартха Гаутама Шакьямуни был земным существом, родившимся как человек, но жившим и умершим как Будда. Его просветление было результатом кармы - воздаяния, которое получает человек в своих последующих перерождениях в зависимости от того, насколько благими или неблагими были его деяния в течение одной жизни. Сам Будда последовательно совершенствовал свою карму благими деяниями на протяжении 550 перерождений, после чего он, благодаря обретенным исключительным способностям, и достиг наивысшего просветления. Следовательно, Будда появляется среди людей каждые 5 тысяч лет, а каждый человек, вступающий на путь Будды, должен прежде всего заботиться об улучшении своей кармы.
Высшей целью учения тхеравады (религия Шри-Ланки) является достижение просветления и нирваны - вечного блаженного "небытия", прерывающего бесконечную цепь перерождений, влекущих за собой многочисленные страдания, и в этом учение тхеравады не отличается от учений других направлений и школ буддизма. Но поскольку Будда рассматривается тхеравадинами исключительно как земное существо, то и достижение просветления представляется им как буквальное следование образу жизни Гаутамы Шакьямуни и его практике медитации.
Отличительным положением в учении тхеравады является убеждение, что достижение нирваны доступно лишь тем, кто полностью отказался. С самого начала последователи тхеравады нетерпимо относились даже к самым незначительным отступлениям от установленных ими правил монашеской дисциплины и от ортодоксального истолкования учения Будды и вели постоянную борьбу с отступниками от их доктрины. На третьем сангити в Паталипутре тхеравада разделилась на три направления: ватсипутрия, сарвастивада и вибхаджаявада. Третье направление составили наиболее ортодоксальные последователи, которые спустя 100 лет утвердились на Шри-Ланке, ставшей оплотом тхеравады.
Шри-Ланка удивительный остров, я бы его назвала "остров Медитаций и Просветления". Именно здесь чувствуется соприкосновение с божественным. Ощущение такое, что ты где-то между небом и землей, между Буддой и океаном, и вот эта одухотворенность воздуха витала вокруг тебя, и поднимала все выше и выше...
Бредя по берегу Индийского океана, ты понимаешь, что вот в таких местах, под кронами пальм и мангров и надо приходить к Просветлению духа. Ты садишься на песок, медленно погружаешься в себя, а перед тобой шумит океан, накатывая волны одну за другой, над головой звенят, соприкасаясь друг с другом, пальмовые листья. Где-то за спиной, цокают пальмовые белки, в простонародье называемые бурундуками, и сначала даже кажется, что это птицы кричат, но нет, это беличий язык такой, а вот птицы, как раз и не кричат - а очень мелодично поют. И к тебе приходит состояние полного релакса, стремительно несущегося в нирвану. Непередаваемые ощущения душевного спокойствия и умиротворенности!
На Шри-Ланке забываешь обо всем, ты купаешься в беспредельной гармонии этого мира. Ты отступаешь от суеты, и с тебя, как одежды, слетает все напускное и ненужное. Остается лишь сама суть - возвышение духа, соприкосновение с великим смыслом бытия. Твоя душа парит над землей, и наполняется смыслом. И возникает ощущение, что все встает на свои места, твоя жизнь плавно втекает в правильное русло. И приобщение к Великому духу уже не пройдет для тебя бесследно, ты успела измениться за эти несколько недель пребывания на острове. Измениться кардинально и навсегда. Конечно, ты будешь меняться и дальше, но вот это приобщение к великому и возвышенному останется неизменным.
Гуляя по маленьким улочкам Бентоты сначала ты с недоумением наблюдаешь за местной жизнью - обшарпанные дома, напоминающие двухэтажные гаражи, толпы людей, автобусы, со свешивающимися гроздями пассажирами, мусор и бедность.
Бедность видна во всем... Мне есть с чем сравнивать - в таких же провинциях Вьетнама - все чисто, ухожено, и не скажу, что богато, но не бедно, это уж точно. Но потом ты начинаешь обращать внимание на лица. И лица, глаза поражают больше всего.
В них светится одухотворенность, приобщенность к чему-то, не ведомому тебе. И приходит понимание - этим людям все равно в каких условиях жить, что и как есть, чем заниматься. У них другие ценности, в их жизни есть что-то, что важнее быта и денег. Они приветливы и открыты. Запросто подходя к тебе на улице, они начинают спрашивать откуда ты приехал, и как тебе нравится их страна. Причем, что поразительно, спрашивать на русском языке. Их послушать, так практически все, кто заговаривал с нами по-русски, учатся в русских школах в Коломбо. А с другой стороны, почему бы и нет? Может, и правда они там учатся... Откуда бы еще им так хорошо знать наш язык.
Мой муж, размышляя о жизни в этой стране, мечтательно представлял: "Купил одни тапочки - и хватит на всю жизнь! Захотел поесть - сорвал банан, захотел попить - сорвал кокос. Обернулся в местную одежду, сунул тапочки в карман - и пошел гулять. Что еще надо для счастья?"
Действительно, что?
Все фотографии Шри-Ланки можно посмотреть