Новый Завет, натальная карта и виды грехов. Параллели
Без претензий на глубинную богословскую или астрологическую мудрость). Будет интересно мнение тех, кто более компетентен в теме.
Увидел в фейсбуке обсуждение комментариев Баркли к Новому Завету и в очередной раз вспомнил «Христианскую астрологию» Лилли. Бросились в глаза смысловые параллели между определениями греха в греческом переводе Нового Завета и понятиями, используемыми во все той же греческой в своей основе традиционной астрологии.
Откуда эти параллели? Исторически христианство возникло не на пустом месте. Будучи вначале небольшой сектой, отколовшейся от иудаизма, оно впитывало идеи части мира, который на то время считался цивилизованным, и конечно, пользовалось понятиями и определениями, принятыми в более ранних философских течениях этого мира.
А вот сам отрывок из комментариев. Баркли пишет:
В Новом Завете употребляются пять разных слов в значении грех:
1. Самое типичное слово хамартиа. Сперва это слово относилось к сфере стрельбы из лука и значило не попасть в цель. Неспособность попасть в цель – это и есть хамартиа; и потому грех – это неспособность быть тем, кем мы могли и должны были бы быть. Как говорит греч. богослов Христос Яннарас, грех - это экзистенциальная неудача.
Здесь самое очевидное в астрологии – МС. «Практика», «прохождение пути», указание на способы достижения большой, главной жизненной цели. В какой-то степени (уже как производные понятия) – репутация и честь рожденного.
Кто-то использует также Северный лунный узел. Его расположение в доме имеет индивидуальное, «точечное» значение.
Но если в общем – не тем ли мы занимаемся, анализируя натальную карту целиком. Не только МС или Узлы. Конечно, в том числе, этим! (у многих интерес к астрологии как раз и начался с вопроса – как мне реализовать свой потенциал, как прожить жизнь не зря).
2. Второе слово со значением грех – парабасис, что значит переступание, преступление. Грех – это преступление границы между правым и неправым, добром и злом.
(Как мне объяснили, здесь речь об эпизодах, об отдельных неправильных поступках, а не об образе жизни).
Чем не «акцидентальные слабости» в натале – ведь это же они, родные. Зная себя (свой натал) мы понимаем свои склонности к «заносам» и поведению, о котором потом приходится сожалеть или за которое бывает стыдно. И, соответственно, осознавая – можем их избежать (хотя бы самых опасных и неприятных).
3. Третье слово – параптома, что значит поскользнуться, как человек поскальзывается на скользкой или покрытой льдом дороге. Это не столь преднамеренное действие, как парабасис. Мы часто говорим, что слово выскользнуло, что нас толкнула и унесла страсть или порыв, на мгновение захватившие контроль над нами и заставившие нас потерять контроль над собой.
Допущу, что это одна из функций прогностики – уберечь себя от такого «поскальзывания», от шагов по скользкому льду. Конечно, натальная карта и здесь в приоритете – я не поскользнусь там, где изначально силен, знаю об этом и уверен в своих силах. А вот слабые места, как акцидентально, так и эссенциально – они как раз и активизируются транзитами, различными символическими методами (дирекциями, прогрессиями) и возвращениями планет.
Прошелся транзитный Марс по изначально уязвимой натальной Луне – вот тебе и параптома случилась) Заглядывая в астро-динамику, мы этой самой параптомы и пытаемся избежать.
4. Четвертое слово со значением грех – аномиа, что значит необузданность, беззаконность. Аномия – это грех человека, знающего, что правильно, но поступающего неправильно; это грех человека, знающего закон и нарушающего его.
Ну, это уже пиши пропало. Сознательно и последовательно совершать зло, вести преступный образ жизни, понимая, что ты преступник – это и есть «аномия»
Это эссенциальная слабость, отягощенная, скорее всего, еще чем-то существенным. И наверняка речь не об одной планете, здесь комплекс факторов. Хотя, по большому счету, это из сферы этики, а не астрологии. Можно иметь падшего вредителя в «плохом» доме, но не быть плохим человеком.
5. Пятое слово со значением грех – офейлема, что значит долг. Это значит неспособность уплатить то, что причитается; неспособность выполнить свой долг.
Здесь тоже нет одного единственного астрологического фактора «отвечающего» за долг, но, тем не менее, мы может сузить их круг и использовать в комплексе, если нужно. Кто-то говорит о натальном Сатурне, кто-то о Южном узле (что не является неправильным). Роберт Шмидт, соучредитель проекта Hindsight, обращает внимание на пренатальное полнолуние и/или новолуние.
Пренатальные лунации говорят о чем-то вроде контракта между человеком и миром, космосом. Через пренатальное новолуние мы получаем что-то от мира, через полнолуние – отдаем (долг).
В конечном итоге, не думаю, что найдется священник, который направил бы прихожанина к астрологу) (хотя к психологам же уже направляют, что еще лет 30-40 назад прозвучало бы жутким бредом, так почему бы и нет)), но, тем не менее, умный, достаточно начитанный и при этом честный священник (или рядовой христианин) не может не увидеть очевидного и не согласиться – параллели есть, связь с античным наследием есть.
При этом лично для меня астрология никогда не была какой-то этической системой, здесь речь только о методологии. То есть, разделение функций с религией или идеологией налицо (опять же – для меня, есть люди, которые считают иначе). Со своей совестью предпочитаю разбираться сам (обхожусь без компьютера)) и клиентам советую. Натальная карта и все, с ней связанное, это что-то вроде лаборатории или рентген-кабинета. Что вы будете делать с результатами анализа – только ваше дело и ваша личная ответственность. У нас в руках метод познания себя и окружающего мира (один из методов, но достаточно эффективный и интересный) – а это уже очень немало.