окулус | блоги | мартини | фильмы | мимино

Мимино

Слушай, я сейчас там так хохотался!


Дети впитывают окружающий мир подобно губке. Все увиденное, услышанное и прочувствованное оседает в них с тем, чтобы потом рано или поздно
проявить себя в разных ипостасях. Тем более услышанное от собственных
родителей, когда они, забывая о присуствии братьев их меньших,
беспристрастно комментируют свои жизненные ситуации...
Когда в очередной раз знакомый для меня папа пришел вечером домой и с
большим вздохом завалился на любимый диван, подошло чадо и невинно
спросило:
- Папа, ты опять сегодня за@@ался, да?

Память – это, пожалуй, самая спорная тема дискуссий среди ученых и психологов. Когда появляется память у человека, способность запоминать окружающих нас людей, предметы, стихи, цифры?.. Что представляет собой память ребенка, когда и как формируется память у детей? Можно ли на нее повлиять и как сделать это правильно?


Когда появляется память?

Многие специалисты уверенны, что память у детей есть с самого рождения. Кроме того существует вполне авторитетное мнение, что дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но только память эта абсолютно бессознательная. Так, когда появляется память у детей и как это происходит?

Только по достижению ребенком возраста 9 месяцев в детском сознании происходит определённый сдвиг - мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта. Этот минимальный объем составляет 750-800 куб. см. и является своеобразным Рубиконом. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам.

При появлении на свет объём мозга новорождённого ребенка достигает всего лишь 360-400 куб. см., не более. К годовалому возрасту мозг существенно прибавляет в размерах. В год его объём равняется 900-1000 куб. см. Нормой данной величины для взрослого человека является примерно 1400-1600 куб. см. и это притом, что «функциональная» часть мозга ничтожно мала, то есть интеллектуальный потенциал человеческого мозга составляет лишь 3-8%, или 10-20% - по разным данным и теориям.

Как формируется память у детей?

Говорить всерьёз о детской памяти можно только с 9 месяцев. Вы легко найдете этому подтверждение, если понаблюдаете за малышом: в 6 месяцев кроха теряет к игрушке всякий интерес, если убрать её из его поля зрения. Шестимесячный малыш не ищет её и даже не вспоминает. В то время как в 9 месяцев он начинает оглядываться по сторонам вопрошающе в поисках пропажи. Таким образом, можно предполагать, что в памяти ребенка остался образ, «след» этой игрушки, то есть появляется память. Малыш помнит и уже понимает, что она была, а значит, где-то и сейчас она есть. С этого момента формируется память у детей, и в дальнейшем развивается способность запоминать все большие объемы информации.

В возрасте 7 лет детский мозг отличается всего на 10% от мозга взрослого. Но, несмотря на столь несущественную, казалось бы, разницу, думает ребёнок иначе, по-своему. Причем это совершенно не значит, что хуже. Отнюдь, просто по-другому.

Чтобы понять особенности детской памяти в качестве примера можно привести героя книги Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее главный герой носит повсюду с собой рисунок, по его мнению, с изображением удава, который проглотил слона. Однако никто из взрослых не видит этого, в один голос все они утверждают, что на рисунке изображена шляпа. И тогда герой в угоду взрослым перестает настаивать на своем, и разочаровано подстраивается под их взрослый мир.

Особенности детской памяти

На самом деле дети не думают, дети воспринимают. Особенности детской памяти заключаются в том, что она детская память синкретична. Проще говоря, восприятие мира ребенком происходит в его полном объёме. То есть все предметы, образы, действия, эмоции связаны неразрывно друг с другом. Дети визжат от восторга, прыгают от радости, замирают от восхищения, рассказывают взахлёб об оранжевом трамвае. Детские впечатления более полные и яркие, чем у взрослых. Именно поэтому детская память является более долговременной. Взрослый человек может забыть с легкостью то, что было вчера, зато помнит много деталей из детства. Особенно это заметно в пожилом возрасте.

В детстве способность запоминать гораздо большая, поскольку память у детей напрямую связана с эмоциями, а малышам всегда всё интересно. У взрослых этот процесс мало чем отличается, мы тоже лучше запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, вот только впечатлений у нас гораздо меньше – пресытились. Для ребенка каждый день – открытие, каждый день начинается с новостей и заканчивается ими же. В детском возрасте время тянется долго, дни же взрослой жизни мелькают как фотовспышки. Безусловно, это сугубо психологическое восприятие, однако оно наиболее ярко характеризует разницу, существующую между детьми и взрослыми.

Детская память – это потрясающий, удивительный дар, который дается каждому в начале жизненного пути. Очень важно не упустить его, воспользоваться в полной мере, ведь именно в ранние годы в человеке закладываются основы мышления и сознания. Дети получают огромное количество самой разносторонней информации, которая обрабатывается в глубинах мозга, формируя мировоззрение и мировосприятие, которое «сопровождает» человека всю оставшуюся жизнь. Все мы «родом из детства», все мы из того самого удивительного времени, когда самая обычная шляпа походила на удава, который проглотил слона.

Что помнит ребенок?

Память ребенка – это совсем не то, что память взрослых! Родителям, всегда нужно помнить, что ребенок больше эмоционален, нежели логичен. Его способность запоминать проявится в отношении испытанных чувств и эмоций, которые он и запомнит, а не какие-либо факты, связанные с данной ситуацией.

В качестве примера, история из детства знакомого Дмитрия (таких примеров вы наверняка найдете уйму и в жизни своих знакомых, и в своей собственной). Однажды Дима поехал с родителями на дачу. Пока его папа рыбачил на речке, Дима решил построить «домик» в дачном дворе. С воодушевлением мальчик таскал какие-то стройматериалы, старался, мастерил, отстраивал «домик», но… Вернувшийся с рыбалки папа, сломал творение сына и велел убрать мусор. То ли Дима где-то не там разместил постройку, то ли что-то не то сделал, то ли были какие-то иные логичные причины, - по сути, не важно. Важно то, что мальчик запомнил лишь горечь и обиду – и, к сожалению, это именно то, что помнит ребенок всю жизнь. Сейчас, будучи взрослым человеком, Дмитрий даже молоток в руки старается не брать, он считает, что у него некая «аллергия на все, связанное со строительством». Казалось бы, бессмысленная куча хлама на дачном дворе, а каковы последствия…

А вот и еще пример, моя знакомая – знатный кулинар, среди знакомых – любит рассказывать, что она с детства обожала готовить, и даже в школе на уроках труда, учительница всегда ставила ее в пример другим девочкам. Любой мало-мальски грамотный психолог усомнится в правдивости ее рассказа и пояснит, что, скорее всего все было наоборот. Учительница похвала девочку за ее успехи, и та, получив грандиозный заряд положительных эмоций, стала стараться учиться готовить, чтобы вновь заслужить похвалу, и поэтому так полюбила этот процесс.

Главное, что нужно усвоить из этого родителям – это то, что помнит ребенок ощущения, причем как приятные, так и неприятные, а не какие-то конкретные детали. Если вы хотите чему-то научить ребенка, свяжите этот процесс с яркими, положительными эмоциями. И не забывайте, если вы в процессе обучения «сорвались», накричали и т.д., то малыш наверняка отвергнет ваши замыслы, как бы вы не старались объяснять ему важность и нужность этого, каких бы великих педагогов для него не нанимали.

Того же касается и «интересность» процесса обучения. Если он у ребенка вызывает скуку, то он, наверняка, отвергнет даже самое лучшее учение, ему будет трудно запомнить, трудно понять. Изменить подобное отношение к учебе в будущем будет сложно, сохраниться оно может на всю жизнь. Для примера, сын соседки просто бредил компьютером, мечтал научиться, им пользоваться, чтобы играть в какие-то игры, и она записала его на детский кружок информатики. Учительница же, так сосредоточилась на желании «впихнуть» в детские головки, как можно больше нужного и полезного, что вероятно совершенно не обратила внимания на то, чего в действительности хотят дети. В конечном итоге, ребенку стало скучно, неинтересно, он ничему не научился, забросил кружок, да и сам компьютер ему разонравился. Конечно, хорошо, что он целыми днями не сидит у компьютера, но в наше время необходимо обладать некоторыми навыками пользователя, да и опять-таки, скоро начнутся уроки информатики в школе, и какие оценки он будет получать? Теперь маме придется думать, как эту ситуацию исправлять. Ясно одно, если эмоции ребенка связанные с обучением, со школой, с домашними заданиями и т.д. будут приятными, ему и учиться будет легче и успешнее, и запоминать, и усваивать материал.

Мораль такова: так как ребенок помнит гораздо легче чувства, чем факты, нужно, чтобы у него складывалось как можно больше хороших воспоминаний, благодаря которым малыш непроизвольно накопит массу знаний.

Информация с сайта LadyVenus


Ну и новая звезда интернета :)

К чему привел этот конфликт можно посмотреть тут - жмите!


Еще несколько взглядов

Послушание, покорность

Дети-губки

Психическая депривация в детском возрасте

Книга вместо психолога


Оставить отзыв

Всего отзывов: 0
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом