Насильно сделать счастливым
.
Предлагаю вам «примерить» на себя следующие положения:
- Я помогаю другим людям порой в ущерб самому себе.
- Я не могу отказать в просьбе родным (знакомым), хотя я знаю, что это повлечет за собой многодневный (а то и многомесячный) дискомфорт для меня самого.
- Я устал(а), но я считаю, что без меня мои родные (близкие) никак не справятся.
- Я считаю, что раз я старше (или опытнее, или успешнее), то я лучше знаю, что должен делать сын (дочь, муж, жена, коллега).
- Я думаю, что я обязан(а) вмешаться в ситуацию, происходящую с моими родными (друзьями), обязан(а) оказать помощь, хотя они меня об этом и не просят.
- Люди берут мои вещи и долго не возвращают, а я стесняюсь напомнить и потребовать свои вещи (деньги, взятые в долг) назад.
Если все это не про вас, то моя статья вас вряд ли заинтересует, а если хотя бы одно положение имеет к вам отношение, и вас не устраивает существующее положение дел, давайте вместе порассуждаем и попытаемся помочь сами себе.
Тема эта выстрадана мною, и это не пустые слова. Я много чего испытала на своей собственной шкуре, столкнулась со многими проблемами, прежде чем почувствовала необходимость поделиться с другими людьми своим опытом.
Кроме Новосибирской Школы Астропсихологии, у меня два высших образования. Все знают, что я по основной специальности юрист, и мало кто догадывается, что по первому образованию я – агроном. Потому что мой папа, обладая недюжинным даром убеждения, внушил мне, что гидропоника – это круто, за ней будущее, и мне самое место в сельскохозяйственном институте. Когда в школе узнали, куда поступила я, лучший математик своего выпуска, победитель математических олимпиад, у всех просто «глаз выпал». Опытные педагоги, зная меня много лет, прекрасно понимали, что агрономия – это «не мое», но против авторитета моего отца идти было бесполезно.
Благодаря общему интеллектуальному уровню я умудрялась даже учиться на повышенную стипендию. Я была послушной дочерью, но душа требовала отдушины, и ею со второго курса стал парашютный спорт. Я настолько жила им и в нем, что не особо задумывалась о том, что ждет меня после института. Не будь спорта, может, я «проснулась» бы пораньше, но только на последнем курсе я с отчаянием обнаружила, что не хочу, не могу, не представляю себя в сельском хозяйстве! Я, вопреки здравому смыслу и уговорам родителей, бросила институт. Тут еще возникли проблемы с руководством аэроклуба. Подозреваю, что по просьбе родителей меня отлучили от любимого дела, я почувствовала себя потерянной в этой жизни и с размаху влетела в состояние депрессии. Перепробовав все меры воздействия «от кнута до пряника», родители махнули на меня рукой и оставили в покое, переключив все внимание на брата.
Предоставленная самой себе, освободившись от необходимости обороняться, я погрузилась в размышления. Мне было так жалко себя! Вот, думала я, распорядились моей судьбой, не спрашивая моего желания, не учитывая моего мнения! А потом среди моих чувств начала потихоньку появляться злость, злость на саму себя: «Как же я могла позволить кому-то (не важно, что это родители) так вмешаться в мою судьбу!» Я размышляла о своей жизни, о планах на будущее и давала себе зарок никогда так беспардонно не вмешиваться в жизнь своих будущих детей. Слава Богу, на меня в тот момент никто не давил и не требовал немедленно что-то делать! Я сама пришла к мысли, что статус человека с высшим образованием мне не помешает (тем более, что мне практически нигде не придется уточнять, что оно сельскохозяйственное), я взяла себя в руки, «собрала себя в кучку» и, за месяц отработав долги за полтора семестра, получила синенькую книжечку диплома. Естественно, что по специальности я ни одного дня не работала, меня пригласили в профессиональный спорт и я, с радостью призвавшись в армию, всей душой отдалась любимым прыжкам с парашютом.
Демобилизовавшись, я стала работать в сфере оказания юридических услуг. Клиентам даже в голову не приходило, что у меня нет диплома по этому профилю, они были довольны полученными результатами, их полностью устраивал уровень получаемых консультаций. Но, очевидно, желание доказать самой себе, что я сама на что-то способна в этом мире, не давало мне покоя. Уже имея двоих взрослых детей, я снова села на студенческую скамью и с красным дипломом закончила юридический факультет.
Сыновья, будучи маленькими, спрашивали меня: «Мама, а кем бы ты хотела, чтобы мы стали?» Хотя минуло много лет с моей школьной поры, я, ни на мгновение не забывая о своем печальном опыте, поспешно отвечала: «Сами, сами, сами! Кем захотите, тем и будете, а мое дело – помочь вам в выборе и потом поддерживать, если вы меня об этом попросите».
Вы думаете, мой папа оставил меня навсегда в покое? Ничего подобного! По натуре он – генератор идей, у него постоянно рождаются гениальные планы. А кого легче всего привлечь для их реализации? Конечно же, самых близких людей! Он расписывал перед нами с братом заманчивые перспективы, неоднократно повторяя, или просто давая понять, что, поскольку он опытнее, он лучше знает, как сделать всех счастливыми. Для этого нужно было только беспрекословно слушаться его. Я пораньше, брат попозже, но мы все-таки нашли в себе силы освободиться от прессинга нашего отца, оградить свою жизнь от его вмешательства. Конечно, наш папа до сих пор атакует нас очередными грандиозными планами и «заманчивыми» предложениями, и страшно удивляется, что мы почему-то совсем не хотим, чтобы нас насильно делали счастливыми.
Если вы думаете, что я никогда не «наступала на грабли», вы ошибаетесь. Несмотря на то, что я получила такую мощную «прививку» от своего папы, меня саму порой так и подмывает вмешаться в чужую жизнь. И намерения у меня, естественно же, самые благие! Как я рассуждаю: «Я, такая деятельная, активная, сильная, я могу помочь! Если не я, то кто?»
У моего младшего сына начались неприятности в академии, и возникла угроза отчисления. Я развила бурную деятельность, пытаясь оформить ему академический отпуск, якобы, по состоянию здоровья. И у меня незамедлительно возникли такие серьезные проблемы в бизнесе, что я была просто в отчаянии. Но, как только в мою голову пришла мысль, что я непозволительно вмешалась в жизнь своего уже совершеннолетнего ребенка, мои дела стали постепенно налаживаться. И это не единственный случай, когда я пыталась своей грудью заслонить взрослых уже детей или решить чужие проблемы, когда меня даже не просили.
Вот, важные слова – «не просили»! Нужно постараться принять себе за правило: нет вопроса – нет ответа. Не просят, не навязывай свою помощь, ограничься тем, что выразишь свою готовность, и все! Пусть человек чувствует, что рядом есть плечо, на которое, в случае чего, он сможет опереться, это очень важно. Порой этого достаточно. А навязывание своего присутствия, непрошенной помощи чаще всего бестактно и обременительно. Удержаться от вмешательства бывает очень сложно, но нужно над собой работать. Ребенок послан в вашу семью, потому что именно в ней он найдет условия, необходимые для реализации своих жизненных задач. Но ребенок – не вещь, не наша собственность. Мы должны помочь ему, но не распоряжаться его судьбой. А если мы начнем чересчур активно вмешиваться в его жизнь, нас просто устранят. Хорошо, если это устранение выльется всего лишь в конфликт «отцов и детей», а если устранят физически?
Был период в моей жизни, когда мой супруг язвительно называл меня Матерью Терезой. Я не знала меры, помогая своим знакомым. Помогала порой в ущерб самой себе, своей семье. И хотя действовала я от чистого сердца, иногда ощущала разочарование. Нет, люди, которым я помогала, были благодарны, да иначе и быть не могло – мы были давно знакомы, нас связывало общее прошлое, общие переживания и потери. Просто иногда я с удивлением обнаруживала, что человек, принимая мою помощь, даже и не думал предпринимать что-либо самостоятельно. Мало того, он, как само собой разумеющееся, продолжал ожидать от меня новых вливаний: денежной помощи, моего непосредственного участия и т.п. Помощь фактически превращалась в иждивенчество. Я понимала, что сама даю этому повод, но не могла придумать, как же сделать так, чтобы «убить сразу двух зайцев»: и помочь, и в то же время, не обидев человека, обозначить границы помощи.
Эти слова «ограничить границы» явились ключевыми в моих размышлениях. Я прочла массу бизнес-пособий, много раз эти темы мы обсуждали с друзьями, которые попадали в аналогичные неприятные ситуации. Поистине неоценимую роль сыграло в моей жизни обучение в Новосибирской Школе Астропсихологии. Два года занятий с профессиональными психологами, астрологами помогли мне понять себя, переосмыслить многие моменты в своей жизни, в своем поведении, во взаимоотношениях. В результате я выработала несколько тезисов, которыми, как правилами, стараюсь руководствоваться сама, и которые предлагаю вашему вниманию:
1. Мы в ответе только за самого себя.
2. Нам никто ничего не должен.
3. Мы можем быть в ответе только:
- за несовершеннолетних детей;
- за немощных стариков;
- за тех, кого приручили (за братьев наших меньших).
4. Научись говорить НЕТ.
5. Нужно научиться определять меру помощи:
• помощь должна быть конкретной и ограниченной по времени и количеству.
• помогать можно лишь тому, кто сам что-то делает.
• Помощь не должна превращаться в иждивенчество.
«Не корми человека рыбой.
Не давай человеку удочку, она может и сломаться.
Научи человека делать удочку и научи человека ловить рыбу».
6. Нет вопроса – нет ответа.
Если человек не просит помощи, совета, может, это только вам кажется, что он несчастлив? Нельзя навязывать свое участие, нельзя насильно сделать человека счастливым. Обозначь свою готовность придти на помощь, порой этого достаточно, и уж точно – это важно!
7. Нужно не бояться отстаивать свои права.
8. Жить нужно не ради кого-то. Ценность – Я САМ. Жить нужно для самого себя, для своего духовного роста.
Если мой опыт сможет вам пригодиться, я буду очень рада.
=========================================
О перечне консультаций и их стоимости вы можете узнать,
Автор статьи: Юдина Тамара.
Связаться со мной можно:
по электронной почте: din-ka@mail.ru