Сад Радости феи поп-арта
© Жан Тингли - Ники де Сен-Фалль
Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle) - грациозная женщина -ребенок, мастер гигантских творений пластики поп-арта.
Ее скульптуры рассеяны по всему миру, ее слово в искусстве прозвучало значительно громче, чем можно было бы ожидать созерцая на фотографиях ее хрупкую красоту.
Она родилась в 1930 году в семье банкира. Впоследствии семья перебралась в Америку. Ребенком пережила инцест, в 17 лет убежала из дома с другом, молодым писателем Харри Мэтьюзом и вышла за него замуж. Это время расцвета ее модельной карьеры в журналах "Life" и "Vogue". Став матерью двоих детей, Ники разочаровалась в браке и после развода возвратилась в Париж. К тому времени ей едва исполнилось 25. Она всерьез начала заниматься искусством.
Ники прошла неординарный путь развития в своем твочестве, акцент которого сместился с воспевания разрушения и насилия к обретению гармонии, радости и просветления.
Она влилась в конце 50-х в движение "новых реалистов" (Nouveau Réalisme) и познакомилась с Жаном Тингли, швейцарским художником, который стал ее главным вдохновителем и мужем. Широкому зрителю работы художницы могут быть знакомы преимущественно по знаменитому фонтану Стравинского, принадлежащему архитектурному ансамблю Центра Жоржа Помпиду, Это ее совместный проект с Тингли.
Но наиболее масштабным творением Ники стал "Сад Тарокки", созданию которого она приступила в 1979 году под впечатлением Парка Гуэль в Барселоне, созданном Гауди.
На мой субъективный взгляд самая бесценная часть ее обширного наследия - это 22 монументальные скульптуры на территории упомянутого Сада в Тоскане, соответствующие 22-м Старшим Арканам Таро. Пластика создана из цемента, покрыта мозаикой, кусочками зеркал, стекла и керамики. Уже в самом начале работ по созданию Сада Таро стало очевидным, что Ники затеяла опасную авантюру, чреватую препятствиями. Ревматоидный артрит очень ограничивал художницу: она с трудом передвигалась, страдала от болей в пальцах рук. Но, несмотря на это, работа продолжалась, ничто не могло остановить Ники. Каждый из монументов Сада Таро - неповторимый шедевр и целая жизнь по словам художницы.
"Это было состояние одержимости. Я чувствовала, что создание этого Сада - моя судьба, с какими бы серьезными трудностями это ни было связано. Центром Сада и моим домом стала скульптура «Императрицы». В ней я общалась со своими сотрудниками, принимала пищу и делала модели для остальных карт. Да, я фактически жила в этом "Сфинксе" — такое прозвище мы дали нашей «Императрице». Только полное погружение делало возможным реализацию этого проекта. Как и во всех сказках, перед обретением сокровищ я, выбрав свой путь, встретилась с собственными драконами, колдунами, магами и ангелом Умеренности".
Ники прожила внутри "Императрицы" 10 лет, создавая остальные работы. Внутренняя обстановка дома полностью инкрустирована осколками зеркал.
Открытие Сада в 1998 году произвело колоссальный фурор. Художница была удостоена многочисленных премий, о ее творчестве снимали фильмы. Говорят, на глазах посетителей Сада часто можно увидеть слезы: так велико впечатление от искренности величественных и ярких скульптур, созданию которых Ники практически отдала целую жизнь.
Бунтарка, феминистка, неординарная женщина удивительной красоты… Ее работы украшают музеи, частные коллекции и городские пейзажи Германии, Италии, Швейцарии, Мексики. Увидев творения Ники де Сант-Фалль единожды, ее почерк уже не перепутаешь ни с чьим.
Иллюстрации сопровождены собственными комментариями художницы.
*Императрица - это Великая Богиня. Она Царица небес. Мать. Блудница. Эмоция. Сакральная магия и Цивилизация. Я воплотила этот образ в виде Сфинкса. Несколько лет я жила внутри этой Матери-защитницы. Она стала штаб-квартирой для всей команды Сада Таро. Здесь же мы собирались на кофейные перерывы. Для всех нас это место было фатально-притягательным.
*Номер Дурака - 0, то есть номер отсутствует, но для меня 0 все-таки тоже число. Дурак в колоде карт Таро имеет такую силу, как все другие карты вместе взятые. Почему? Потому что он представляет человека в духовном поиске. Не зная, куда он идет, Дурак готов к открытиям. Он - герой сказок, который кажется слабоумным, но способен найти сокровище там, где другие потерпели поражение. У него совсем мало имущества. Он путешествует налегке.
Верхняя часть монумента - изображение Мага, под ним - Верховной Жрицы, перед монументом установлено Колесо Фортуны.
*Великий Трикстер. Для меня эта карта символизирует Бога, создателя Вселенной. Это Он создал такую удивительную шутку, как наш парадоксальный мир. Это карта активного разума. Чистый свет, чистая энергия, Озорство и Творение.
*Верховная Жрица символизирует интуитивную фемининную силу. Женская Интуиция - один из ключей к мудрости. Она представляет иррациональное Бессознательное со всем его потенциалом. Кто хочет объяснить природу вещей лишь путем логических построений и доводов, тот всегда остается на поверхности, так и не постигая глубины инстинктивного видения и воображения.
*Колесо Фортуны - очень старый символ Колеса Жизни. Что поднимается, то должно опуститься. Однажды, гуляя по Саду, я воскликнула: Эврика! Я решила попросить Жана превратить Колесо Фортуны в фонтан. А вода должна вытекать из Верховной Жрицы!
*С помощью этой карты человек обретает знание своей сакральной природы. Для некоторых Иерофант - учитель, гуру, пророк или Папа. Он разгадывает тайны. Он может быть также книгой, шаманом, раввином, святым или святой.
*В некоторых колодах Таро эта карта называется "Влюбленные". Адам и Ева были первой парой и сделали первый выбор. Именно поэтому я выбрала их как символ этой карты. Карта предполагает двойственность: выбор может быть верным и неверным. Ошибка может подвести нас ближе к истине о том, кто мы есть.
*Колесница символизирует победу. Это карта триумфа над противниками, над проблемами. Но в значении этой карты присутствует опасность: в момент триумфа необходимо быть бдительным, ибо триумфатор очень уязвим.
*Справедливость предполагает знание себя. Человеку нужно обрести способность судить самого себя, примириться со своей темной стороной. Получив такое прозрение, можно сострадательно судить других людей и ситуации. Настоящая справедливость не слепа, она дарует видение взаимосвязанности всего сущего.
*Оракул - женская ипостась Отшельника. Войди и слушай ее весть.
*Великое Таинство жизни. Без смерти жизнь не имела бы смысла. Смерть - Великий Косильщик, который позволяет расти новым цветам. Карта Смерти - это карта Обновления. Осознание смерти - возможность не застрять в ловушке суеты жизни.
*Мне было нелегко понять эту карту. Умеренность слишком далека от моей страстной натуры. Умеренность представлялась мне неким компромиссом. Срединным путем. Но однажды для меня забрезжил свет. Умеренность - это Правильный Путь. Я сделала из этой карты ангела, венчающего храм Умеренности.
*Карта Магнетизма, Энергии и Секса. Дьявол также представляет собой утрату собственной свободы через зависимость (болезненное пристрастие) любого рода. Работа над этой картой внушала мне страх. Я видела сотни демонов, кишащих вокруг Сфинкса, и боялась, что в любой момент они могут напасть на меня.
*Некоторые называют эту карту "Вавилонской башней". Она представляет физические строения или конструкции ума, выстроенные непрочно. Символ Падающей башни имеет не только негативный аспект, но и преподает нам урок. Сложные умственные конструкции должны развалиться. Необходимо разрушить эти ментальные стены и увидеть, что за ними.
Жан Тингли создал для этой карты символическую скульптуру "молнии", разбивающей башню на части.
*Луна - карта творческого воображения и негативной иллюзии. Это "внутренняя" карта - таинственная, загадочная. Луна оказывает влияние на морские приливы и отливы, менструацию и деторождение у женщин и другие аспекты жизни, связанные с убыванием и прибыванием воды. Карта Луны может быть как опасной, так и дарующей великую силу воображения.
*Солнце - это жизненная сила. Оно способствует росту всего живого. Это божество, которое может поднять наш дух. Я представила Солнце как птицу, образ которой мы часто встречаем в легендах американских индейцев и мексиканцев. Птица - самое близкое к Солнцу существо.
*Мир - карта великолепия внутренней жизни. Это последняя карта Больших Арканов и в то же время духовное упражнение всей игры. В этой карте сокрыта тайна всего Мира. Это ответ Сфинксу.
В 2002 году художница умерла от болезни легких, вызванной хроническим отравлением высокотоксичными красками, которые она использовала при создании своих скульптур.
*Niki de Saint Phalle, The Tarot Garden, Benteli Publishers, Berne, 1997
пер. с англ. Марины Паламарчук ©
© Tamta Rot, июнь 2014