Петербургский Ангел. Удивительные куклы Романа Шустрова.
Мы - послушные куклы в руках у творца!
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене всевышний на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца.
Омар Хайям
***************
Как здорово, что время от времени удаётся совершать открытия! Настолько удивительные, что аж дух захватывает и в животе начинают порхать бабочки...
А всё началось с недельного прогноза Натальи Князевой, в качестве заставки к которому она выбрала вот это фото (на заставке).
****************************
Я влюбилась в этого ангела с первого взгляда...
И, как только представилась возможность, полезла в интернет искать... и откопала таки! Потому что это просто клад: кукольные скульптуры Романа Шустрова...
****************************
Это один из самых известных петербургских мастеров кукольного дела.
Каждая его кукла (а вернее, кукольная скульптура) не просто со своим внутренним миром и характером, а с целой историей...
А Петербургский Ангел, который стал для меня проводником в творчество Романа, это бронзовая скульптура, установленная в Измайловском садике на Фонтанке. Вот что пишет автор:
"...Это мой первый опыт работы с бронзой, и я испытывал необычные чувства, перескочив с бумаги на металл. В общем, открытие состоялось и все, кажется, довольны!"
Высота Ангела - примерно 70 см.
****************************
Удивительно милый, правда?
Куклы-ангелы...
В нашей обыденной, заполненной дневными заботами жизни они кажутся существами странными и мистическими.
Но ангелы Романа - не возвышенно недосягаемые, как на картинах барочных мастеров, а земные, тихие, словно заблудившиеся в покровах материального и лить вспоминающие, трогательно вглядываясь в небеса, о своём прежнем доме.
Они похожи на нас, вернее, на слепок с нашей души, запутавшейся в прельстительной яркости товарного мира, но неизбывно стремящейся к той нездешней красоте, в коей она пребывала изначально.
Невозможно точно определить, что такое куклы Романа: символы, притчи, аллегории, да и не нужно, ведь то, что доступно логическому объяснению, уже перестаёт быть искусством, чья истинная природа и есть зыбкость, неоднозначность, рождающие одновременно множество трактовок, а бесчисленность интерпретаций - его родовой признак.
Предназначение же настоящего мастера в том, чтобы напоминать людям о "мирах иных", цепляя сознание, заставляя его выпасть из механического повседневного существования и увидеть то, что привносит в него красоту, утончённость, воспоминание о подлинной природе вещей.
Образы кукол лишены назидательности, они теплы, лиричны, проникнуты тонкой поэзией, мудростью, артистизмом и... романтикой (впрочем, как и сам мастер, являющий собой безукоризненное соединение личности творца и сотворённого).
У кукол нет ярких индивидуальных черт, словно вечность, держа их за невидимые нити, как и подобает Божественному хозяину, стёрла с ликов, как с зеркал, пыль замутнённости, обусловленную личностью, приблизив к небесам.
Лица едва очерчены, а настроение и образ создаются пластикой движения, лёгкого и почти неуловимого, поворотом головы... Без всякого нравоучения, одной лишь гармонией образов и любовью, как умеет только настоящее искусство, куклы учат (а ангел, кроме всего прочего, есть ещё и символ стремления человека к контакту со своим внутренним существом) самым глубоким и важным вещам на свете - не забывать о том Божественном начале, что живёт внутри каждого под покровом индивидуальности.
Птицеловы, шуты, клоуны, циркачи - любимые образы Романа Шустрова. Все они немного чудесатые... от слова "чудо" - события, проявляющегося здесь, но чьё происхождение принадлежит мирам иным...
Не мудрено, что работы мастера появились именно в Питере. Здесь всё меняется местами, стирая границы между объективной реальностью и духовной сущностью.
Здесь ангелы, герои мифов, фантастические существа и демоны спокойно ходят по улицам, заходят в дома и кафе и... остаются, очарованные и заворожённые безудержным потоком жизни. Они превращаются в кукол и, обживая интерьеры, формируют вокруг себя особое пространство - пространство искусства, оказавшись в котором мы неизменно подпадаем под его власть
Роман Шустров о себе: "Я вырос в Питере, где серые, обшарпанные дома, ржавые трубы, асфальт с трещинами и потемневший снег. Город воспитал во мне любовь именно к такой гамме... Мне кажется, за счёт отсутствия цвета ярче проглядывает характер".
Предлагаю вам насладиться и другими работами Романа (а может, получить новый заряд вдохновения...).
Вы представляете, они сделаны из папье-маше!
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
****************************
Роман Шустров
Родился в 1959 году в Санкт-Петербурге.
Учился в СПб Академии художеств им. И. Е. Репина в 1981-86 гг.
Начал работать в кукольном жанре с 1988 года.
Принимал участие в создании СПб музея кукол, СПб музея авторской игрушки, СПб галереи кукол.
С 1992 по 1994 гг. преподаватель кафедры кукол по авторской программе в Высшей Школе Моды и Прикладного Творчества, СПб.
С 1994 по 1996 гг. преподаватель кафедры по авторской программе в Гуманитарном Университете.
Член Ленинградского отделения Союза Художников России (ЛОСХ) с 1998 года.
Член Международного Объединения Авторов Кукол (МОАК) с 2006 года.
---------------------------
С уважением, Юдина Тамара.
(информация и картинки найдены мною на просторах интернета)