"И воссылайте гимн душистый Тому, Чья заповедь - любовь" (с).
Антонис ван Дейк , фламандский живописец..
Гений своего времени, подобно Моцарту, расцветший рано, прозвучавший громко, и- во весь голос..
Будучи признанным и возвышенным при жизни, не знавший собых трудностей, материальных забот, он оставил после себя прекрасное, удивительное наследие..
Его художественный талант- очень многогранен.
Во первых, он проявил себя, как одаренный портретист,и свой первый автопортрет, очень известный, он пишет в 14 лет.
Портреты- человечны, теплы..
В них нет придворной чопортности, всюду- виден, прежде всего- Человек, его характер, его увлечения и слабости..
У своего учителя и наставника- Рубенса- он, скорее, черпает страстность и , отчасти, монументальность, но вносит и "свою" толику изящности и полетности..
Много работает при дворе, пишет портреты- королевской семьи, свиты, знатных вельмож своего времени..
Вторая стезя ван Дейка связана с его библейскими полотнами..
Вероятно, именно Тициан "завлек" его сюда, так как был его кумиром..
Но и здесь- мы наблюдаем чудесные, почти сказочные сюжеты..
Сегодня, накануне Святой Пасхи, мне хотелось бы рассказать о таком полотне Антониса Ван Дейка, как "Отдых на пути в Египет "("Мадонна с куропатками")
Говорят, что к религиозным сюжетам ему захотелось вернуться после смерти любимой сестры, с которой так и не довелось увидеться..
Картина, вероятно, была исполнена художником для антверпенского "содружества холостяков" - братства, посвященного Богоматери.
Помните?
“...Ангел Господень является во сне
Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и
будь там, доколе не скажу тебе...
Он встал, взял Младенца и Матерь Его..“...
ночью, и пошел в Египет...”
Святое семейство на отдыхе..
Их развлекают Ангелы,- их восемь, число Сатурна, по-земному, весело и декоративно, водят хороводы..Веселье.. Маленький Иисус - с удовольствием протягивает к ним руки, его взгляд- полон интереса..
Число Сатурна- трудно, оно неотвратимо ведет к развязке,- Смерти и Воскрешению.
Да..:))
Руки на полотнах ван Дейка- говорящие, они очень естесственны..
Мария прижимает Сына с нежностью к себе..
Она не спокойна и лицо ее тревожно..
Иосиф, напротив, спокоен и по-видиму, дремлет..
Голова его покоится на правой руке, связанной с отцовской линией, мужским началом..
Всего изображено три человека, три- число, связанное с Юпитером, а значит, в христианской традиции- Богом Отцом, Богом Сыном, Богом Святым Духом.
И истина Божественного Триединства — вершина Откровения Бога человеку. :)
На картине- очень много аллегорий...
Красное платье Марии, шарф красного цвета, которым играют Ангелы и красный гранат-аллегорический символ одновременно целомудрия, девственности и воскресения..
Вообще, красный- это торжество Жизни, иначе и не переведешь...По синтетическому знаку- Ван Дейк-Овен,и в его карте- также стеллиум в Овне.
Святое семейство отдыхает под яблоней-символ преодоления Марией первородного греха Евы..
Белые розы, за яблоней и лилии,- внушают мысль о чистоте, трепетности и возвышенности..
Эти цветы относятся к Воскресению Христову..
Подсолнечник, возвышающийся в центре над фигурой Богоматери, подчеркивает внутренний, духовный смысл всего изображения - Божественную сущность Марии как непорочной Девы и ее возвышенные помыслы, ее тревоги и страдания о собственном ребенке..
Кстати, и Подсолнух и Розы- всецело попадают под зодиакальный знак Льва, в котором в художника Нисходящий лунный узел..
Куропатки- на картине- символ распутства- улетают. Им здесь не место..
Художник- родился 22.03.1599 в Антверпене.
Конфигурация- скорее, "Качели".
Две группы планет- напротив друг друга..
Первая - от Луны в Водолее- до Урана в Овне, вторая- от Сатурна в Весах, знаке экзальтации- до Юпитера в Раке, знаке экзальтации.
Сатурн делает секстиль к Нисходящему Узлу и тригон- к Восходящему.
Исходя из этих аспектов, можно сказать, что Мастер справился с задачами предыдущего воплощения, скорее, тоже имея непосредственное отношение к искусству.
*Ось Лев-Водолей- тому причина.
Недюжинное терпение и кропотливое отношение к мелким деталям, аллегориям, иносказаниям,- важный момент данного штриха.
Солнце, Прозерпина, горячая Венера, падшая в знаке Овна, делает квадрат к влажному и нежному Юпитеру в Раке, а последний- делает квадрат к Сатурну в Весах, образуя тау.
Плутон и Уран в соединении в знаке Овна- "бомбочка замедленного действия"- делают трин к Нептуну во Льве, словно закрывая будущую смерть и возрождение Христа, например, в данной картине, или, скорее- говоря, что все происходит по воле Божьей.
Селена в знаке Девы- это, конечно, служение, причем, бескорыстное и "сжигание" черной кармы через данное безропотное служение..
Любопытно, что Лилит,в том же знаке, в Деве, отражает Добро и Зло, соревнуясь с Селеной..
Лилит в Деве делает оппозицию и к Меркурию и к Марсу в знаке Рыб, возможно, немного приукрашивая портреты, "выуживая" что-то милое, детское, сказочное и навное..
Луна в Водолее- своенравна и мятежна, она теряет рубенсовский торжественный пафос,
она- подвижна и словно дарит нам Веру,Надежду,Любовь...
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля, - они вещали, -
Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки -
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка - зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - любовь" .
(Княжна Е. Горчакова)