Игры Дурака. Ron Arad — ч.4
Рон Арад (Ron Arad, р. 24.04.1951) – один из гениальнейших дизайнеров современности, волшебным образом превративший холодный и жесткий листовой металл в изящную живую пластику. Грань между скульптурой и дизайном в его творчестве исключительно тонка: всем его произведениям свойственны динамичные и плавные линии, несмотря на их достаточно простые формы.
Родился Арад в Тель-Авиве, учился в Академии искусств и дизайна в Иерусалиме, затем – в знаменитой лондонской Архитектурной Ассоциации у визионера Питера Кука.
Прозвище «беженца от архитектуры» закрепилось за ним по причине смещения фокуса творческой карьеры в область экспериментального предметного дизайна.
Свою мастерскую дизайнер открыл в конце 70-х. И практически сразу же на него обрушилась слава. Нетрадиционный взгляд на использование материалов, оригинальность идей, применение новых технологий породило совершенно уникальный стиль. Таким образом прообраз Аркана Маг Таро Франческо Клементе самоутверждаясь трансформировал мир под себя.
Каждый его проект отмечен отступлением от канона и пронизан неординарностью. «Искусство начинается тогда, когда проблемы выживания решены и наступает время излишеств. Чем больше дизайн выходит за пределы реальных потребностей, тем ближе он к искусству. Очень редко я создаю что-то действительно необходимое. И с этой точки зрения я — художник. Моя железная мебель обладает яркой эстетикой, но я считаю, что она функциональна. Разве эти кресла кричат: «Посмотрите на нас, мы — скульптура!? По-моему, на них просто удобно сидеть. Для меня главное — не повторять себя. Вот чего я боюсь, как огня…».
Творчество, которое есть благо, — принцип Аркана Маг. И в этом контексте Рон Арад — демиург, волшебник и фокусник сегодняшнего дизайна; о степени его известности говорят бесчисленные персональные экспозиции на лучших выставочных мировых площадках, таких как Центр Помпиду, Музей современного искусства в Нью-Йорке или лондонский Барбикан. Его уникаты и коллекционные прототипы «улетают со свистом» у галеристов .
Собиратели произведений «актуального искусства» с легкой руки Арада в 80-х впервые стали интересоваться столами, креслами и прочей домашней утварью: первый безусловный успех принесли Рону Араду «Стул-вездеход» (Rover Chair) и стул «Трансфомер» (Transformer) в вакуумной упаковке , а также дистанционно управляемая лампа «Аериал» (Aerial). Позже он экспериментировал с закаленной сталью в проекте «Хорошо закаленный стул» (Well-Tempered Chair), за тем в работе над функциональной полкой «Книжный червь» (Bookworm).
Патриция Морозо, арт-директор легендарного итальянского бренда Морозо: «Рон был художником, который использовал дизайн как средство для самовыражения. У него была мебель, сделанная вручную из металла, по сути это были скульптуры. Он хотел превратить эти формы в мягкую мебель, но и понятия не имел, как это происходит».
До сих пор его любимые материалы – сталь, алюминий и пластик. Помимо работы над коллекционным дизайном Арад плодотворно сотрудничает с фабриками. В числе его заказчиков в разное время фигурировали такие имена как Kartell, Vitra, Moroso, Fiam, Driade, Alessi, Cappellini, Cassina, Magis.
Но настоящим триумфом Арада в 2010 году стал архитектурный проект, Музей дизайна в пригороде Тель-Авива Холоне: фотографии эффектно закрученной красной ленты фасада здания, изготовленной из кортенстали облетели мировую прессу.
Сегодня в мастерских старинной фабрики пианино на севере Лондона разместилась не только студия Рона Арада, но и галерея, где он выставляет свои уникаты.
Его творческий календарь плотно укомплектован выставками и премьерами. Atelier Swarovski Home включил его типографику в свою коллекцию. Кресло London Papardelle стало одним из самых дорогих лотов благотворительного аукциона Time for design в пользу Лондонского музея дизайна и ушло с торгов за 89 500 ф. ст. Для Design Miami/Basel 2016 Рон Арад спроектировал чайный павильон Armadillo…
А самым недавним проектом Арада стала мобильная инсталляция из стали во дворе Королевской Академии художеств в Лондоне под названием Spyre.
Франческо Клементе представляет зрителю портрет Героя обрамленным кольцом Уробороса, в одной из бесчисленных шляп-панам Арада. В поле портрета собраны символы бесконечности (лемниската) и четырех стихий (жезл, кубок, меч, монета), олицетворяющие целостность Творения. Аркан символизирует волю и силу, необходимую для творчества и достижения целостности. Объединив волю и знание, Маг Таро Клементе утратил абсолютную свободу воли Шута и стал феноменальным мастером своего дела. Произведения его выставлены в музеях дизайна и современного искусства по всему миру…
Ваша ©Tamta Rot, 2016
при перепечатке ссылка на источник обязательна
Иллюстрации на моем сайте TarotArt кликабельны, их можно рассмотреть в деталях.
Официальная страница мастерской в сети: Ron Arad Associates