Акциональный голод и культурные консервы
Спонтанность - катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях). Творческий процесс воплощается в появлении того или иного материального или идеального продукта (в том числе роли - см. выше), который может обретать длительно сохраняющуюся форму, т.е. консервироваться. (На уровне человечества речь идет о так называемых культурных консервах,- продуктах культуры, фиксированных в форме произведений науки, искусства). Консервы не содержат уже ни спонтанности, ни креативности; однако, оживленные в индивидуальной жизни или в жизни новых поколений, они способны побуждать к творчеству, что осуществляется благодаря разогреву. (Я.Морено)
Материал из книги Петрушина В.И "Неврозы большого города"
Когда психотерапевты пытаются вывести человека из невроза, отягощенного мрачными и тревожными чувствами, они всегда интересуются, в каком виде деятельности их клиент чувствует себя наиболее уютно и комфортно. Нередко оказывается, что клиент не смог найти себе достойного дела, которое он мог бы выполнять с интересом и увлечением, забывая обо всем. И если психотерапевту удается помочь клиенту найти наилучшую точку приложения своих сил, то тогда многие невротические проблемы отпадают и уходят сами собой.
Каждому из нас присуще то, что психологи называют акциональным голодом. Под этим подразумевается наша врожденная потребность в самореализации и естественном выражении нашей внутренней духовной сущности в каком-либо виде деятельности. Лучше всего для этого подходит творчество — занятие любимым делом, особенно, когда оно может быть полезным другим людям.
«Для счастья человека, — писал Шопенгауэр, — необходима работа — он должен чем-нибудь заниматься, что-нибудь, где можно, делать и во всяком случае чему-нибудь учиться... Всего счастливее с этой точки зрения люди даровитые, которые сознают в себе способность к созиданию важных, великих и цельных творений».
«Возможность коррекции личностных напряжений — величайший дар природы человечеству, синонимом которого является творчество», — пишет знаменитый американский психотерапевт Ролло Мэй. Попав в сложную жизненную ситуацию, мы часто теряем сами себя, не знаем, кто мы, где мы есть и куда нам двигаться дальше. «Если воодушевить такого человека, —продолжает далее Р Мэй, — помочь ему избавиться от боязни перемен и вывести из статичного болезненного состояния, начнется процесс коррекции и неожиданно могут раскрыться его необыкновенные творческие способности». (РоллоМэй. Искусство психологического консультирования. М., 1994).
Николай Васильевич Гоголь, всю жизнь страдавший от маниакально-депрессивного психоза, в своей «Авторской исповеди» так разъясняет свою потребность в творчестве: «На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать самого себя, я... выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому выйдет от этого какая польза».
Согласно точке зрения Фрейда все достижения человеческой культуры и цивилизации есть сублимация либидо — сексуальной энергии, направляемой на общественно-значимые цели.
Творческая и поисковая деятельность, как это видно из биографий великих ученых, писателей, художников, и как сегодня подтверждено во многих специальных исследованиях, обладают удивительной способностью поддерживать психосоматическое состояние человека на очень хорошем уровне. Философы в этом случае говорят о благодатной трансцендентальной сущности человека, его способности выходить за пределы своего узкоэгоистического бытия и становиться выше своих болезней и превратностей судьбы.Психологи и физиологи — о возможностях поисковой деятельности повышать жизнестойкость организма не только человека, но и животного.
Творчество —это всегда поиск либо новых идей, новых возможностей и путей решения старых задач, либо новых форм в искусстве, либо новых способов самовыражения. Состояние творческой и поисковой активности всегда связано с мобилизацией внутренних духовно-энергетических ресурсов человека на преодоление выхода из создавшейся ситуации. Именно эта мобилизация психологических ресурсов и помогает человеку справляться с бытовыми сложностями жизни и преодолевать разного рода болезни.
В первой главе мы уже говорили о работах по изучению поисковой активности В.Ротенберга и В.Аршавского. В предпринятых ими исследованиях поисковая активность была определена главным фактором, который определяет устойчивость организма к любым неблагоприятным факторам внешней среды, в то время как пассивно-оборонительная реакция делает его значительно более уязвимым ко всевозможным вредным воздействиям.
Позитивный стресс сменяется негативным дистрессом, когда поиск уступает место отказу от поиска. Поэтому среди пенсионеров наименьшее число проблем, связанных со здоровьем, наблюдается у тех, кто сохраняет активность и испытывает чувство ответственности за какие-либо семейные или общественные дела. В то же время отказ от общественно-полезной деятельности, от борьбы, от надежд, от противостояния трудностям — надежный предвестник появления разнообразных психосоматических заболеваний. Установка на пассивный отдых при выходе на пенсию — самое худшее, что может придумать себе человек.
Не только писатели и художники знают о целительной силе творчества. Это знают и садоводы-любители, и спортивные тренеры, и врачи, и вообще любой человек, который способен относиться к своему делу неравнодушно и предельно заинтересованно.
Творчество в ТТС понимается широко — как выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда — созидание, несущее в себе позитивную индивидуальность автора.
Поскольку главный инструмент всякого творчества — проявление живой духовной индивидуальности, то и больной, и здоровый человек познают в творчестве свою уникальность, становятся самими собой и освобождаются от тягостной неопределенности, которая всегда присутствует в расстройствах настроения.
Основной и специфический механизм терапии творческим самовыражением (объединяющей на едином основании лечение через общение с музыкой, живописью, архитектурой, лечение созданием творческих произведений и т. д.) — это целебное оживление духовной индивидуальности, подведение пациентов к возможности испытать творческое переживание — вдохновение.
Терапия творческим самовыражением, примененная в сфере психологического воздействия на человека как с лечебными, так и немедицинскими целями, неизменно обнаруживает способность помочь человеку познать и изучить себя при помощи творческой деятельности, сознательно и целенаправленно прояснить свою индивидуальность и значимость. Она помогает найти свое место в социуме, обрести себя в творчестве, способствует активному нахождению средств преодоления кризисных состояний и подниматься на новую ступень в своем развитии.
При всех прочих равных условиях творческий человек, как можно заключить из сказанного выше, более живуч и более здоров. Поэтому повышение творческого потенциала оказывается важным не только для профессионального роста, но и для хорошего самочувствия.
Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тэйлору, являются: стремление быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда — стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения. (Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991). Другие исследователи указывают на такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения; способность разрешать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем.
Человек творческий готов творить и создавать нечто для него интересное без всякого материального вознаграждения, ибо самая большая радость для него — это сам процесс творчества. И в конце концов от этого он выигрывает в смысле своего здоровья и радостного мироощущения. Этого не дано мало творческому человеку, ибо, как сказал Элберт Хаббард: «Кто делает не больше того, за что ему платят, никогда не получит больше того, что он получает».
Американский психолог Торранс выявил у творческих людей такие личностные черты, как стремление к превосходству, к риску, к нарушению привычного порядка, тяготение к независимости, радикализм, напористость, упрямство, дерзание и смелость. Эти черты личности связаны с определенной долей агрессивности. Можно предположить, что воспитание в себе здоровой агрессивности, связанной с общей стеничностью и стремлением к позитивному самоутверждению — один из путей к здоровью. Одним из положительных качеств агрессии является то, что она способна подавлять страхи и беспокойства, которые являются определяющими свойствами невротизированной личности.
Доминирование эмоции страха по мнению ряда исследователей есть препятствие для формирования черт креативности. Страх делает человека ригидным, предопределяет привязанность к традиционным формам, ограничивает стремление к самостоятельным поискам, в страхе люди легче поддаются внушению. При снятии чувства страха креативные показатели резко повышаются. Поэтому при использовании методики брэйнсторминга, нацеленной на поиск решения проблемной ситуации, категорически запрещается какая-либо критика вносимых предложений. Таким простым правилом работы значительно увеличивается шанс творческих находок.
Целебность творчества заключается в том, что оно открывает и дает человеку смысл его существования. Если этого смысла нет, если жизнь кажется бессмысленной, то очень скоро она прекращается. Исследования личности самоубийц, как в нашей стране, так и за рубежом, а так же наркоманов и алкоголиков показывают, что их общей характерной чертой являются частые переживания апатии, скуки, депрессии и тревоги. Эти переживания есть следствие тщетных попыток найти смысл своей жизни. Как следствие отчаяния — обращение к деструктивным способам избавления от негативного состояния в виде употребления психоактивных веществ. Кропотливая работа и помощь психотерапевта клиенту в поиске призвания при помощи современных методов профориентации помогает ему в нахождении смысла своей жизни.
Помочь найти человеку смысл своего существования непростая задача для психотерапевта. Но он не может дать его напрямую в виде совета. Клиент должен суметь найти и определить его для себя сам. Экзистенциальный анализ должен помочь человеку осознать ответственность за реализацию его жизненных целей. Самое главное — помочь найти свое призвание, любимое дело, в котором человек может обрести смысл своей жизни. При этом, чем больше человек воспринимает свою жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более наполненной смыслом она ему кажется.
Очень важным является осознание человеком своей миссии в этом мире. Особенно отчетливо это проявляется у верующих, воспринимающих свою жизнь как выполнение задач, поставленных самим Всевышним. «Христианское существование, — указывает В. Франкл, — рассматриваемое как продолжение жизни господней, в конечном счете по сути своей представляет свободно избранную имитацию жизни Христа, повторение его «страданий» . Поэтому все переживания, выпавшие на долю человека, с точки зрения протестантов, представляют собой дар божий (милость Господню)».
Стремление к творчеству и чувство любви очень сильно связаны между собой. Как сказал Эрих Фромм: «Любовь и труд нераздельны. Каждый любит то, для чего он трудится. И каждый трудится для того, что он любит». Поэтому естественно, что большинство людей пытаются найти и находят смысл своего существования в любви. Но Франкл справедливо полагал, что любовь — не лучший и не единственный способ наполнить жизнь смыслом. При утрате объекта любви жизнь для многих людей теряет смысл. И только творчество, либо религия и вера могут быть для человека надежными опорами. Исходя из принципов логотерапии Франкла, каждый из нас должен осознать важность взятия на себя ответственности за свою жизнь и нахождение в ней смысла в любой ситуации, помня о том, что человеческая жизнь никогда, ни при каких обстоятельствах не теряет своего смысла. При этом надо руководствоваться голосом своего сознания. Чтобы помочь клиенту найти смысл своей жизни, логотерапевты спрашивают его: «В какой области деятельности вы хотели бы прославиться?» или «Каких творческих успехов вы могли бы добиться в жизни?» Важно расширять количество источников смысла. Для мужчины это может быть не только профессиональная роль, но и роль мужа, отца, организатора какого-либо любительского объединения. Как говорится в английской пословице, «не привязывай свой корабль только к одному якорю», то есть, не сковывай свою жизнь одной единственной надеждой, идя с рынка, не клади все яйца в одну корзину.
С течением жизни в разные ее периоды смыслы меняются. Одни смыслы у молодого человека, другие — у пожилого. Увидеть их в каждый текущий момент жизни — большое дело.
Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро видела смысл своей жизни в том, чтобы выступать в роли притягательного сексуального объекта, способного покорять сердца всех мужчин. На пороге сорока лет, когда молодость и привлекательность стали увядать, она осознала, что теряется смысл ее жизни, что она не может быть больше такой, какой была раньше. В результате — преждевременная смерть. Марлен Дитрих в той же ситуации поняла, что она может быть интересной не только как сексуальный объект, но и как интересный интеллектуальный собеседник.
В своей книге «Идеализм как физиологический фактор» (Юрьев, 1908) А.И. Яроцкий указывает на то, что духовная сила человека всегда и при всяких обстоятельствах является залогом выздоровления от серьезной болезни, так как истинно материалистическое мировоззрение не отрицает реального существования духовных и нравственных сил, заложенных в душе человека. Чтобы вылечить человека, необходимо всеми силами поднимать его дух, яркость и интенсивность личности и на этом пути добиваться его нравственного перерождения. И меркой по отношению к тому, каким быть человеку, должны быть не окружающие нас люди, а образы Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи. В прежние времена, — пишет А.И. Яроцкий, — «когда человеку угрожала тяжелая болезнь, он давал себе обет сделать какое-нибудь доброе дело для своего излечения или совсем посвятить себя Богу». И человек выздоравливал. Смыслом этого опыта было выздоровление на основе перерождения всей духовной сферы личности. Духовный рост и нравственное перерождение личности являются теми рычагами, которые дают возможность пробудить в душе больного могучие силы выздоровления.
Неприятности жизни, именуемые сегодня стрессами, для многих людей являются пусковыми механизмами их заболеваний. Инсульт и инфаркт, астма и язва рассматриваются больными как следствия пережитых неприятностей. Но эти болезни, согласно представле-ниям И. Марциновского, показывают зависимость человека от внешних предметов и условий. Пациент считает, что если бы обстоятельства были другими, то он бы не заболел. Но истинную причину болезни надо искать внутри себя — если бы душа была бы иной, то человек бы не заболел.
Больше всего расстройств человеку чаще всего приносят близкие ему люди. Но И. Марциновский справедливо указывает на то, что это не они его сердят, а он на них сердится. И объектом лечения и изменения должна стать не окружающая среда, а растерзанность души самого пациента. Обида и гнев на близких есть следствие ложного мышления. Мы слишком сильно хотим, чтобы окружающие были такими, какими бы нам хотелось их видеть Не принимая их такими, какие они есть, мы разрушаем как самих себя, так и своих близких.
При лечении душевного неравновесия, — полагал Марциновский, — речь должна идти не о приеме каких-то лекарств, а о выработке нового мировоззрения и такого нравственного состояния, которое не разрушается при ударах судьбы. Душевное равновесие нарушается всякий раз тогда, когда жизнь чувств чересчур усилена, а переработка их посредством разума отступает на задний план .
Так же, как и А.И. Яроцкий, И. Марциновский подчеркивает важность совершения какого-то общественно полезного дела. Движение к высокой и благородной цели, вера в успех помогают преодолевать все препятствия, в том числе и болезни, не замечая их. Надо только перестать видеть в собственном благосостоянии тот центр, вокруг которого должен вращаться весь мир. Тогда переключение внимания с болезни на здоровье будет приводить к исцелению. «Только тогда, — говорил И Марциновский своим пациентам, — когда вы перерастете ваше страдание, как нечто жалкое, почти недостойное вашего внимания, вы опять сделаетесь сильным, жизнерадостным и свободным от постоянной мысли о том, от чего вы считаете себя зависимым».
От болезней никто не застрахован, и случайно можно заболеть. Но с человеком случается только то, к чему он был предназначен или уже настроен Это означает, что из сотни существующих возможностей данная личность известным образом делает свой выбор. Отсюда следует вывод: «Содержи твое сердце и мысли в чистоте, тогда и тебя не коснутся грязь и опасности судьбы» По существу это означает следование нравственным ориентирам, изложенным в Ветхом и Новом завете. И над всеми добродетелями возвышается одно неизменное стремление вверх, борьба с самим собой, неутомимая жажда большей мудрости, доброты и любви.
Г.Селье в связи с этим писал: «Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и своевременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие же таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».