Вацлав Нижинский-"восьмое чудо света"
"Нижинский "один из немногих, кто мог выразить в танце все волнения человеческой души"
(Огюст Роден).
Вацлав Нижинский и его танец - удивительная и мистическая страница Человека и Танцовщика..
Он ,пришел, словно руна Эваз в прямой позиции, в нужное время, в нужном месте, как недостающий кусочек мозаики Судеб..
Его нежная привязанность к С.П. Дягилеву, интуиция и "твердая рука" последнего , дали ему возможность показать себя и свое творчество абсолютно с неизвестной доселе , новой стороны, являясь новатором в балетном деле..
Великая актриса Сара Бернар , писатель Марсель Пруст, скульптор Роден, композитор Дебюсси делились с другими, что "никогда подобной красоты не видели".
Как всегда, кто-то ругал, кто-то хвалил...
Слишком много нового внес он в танец..
Ну, например, дабавил в танец экспрессии, чувства, вместе с тем делая определенные моменты балета- совершенно статичными, играя мышцами, глазами, абсолютно точным движением он ставил невидимую точку в балетной речи..
Это праздник язычества, поклонение народному стилю, словно возрожденному заново, это первобытное чувство, эротика, красота и природный динамизм..
В его постановках и танце - сосуществуют яркие, прямо противоположные, как белое и черное, как ночь и день, сменяющие друг друга, Силы....
Пластичный, очень гибкий, он делал то, что не мог никто- прыжок из сидячего положения, когда он просто "зависал" в воздухе на какое-то время..
Все время разный....Современники описывают в мемуарах, что "кожа, лицо и даже рост в каждом балете у него были абсолютно разными"..
Родился в Киеве, в семье балетных танцовщиков Элеоноры Береды и Томаша (Фомы) Нижински.
Первые балетные "па" танцевал в домашнем кругу, очень рано начал выступать с родителями, на сцене.
После окончания Петербургского театрального училища в классе С.Легата, был принят в труппу Мариинского театра и сразу выдвинулся на положение первого танцовщика.
Был партнером А.Павловой, Т.Карсавиной, М. Кшесинской.
С 1909- 1913 г. Нижинский был ведущим танцовщиком дягилевской труппы.
Он исполнил свои самые знаменитые партии в постановках М. Фокина — главного балетмейстера «Русских сезонов»: «Карнавал», «Видение розы», «Шехерезада», «Дафнис и Хлоя», «Петрушка».
Блистая на лучших сценах Европы в «Русских сезонах», он не оставлял родной императорской труппы и, получая, например, по 4000 рублей в месяц от Дягилева, отыграв сезон в Париже или Лондоне, торопился в Мариинку, где ему платили всего 80 рублей.
Ему был интересен "сам процесс"..
Я продолжу свой рассказ позже, а пока, давайте посмотрим карту Вацлпава Нижинского, что же обеспечивало ему такой удивительный дар..
Дата рождения В. Нижинского 12.03.1890 10-30 pm
Киев, Украина.
Согласно фигурам М.Джонса, это, имхо- "Качели", то самое. о котором я говорила, - черное и белое, две противоположности, буйство чувств, которое "разносило" его в разные стороны.
Молчаливость, депрессивность,закрытость, скромность, нежелание быть на виду, и яркость, харизматичность на сцене, тяга и к женщинам и к мужчинам, то есть. бисексуальность..
Первая группа планет идет от соединения Марса и Луны в Стрельце и до Хирона в Раке, а вторая группа- от Юпитера в Водолее до Плутона в Близнецах.
Ось, на которой эта конфигурация "держится" говорит сама за себя, ось 5-11 дома - Дева-Рыбы.
Синтетический знак- мутабельный воздух, то есть -Близнецы.
Полное отсутствие земных знаков.
Близнецы в его карте дают удивительную подвижность и легкость, и руки, жесты, которые очень выразительны.
Пластика на уровне "змеи" - это Солнце в Рыбах, в деканате Скорпиона.
С.Шестопалов пишет о формуле профессии танцовщика:
"Танцовщик.
Это формула II+IX+X+XI. Причем, мы с вами поговорим о вариациях, т.е. о просто танцовщицах и балеринах в балете. Да, мужчины тоже по этой формуле, тут от пола нет зависимости. В данном случае есть зодиакальная специфика. Есть две планеты, которые определяют способности к танцу - это Марс и Венера. Венера должна быть в аспекте с Марсом. Но танец требует еще и музыкального восприятия. За музыку отвечает Нептун. Чтобы человек "дружил" с музыкой, имел хорошее чувство ритма, воспринимал мелодические оттенки, Нептун должен быть в аспектах с Венерой, Луной или Сатурном - хотя бы с одной из этих планет. У людей, профессионально занимающихся музыкой, Нептун связан не менее чем с двумя из этих трех.
Итак, полная формула танцора:
1) II+IX+X+XI
2) Есть мажорный аспект Марс-Венера
3) Есть аспекты Нептуна с Венерой, Луной или Сатурном.
Я бы еще добавил, что у танцора должен быть активный I дом (много связей с другими домами), причем, необходимы и напряженные связи, т.к. танец требует много энергии."
Начнем с последнего, асц в Скорпионе, в 11гр12 мин- управитель градуса-Луна, у нас она в первом доме, в соединении с Марсом, в оппозиции с Нептуном и Плутоном.
Тотем градуса- древесная змея..
12° - дают отрешенность и пассивность, стремление к миру, гармонии, красоте.
Двенадцать напоминает о числе знаков Зодиака и накладывает на человека печать избранности, элитарности.
Скорпионий асцендент с управителями в первом и седьмом доме- это выносливость и способность "слышать", на высшем уровне интуиции, тех, кто с тобой в паре.
Сатурн в десятом, в своем доме, по классике, во Льве- это высший артистизм, он в секстиле с Ураном и Влу, образуя бисекстиль с вершиной в десятом доме, - делая его уникальным, улавливающим из Космоса высшие энергии сфер..
И обязывающие его трансфоормировать то, что он делает.
Сатурн в квадратуре с Нептуном, а последний-в секстиле с Венерой и в оппозиции с Луной.
Меркурий и Нептун во взаимной рецепции по управлению.
Нептун, Меркурий,Луна,
Плутон, Меркурий, Луна
Нептун, Марс, Меркурий,
Плутон, Марс, Меркурий-
Нептун,Сатурн, Меркурий-
ВСЕ ЭТО варианты тау-квадратов.
Как мы видим, их в карте пять.
Это половина квадрата, то есть, эффект незавершенности..
Тау,поэтому , вносит некий диссонанс, создает нервозность, напряжение, внезапно принимаемые решения.
Ситуации наступают внезапно, без предупреждения, очень быстро..
Первый "гвоздик" тау- направлен в зону партнерства, создавая там напряжение, второй "гвоздик"- это "корни", "дом" ,"Родина", то есть четвертый дом,.
Нижинский в 1913 уехал за рубеж, и не смог вернуться в Россию, по которой страшно скучал, до глубочайшей депрессии..
В конце жизни он страдал тяжелым психическим недугом, впадая то и дело в молчаливое созерцание.
Мне очень интересны также , как человеку и исследователю, те отношения, которые связывали двух людей -С.П. Дягилева и Вацлава Нижинского.
Вот выдержка из воспоминаний жены Нижинского, Ромолы:
"Дягилев-сделался непререкаемым авторитетом, снискав славу мага и волшебника.
Его высоко ценила императорская семья, двор, высшее общество Парижа и Санкт-Петербурга.
Вацлав уже слышал об артистических посиделках Дягилева. Он знал многих артистов Мариинского театра и даже встречался с Дягилевым, но мимоходом, во время спектакля. Однажды Бакст попросил Вацлава сопровождать его на один из этих вечеров. С того дня началось сотрудничество, так много давшее искусству и создавшее глубокую привязанность друг к другу двух замечательных людей. Хотя Дягилев был почти на двадцать лет старше Нижинского, он сразу же сумел пробиться через замкнутость юноши и завоевать его дружбу, которую, несмотря на ссоры и споры, Вацлав неизменно хранил. Дягилева сразу же привлекло его сильное, гибкое тело, удивительная комбинация мальчишеской манеры поведения с необыкновенной мягкостью и ровной, спокойной силой — главной чертой характера Нижинского.
Позднее Вацлав говорил мне: «Среди всех людей, которых я когда-либо знал, Дягилев, конечно, значил для меня больше всех. Он был гением, великим организатором, открывателем и воспитателем талантов, с душой художника и gгапd seigneur, единственным человеком с универсальным талантом, которого я могу сравнить с Леонардо да Винчи». И в некотором отношении Вацлав оказался прав. Дягилев был настоящим человеком Возрождения.
Привязанность Вацлава к Сергею Павловичу становилась все сильнее. Они были полными единомышленниками в вопросах искусства. Вацлав более чем охотно позволял себе быть мягким воском в руках Дягилева. Преданный ученик, он повсюду следовал за учителем до тою момента, когда почувствовал, что больше в нем не нуждается, что перерос его. Он безоговорочно принимал его убеждения, его стиль жизни, полностью подпав под его влияние. Дягилев, в свою очередь, лелеял и баловал Вацлава как мог, всемерно стараясь привязать к себе. Страстная любовь Дягилева к Нижинскому как к другу превосходила даже его безграничное восхищение им как танцовщиком. Они были неразлучны. Моменты раздражения и скуки, встречающиеся в подобных отношениях, никогда не наступали у них, поскольку оба были поглощены общей работой. В сущности, от Вацлава и не требовалось самопожертвования, чтобы сделаться любовником Сергея Павловича. А Дягилев разрушал даже саму мысль о возможности сопротивления, которая могла прийти в голову молодому человеку, рассказывал легенды из жизни древних греков, говоря о Микеланджело и Леонардо, чье творчество питалось такой же близостью, как их собственная привязанность. Дружба между ними казалась столь естественной, что все принимали ее как должное. Дягилев и Нижинский в личной жизни были единым целым
Ведь настоящий художник должен отличаться от простых смертных даже в физическом смысле, что почти все гении прошлого были гомосексуалистами или по крайней мере бисексуалами, что нормальная любовь между людьми необходима лишь для продолжения рода — она не более чем зов природы, животный инстинкт, лишенный всякой одухотворенности, и деградация для тех, кто ищет духовное и эстетическое наслаждение....
А любовь между людьми одного пола, даже вполне заурядными, из-за сходства в природе, отсутствия биологического различия всегда бывает творческой и артистичной.
Однако чувство Сергея Павловича к Вацлаву ни в коем случае нельзя считать только сенсуалистским, в нем присутствовало сильное эстетическое начало,
что неудивительно — ведь Вацлав всегда — и в искусстве и в жизни — излучал красоту , усиливал эмоции до экстаза, подобно музыканту, натягивающему струну инструмента все сильнее и сильнее, но вместо ожидаемого обрыва струны погружая слушателей в полное, безграничное наслаждение."
Что "наталкивает" в карте на бисексуальность Нижинского?
Имхо,
-это Нептун в биквинтиле к Урану, Уран в Весах в 12, доме Нептуна..
- это квадрат Нептуна в соединении с управителем карты Плутоном к Меркурию, управителю восьмого дома-Меркурию..
Уран в воздушном знаке и Марс в в знаке огня, то есть, мужских знаках., Марс в оппозиции к Нептуну.
Вообще, и здесь очень показательны Все ТАУ-КВАДРАТЫ.
и, наконец, квадрат Урана к Лилит в Раке, упр.Луна в соед Марсом в оппозиции Нептун в соед. с Плутоном.
"ИЗЛУЧЕНИЕ КРАСОТЫ" - это и Солнце в Рыбах, и Венера в Рыбах в секстиле к Нептуну и Плутону.
Хочется закончить словами из дневника Вацлава Нижинского,
Они очень хороши:
Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи.
Я хочу всех любить — вот цель моей жизни.
Я люблю всех.
Я не хочу ни войн, ни границ.
Мой дом везде, где существует мир.
Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем.
Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога.
Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга.
Вацлав Нижинский («Из Дневника»)
.