Гуси-лебеди или Дети-матери
Однажды, выезжая из дома на долгое время, нам не с кем было оставить кошку и мы решили подыскать ей “постоялый двор”. Когда нашли подходящее место и привезли... женщина меня спросила:
- А вы взяли с собой что-то из дома, какую нибудь вещь, которая будет ассоциироваться у кошки с родным домом? Вещь ДОЛЖНА напоминать о нем, чтобы ваша кошка не скучала! Запах для нее- крайне важная информация.
Я удивилась, так как эта мысль мне не приходила в голову. Да и кошку мы никогда не определяли в такое заведение раньше......
Вообще... к написанию этой заметки меня подстегнули работы итальянского художника Pino Daeni. В последнее время я стала насыщать себя визуально работами разных мастеров и стилей. Конечно, на это есть своя причина, но в данном случае в этой статье она не важна. Так вот, его работы полны необыкновенного женственного стиля. Талант этого итальянского мальчика был признан еще его первым учителем, который посоветовал отцу ребенка поощрять художественную скороспелость сына. Прошли долгие годы, он переехал в Америку вместе со своей семьей – женой, сыном и дочерью. Там он начал иллюстрировать книги и заработал на этом немалые деньги.
Что может омрачить радость материнства? Конечно же связанность по рукам и ногам в то время пока ребенок мал. А если у тебя их несколько, а на няню нет средств? Мама в это время страдает от несвободы, а в жизни ребенка именно сейчас формируется механизм привязанности. Первые три года жизни очень важны для развития малыша. И мама, которая постоянно присутствует рядом - дает ему эту защиту, тепло и ощущение безопасности. Но кроме любви к маленьким детям мамы могут испытывать и другие чувства: дом неприбран, нет времени на себя, кроме детей есть еще и мужья со своими ожиданиями. ...( Когда люди женятся, они более – в большинстве случаев – не живут друг для друга, как они это делали ранее. Скорее они живут друг с другом для кого-то третьего, и для мужа вскоре появляются опасные соперники: домашнее хозяйство и детская. З.Фрейд )... Мать может чувствовать незащищенность от вторжения в ее частный мир. Если и есть у нее секрет в виде увлечения вязанием, вышивкой, акварелью ... его отыщут и вывернут наизнанку :). Ребенок может обходиться с мамой как с бесплатной прислугой, требовать внимания и его не заботит ее благополучие. Он не понимает чем жертвует мама и если что-то не так- возникают вопли, мать используется хищнически! Она порою оказывается не в состоянии защитить себя и тогда отец должен прийти ей на помощь. Когда он занимает твердую позицию, то становится значимым для маленького ребенка...Однако недельное отсутствие мамы (госпитализация, командировка, поездка на отдых, рождение второго ребенка) может потрясти психику малыша (первенца) на долгие годы. Разрыв привязанности запускает страх и ощущение одиночества, чувства покинутости и брошенности... что в дальнейшем может влиять и на взрослую жизнь индивида.
Чуть-чуть о механизме импринтинга. У детей и животных он почти одинаков.
Импринтинг - форма познания действительности, присущая детенышам животных в самый ранний, наиболее ответственный период развития. Между новорожденным детенышем и первым живым существом, которого он встречает, развиваются сложные взаимоотношения. Обычно это бывает один из родителей. Дальнейшее эмоциональное развитие детеныша зависит от этих отношений.
Импринтинг у птиц был предметом изучения ученого Конрада ЛОРЕНЦА, который полагал, что это необратимый процесс. Лоренц, занимаясь исследованием только что вылупившихся из яиц новорождённых утят, обнаружил, что первым делом они осуществляют поиск «образа матери». Оказалось, что единственное условие, которому должен был удовлетворять объект, претендующий на роль матери — движение. Этого оказывалось достаточно, чтобы утята тут же начинали повсюду следовать за этим объектом. В качестве «подсадной утки» Лоренц использовал самого себя. Удивительно, но когда он начинал двигаться, утята принимали его за свою мать и начинали тут же неотступно бегать за ним, полностью игнорирую утку, которая их высидела. Конрад Лоренц назвал это поведение утят импринтингом, что означает запечатление.
Так же и у людей. Этот механизм действует не только в раннем детстве, он может действовать на человека любого возраста, когда у него происходит формирование каких-то совершенно новых для него убеждений или он испытывает сильное нервное потрясение. Кумирство, фанатство, подражание ... это все из этой оперы или оперетты.
Специалист в области психологии Д.Боулби разработал теорию привязанности, где он исследовал и доказал что отношения ребенка и матери имеют огромное значение, так как являются залогом успешного развития малыша. Самое главное для ребенка "надежная база" - это ощущение комфорта, теплоты, надежности и безопасности. В этой привязанности он научается доверию не только к матери и близким но и к другим людям, более далеким и чужим. Привязанность формируется сразу между двумя людьми взрослый-ребенок. В роли “взрослого” так же выступают бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры, а так же все те кто может опекать ребенка после рождения. Теория привязанности распространенна и у взрослых, во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, в заботе о больных, в романтических отношениях,... Если первичный объект (мама) обеспечивает ребенку “надежную базу” то он без труда может налаживать и вторичные привязанности с другими людьми. Аналогично … если мама не удовлетворяет первичные потребности ребенка он не сможет устанавливать вторичные привязанности. А чем больше ребенок чувствует опасность в “открытом море”, тем больше его потребность в защите, любви и заботе. Качество привязанности может отражаться на познавательной активности и исследовательской мотивации ребенка – на его школьную(!) успеваемость.
Сложившаяся в раннем возрасте привязанность к матери определяет разнообразные характеристики личности ребенка, развитие умственных и коммуникативных способностей в будущем. Травмированные в детстве могут “горестно и мрачно”… а значит депрессивно пронести ощущение брошенности и покинутости через всю свою жизнь совершенно этого не осознавая. И не важно страдаете вы ОТ того, что вас попросту оставили в роддоме как ненужного,… отдали на воспитание бабушке в силу занятости родителей, а может от развода или смерти одного из них,… и даже в нормальной благополучной семье этого тоже не избежать -есть просто эмоционально брошенные… Такое переживание одинаково испытывается всеми кто его однажды познал, но остался без(!) “обратной связи”, без пояснения почему так произошло. Еще опаснее если в момент разлуки (госпитализация как пример) не нашлось “переходного объекта” или он не возник в самом ребенке (галлюцинация присутствия матери). Что это за зверь –переходный объект? Это понятие ввел Д. Винникотт обозначая им предмет, который замещает "утешающую мать" на время в виде мягкой игрушки или другой вещи. Это именно то(!) что имеет характерный запах или вызывает ощущение присутствия ее. В отсутствие матери этот переходный объект помогает ребенку сохранять спокойствие и вызывать чувство комфорта. С его “помощью” ребенок учится противостоять чувствам брошенности и одиночества. Они – объекты, способны сохранять иллюзию присутствия кого-то близкого и родного рядом. А так как сепарация (разлука) может вызвать непереносимую душевную боль, она часто приводит к возникновению тревоги и печали, ощущению полной беспомощности в отсутствии близкого. Более того, если это малыши, то у них не возникнет и мысли(!) как предположения что ЕСТЬ надежда на возвращение. И тогда появляются ПРИЗРАКИ.
Да, бывает и так, что в детской поселяются “призраки”. Они из прошлого родителей, или повторение их прошлого в настоящем. Даже там, где узы любви родителей сильны и стабильны, призраки из прошлого могут прорваться и родители с ребенком обнаружат, что они отыгрывают сцену другого времени, с другим набором действующих лиц. И если призрак вторгся, он обосновался там надолго. Чтобы было более понятно рассмотрим случай Мерри (5.5 месяцев).
Мать захотела оставить ребенка, у нее серьезная депрессия. Она измученна и не в состоянии справляться с задачами повседневной жизни. Девочка большую часть своего существования провела в кроватке – ее затылок был лысым... Она слишком спокойная и равнодушная, и во время дискомфорта не поворачивается к матери. Но и мать “заперта” в собственном страхе, она отстранена и далека от ребенка. Сущность конфликта – безнадежно кричащий ребенок на руках матери, успокоения нет – мать отстранена, она “ушла в себя”. Психологи хотят взять и успокоить ребенка, однако если мать увидит что другие смогут успокоить ее ребенка, то мать только уверится в том что она является “плохой матерью”
Вопрос: Почему эта мать не слышит когда ее ребенок плачет?
История мамы: Она – брошенный ребенок. Девочка жила у тети, а потом ее передали бабушке – уставшей и обедневшей. Выброшенный ребенок. Подростком она встретила своего будущего мужа, родила, но была вероятность что девочка от другого мужчины, с которым было короткое приключение. Отец был уверен что дочь его, но вот мать испытывала мучительное чувство греха. Такое впечатление что Мерри- греховный ребенок инцестуозной фантазии.
Женщина не доверяла мужчинам. Патологическая боязнь мужчин в трансфере(переносе) не давала ей пользоваться психиатрической помощью - ее врач мужчина. Материнская история отвержения и пренебрежения повторялась в собственном ребенке.
Вопрос: Почему мать не слышит как плачет ее ребенок?
Собственный плач этой матери не был услышан. Отстраненность и отрешенность от девочки – защита матери против печали и невыносимой боли.
Гипотеза: Когда будет услышан плач матери, она станет слышать плач своего ребенка.
После работы терапевта с женщиной, после проработки одной из фраз “Я никому не была нужна”, произошло облегчение и переворот в сознании женщины. После того как она выразила свою печаль, она взяла девочку на руки и стала ей что-то напевать Излияние старых печалей и ребенок на руках… Стоит задуматься. Мать и дитя начали находить друг друга, а призраки стали оставлять детскую.
Так, "незряче", мы несем свои страдания из прошлого в настоящее взаимоотношение с ребенком. По мере того, как маме стали помогать переживать утраты, скорбь и чувство отвержения в детстве, она больше не могла причинять боль собственному ребенку.
Ну а раз я начала заметку с кошки, то и закончу рассказом о ней. Привезли мы ее… а та-а-ам котов и кошек видимо –невидимо. Она бедолага от такого заведения аж очумела. И я распереживалась,… зная что назад то дороги нет. А мне хозяйка и говорит:
- Да что Вы, перестаньте переживать! У нас вот в прошлый раз останавливался бооольшой гордый котяра, отъевшийся, словно конь по комнате ходил - лениво, вальяжно. И вот принесли маленькую грациозную молодую кошечку, она как его увидела так и остолбенела - от страха начала трястись. А он парень не из робких … сел напротив, пригляделся, и тоже затрясся – типа идентифицировался :) с маленьким и испуганным как и она. Через время все наладилось. И ваша адаптируется! … Пришло время, забрали мы ее домой, но еще долго она нам пятки кусала от вгрызшегося ощущения брошенности.
Документальный фильм-исследование 1969 года, о том как маленькие дети переживают разлуку с родными. О том, как важно для них наше внимание и ласка.
Заметка по идеям и работам Д.Боулби, Д.Винникотта, Ж.Кинодо.