окулус | блоги | виталий веташ | статьи | мифологический архетип знака р...

Мифологический архетип знака РЫБ

О ЗНАКЕ РЫБ, вступившем уже в свои права, сокращенное изложение его мифологического АРХЕТИПА на основе нашей книги "Астрология и мифология", где этот архетип развернут более масштабно.

.

1 (древнейший) мифологический архетип

"ПУЧИНА ХАОСА: АРХЕТИП ИСТОКА"

МОРЕ-МАТЬ

(мифология знака Рыб)

Жизнь родилась в воде – и образ начала всего неотделим от природного процесса рождения. Древнейший образ мифологии – образ изначальной праматери: которая предстает как размытая и хаотическая ипостась матери-моря, подобная шумерской гидре Тиамат («море»), которая рождает бесчисленное потомство с мужем-океаном Апсу («вода») – то есть мир рождается из двух неопределенностей. Основой сотворения мира становится брожение вод. Индийский миф так повествует о первичном динамизме вод, вызывающем из безвременья и мрака зародыш будущего мира:

"Вначале не было ничего, кроме воды, моря воды. Воды пожелали продолжать себя. Они изнуряли себя подвижничеством. И тогда... возник в них золотой зародыш. Тогда ещё не было года, но столько, сколько длится год, плавало золотое яйцо в водах. Через год из него возник человек, это был Праджапати."

Для древних жизнь была так же непостижима, как и для нас: поэтому исток невыразим в каком-либо видимом образе Жизнь поражает своей бесконечной плодовитостью (количеством видов) – и по греческому мифу у Океана три тысячи сыновей и дочерей. Эту экспансию жизни, как и бури океана, рисуют образы морских чудовищ. Опора мира предстает как Хаос, и если физика последний век рассматривает относительность разных граней бытия, то мифология массового сознания обычно ставит акцент на образах чудищ космического океана жизни [невообразимые облики существ, обладающих живучестью, превосходящую всё земное, которая может уничтожить наш статический мир,-- фильм «Чужой»]. Мифический океан, откуда всё произошло, сегодня несомненно ассоциируется с Космосом.

Согласно современным представлениям, как и древним мифам, мир рождается из бесконечной малой точки – из пустоты. По-гречески хаос как раз и означает "зев, зияние", "пустота". Платон понимал под Хаосом "всеприемлющую природу": неосязаемое и лишенное всех качеств начало, которое получится, если мы исключим из материи все свойства, выразимые словами языка. Лао-цзы использует мифологическое название изначального хаоса "хунь" ("хаотический, неясный") для описания состояния дао до возникновения Неба и Земли. Ему сопутствует понятие "сюань": образ темных глубин существования, существовавших до разделения на познанное и непознаваемое, на хаос и порядок.

В полинезийском мифе творец пребывает в пустоте Коре, и мир "бесполезен": он лишен основы. Этой основой мифы разных народов мыслят крошечный комочек земли, который иногда приносит рыба со дна первозданных морей. Он начинает пухнуть, постепенно увеличивается в размерах и превращается в необозримую Вселенную – мы видим аналогию с процессом рождения и роста, которую подтверждает и родство слов «пухнуть», «пучина» и «пуповина».

Порождающий хаос жизни замкнут внутри себя: таков китайский образ Хаоса – Хуньтунь, напоминающий взболтанное содержимое яйца, которое хранит его скорлупа: жизнь уходит из него, как только в нём проделано отверстие. В мифологии разных народов мы находим образ космического яйца, которое снесла птица в первозданных водах и которое стало началом этого мира. Так океан Тангароа на заре времен сотворил птицу, которая летала над волнами, не находя пристанища, пока он не бросил для нее в море камень, который превратился в главный остров архипелага Полинезии. Остальные острова выловил как рыб уже предок людей Мауи.

Символ рыбы (дельфина, корабля и другие морские образы) остаётся связью этого мира с истоком, который находится за гранью привычного восприятия. В Египте, Китае и Индии этот образ связан с идеей в спасения людей и возобновления жизни на Земле — так Вишну в образе рыбы спасает предка людей Ману во время потопа. Подобный ему В мифах Вавилона создатель людей – получеловек-полурыба Оаннес /Эа, вышедший из моря бог первичных вод, как и ассирийский творец мира Дакан – этот образ перешёл и в семисткую мифологию, откуда его унаследовало христианство.

Бури морских богов, желающих вернуть мир в состояние изначального Хаоса и поднимающих мятеж против уже устроенного мира, как Посейдон – против Зевса, опасны для человека. Но важно понять животворную роль Хаоса, разрушающего устоявшиеся структуры бытия ради новой жизненной струи. Основа сотворения мира – брожение вод, которое символизирует психическую неустойчивость размывания жестких структур и последующего оформления жизненного хаоса. И согласно синэргетическому подходу, системы периодически возвращаются в хаотическое состояние, которое задаёт вектор их нового развития.

Море – образ вечности за пределами этого мира – хранит тайну жизни: так шумеры верили, что на дне моря хранится растение, содержащее секрет бессмертия. Человек стремится к первоистоку – комфорту в лоне первозданной матери за гранью этого мира. И центральная мистерия этой мифологемы – образ попадания героя в чрево огромной рыбы, или опускания в колодец – символ узости первобытного хаоса, ещё не родившего Вселенную (индо-иранский образ третьего брата Триты). Это жертвование себя сфере неосознанного с получением ещё неведомых даров вечного. К современному осознанию этой мистерии пришел психоанализ, раскрывая осознание плодотворности прикосновения к живой энергии бессознательных психических процессов. Проигрывание этого мифа может служить ядром любой психологической (и психиатрической) процедуры.

ссылка на ПОЛНЫЙ ТЕКСТ этого архетипа в нашей книге "Мифологические архетипы Зодиака"--


Оставить отзыв

Всего отзывов: 1 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом