История одного сна...
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война...
Все что я знала о своем прадеде что он погиб на войне в 1943 году, где то ближе к границе с Европой. Я росла...будучи любимой внучкой бабушки, меняла города проживания и незадолго до переезда в Белоруссию узнала, что прадед то тут и погиб, где то в Витебской области. Выйдя замуж 23.07.2011 переезжаю жить в Минск,а в ноябре 2011 года снится сон:
Я солдат, вернее это не я, просто вижу глазами солдата... Слышу выстрелы, поворачиваю в право голову, лежат солдаты в низине и отстреливаются, я инстинктивно пригнулся, в голове кружат мысли "Мы окружены... надо выползти на возвышенность... оценить насколько их много". Солдаты жестами показывают, что заканчиваются патроны. "У меня же из запасов, всего две гранаты". Пробираясь под обстрелом на возвышенность, вжимаюсь в землю... Пытаюсь оглядеть окрестность... Мы окружены плотным кольцом... Кольцо...Взмах...Взрыв, Кольцо...Взмах...Взрыв..."Все! Теперь и гранат нет! Из этого замеса не вылезти..." Он понимает, что вот он конец, раньше ему везло, а сейчас все...
Просыпаюсь как будто выныриваю из под воды, с глубоким вздохом. Утром рассказываю мужу сон, но не понимаю его и не к чему не привязывая благополучно забываю его...
В начале декабря начинаю поиски любой информации о прадеде. Собирая все по крупицам, пытаюсь собрать это в единую картину. Не сплю ночами, а если сплю, то урывками, мысленно перебирая найденное и моля прадеда подсказать. И тут!!! Сон!!! Я вспомнила сон и все его подробности. Поток слез хлынул ручьем...
Потом когда найдётся документ о присвоение ему медали за отвагу, подоплека сна станет совсем понятной.
На тот момент я знала что мой прадед Ямбаков Шаих Хальфиевич - убит 6 ноября 1943 г. Похоронен в дер. Барсуки, Витебской области, Белорусская ССР. Звание: старший сержант, вч. п.п. 81156, 419 отдельная разворота. Подчиненность: З60 Стрелковой Дивизии.
Но в д.Барсуки нет воинских захоронений... На момент его гибели его рота подчинялась 360 стрелковой дивизии которая входила в состав 2 Гвардейского стрелкового корпуса 4 Ударной Армии 1-го Прибалтийского фронта и проводила следующие операции:
10 октября по приказу командарма 2-й гвардейский корпус перешел к обороне, выйдя правым флангом далеко за невельскую дорогу, а левым — не дойдя до нее 3 — 3,5 км. На этом и закончилась Невельская операция.
Ее результат был весьма значителен. Освобождение Невеля и глубокое вклинение 3-й и 4-й ударных армий в стык флангов гитлеровских групп армий "Север" и "Центр" создали благоприятные условия для дальнейших действий наших войск как на прибалтийском направлении, так и на витебском. Забегая вперед, отмечу, что последовавшие сразу же за Невельской две операции войск Калининского (1-го Прибалтийского) фронта еще более углубили это вклинение, которое летом 1944 года советское Верховное Главнокомандование блестяще использовало [224] для окружения и разгрома группы армий "Центр" в Белоруссии.
В ходе Невельской операции противник понес большие потери. 2-я авиаполевая дивизия превратилась в боевую группу — во "флажок на карте". То же можно сказать и о других частях и соединениях: за несколько дней боевых действий их численность уменьшилась в среднем на две трети, а 547-й пехотный полк 83-й дивизии потерял девять десятых первоначального состава и к середине октября вместе с приданным ему авиа-полевым батальоном насчитывал менее 300 солдат и офицеров{71}.
Отличившимся в операции соединениям 4-й ударной армии — 360-й стрелковой дивизии полковника И. И. Чиннова, 47-й стрелковой дивизии полковника Г. И. Чернова и 236-й танковой бригаде полковника Н. Д. Чупрова — были присвоены почетные наименования Невельских.
Вторая половина октября прошла в боях местного значения. Мы готовили войска к очередному наступлению. В том, что оно скоро начнется, сомнений не было. В полосе нашего Калининского фронта, переименованного теперь в 1-й Прибалтийский, происходили крупные перегруппировки.
В первых числах ноября наступление началось. Тесно взаимодействуя, 3-я (она теперь находилась в составе вновь созданного 2-го Прибалтийского фронта) и 4-я ударные армии нанесли сильный удар южнее Невеля, прорвались через межозерные дефиле и стали быстро продвигаться на северо-запад, запад и юго-запад. Поскольку в глубине прорыва фронт расширился, а горловина прорыва оставалась по-прежнему узкой, в обороне противника образовался громадный мешок. Находившиеся в его южной части соединения 4-й ударной армии угрожающе нависли над городокской группировкой фашистов. Эта группировка, в свою очередь удерживая так называемый езерищенский выступ, вершиной упиравшийся в горловину прорыва, тоже представляла для нас большую опасность. Вражеское командование могло (и как увидим далее, попыталось) ударом с езерищенского выступа на север перехватить горловину мешка и окружить войска 3-й и 4-й ударных армий.
Таким образом, сложная конфигурация фронта создавала и для нас и для противника возможность действовать с решительной целью — на окружение и уничтожение. Эти обстоятельства и предопределили ожесточенность сражения, которое с небольшими перерывами длилось здесь почти два месяца. [225]
6 ноября штаб и управление корпуса были передислоцированы в горловину мешка. Теперь в корпус входили четыре стрелковые дивизии — 47, 154, 156 и 381-я — и 236-я танковая бригада. Для нас те дни выдались очень напряженными. Надо было в кратчайший срок сгруппировать соединения, часть из них вела бой, а другие еще выдвигались к горловине прорыва.
На этих полях он и остался...затянулся мешок...
Делаю запрос в Управление по Увековечению г. Минска:
"По автоматизированному банку данных «Книга памяти РБ», мой прадедушка ст.сержант 419 орр 360 СД Ямбаков Шаих Хальфиевич, 1914г.р., уроженец Ново-Письмянского р-на Татарской АССР числится захороненным в братской могиле №0 – это значит, что записали его в списки погибших в д.Барсуки Витебской обл по запросу из Книги памяти Татарстана, а на памятник пока не занесли. По учёту воинских захоронений в Витебской области д.Барсуки есть только в Шумилинском районе – бр.могила №2318. Но записан он в АБД «Книга памяти РБ», как Шайхелисла Халфетдинович, 1915 г.р., погиб 6.11.1943г. и похоронен согласно Донесения о безвозвратных потерях в с.Тимашево. На электронном сайте обд-мемориал он записан, как Шаса Хальфиевич, а с.Тимашево – это место его рождения, но в донесении не указано место захоронения, там есть снизу приписка "см.оборот", а оборота нет... Хотя на следующей странице в обд-мемориал боец в этот же день был захоронен в д.Сухоруково Городокского р-на. А на предыдущей странице боец Брода погибший 31.10 1943г. был похоронен в д.Барсуки Езерищенского (ныне Городокского) р-на и тоже не числится ни на одном памятнике. На
Но при всем этом я не нашла захоронений ни в Барсуках, ни в Сухоруково, ни в Желуди....
Помогите найти захоронение?! Возможно он был перезахоронен, нашла самое ближайшее захоронение "Вайсковыя могiлкi 1943 год в. Дубраўкi"..."
После того как отослала письмо раскрадываю карты со словами на губах "Деда подскажи если, тебя перезахоронили, куда от место гибели?!" Выпадает Мужчина - Гроб - Корабль (юго-запад). Самое ближайшее захоронение на Юго-Запад от гибели прадеда "Вайсковыя могiлкi 1943 год в. Гуркi"
На днях, а именно 23.05.2012 года приходит письмо:
Уважаемая Альфия Исмаиловна!
По информации Городокского районного исполнительного комитета останки воинов из д. Барсуки перезахоронены на воинское кладбище д. Гурки (воинское захоронение № 4377).
Имена ранее неизвестных воинов 360 стрелковой дивизии, в том числе и имя Вашего прадеда, Ямбакова Шаиха Хальфиевича, внесено в список воинского захоронения № 4377.
Читая письмо плачу...
Он так хотел чтоб я его нашла...чтоб передать от него весточку его живой дочери, которой он так и не увидел...
Мы все в долгу перед тобой.
Солдат, погибшему в войну…