Шипы и Розы в жизни Графини Марии Генриетты Хотековой, Графини Роз (quasi una fantasia)
Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живёт самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу.
— А. Б. Гольденвейзер
Долна Крупа
читать под музыку
"В окружающей прекрасной природе ищи подкрепления и силы покориться неизбежному. Любовь требует всего и имеет на то право."
Людвиг Ван Бетховен " Письмо к Бессмертной Возлюбленной "
Дольна Крупа - родовое имение Брунсвиков. Естественно, я увидела его в связи с упоминанием Ириной Звягиной, хозяйки этого имения Графини Марии Генриетты Хотековой - Графини Роз.
Первой моей реакцией, было желание - я хочу туда! И я начала интересоваться туристическими возможностями этой местности. "Но постой - подумала я,- там ведь нет уже розария Графини". И совершенно отчетливо ощутила, что мне все равно. Я хочу в этот дом, в этот парк, я хочу оказаться в этом месте!
Вроде и нет в нем никаких особых изысков, видимо это не мировой шедевр архитектуры и вполне возможно что этот особняк похож на сотни других, построенных в стиле барок. Но в моем восприятии, он какой-то совершенно гармоничный, привычный и правильный, такой каким должен быть. ( интересно кто должен быть, дом?)
Может быть я сто раз видела похожие на картинках. Но при фразе
" Особняк в стиле барок" - какое изображение всплывает, каким он представляется вам?
А " Усадьба с особняком в барочном стиле"?
У меня всегда возникал образ в точности соответствующий фотографиям Долна Крупе.
Поэтому я начала с времени закладки особняка.
Строительство особняка начал Антон Брунсвик, в 1749 году.
Мунданные аспекты на время закладки особняка
недвижимость - Сатурн, в Скорпионе в растущем тригоне к Нептуну в последнем декане Рака, в падающем квадрате к Урану в Водолее и растущем тригоне с Юпитером в Рыбах.
Признаться первой мой выкрик "вот оно!" был адресован последним градусам Рака и Скорпиона, в которых в моей карте тригон Нептун-Венера.
Но разве не удивительно, что строительство особняка было начато на большом водном тригоне - вот откуда эта магнетическая аура имения.
Строительство шло 7 лет ( тоже красивое число), и было окончено в 1756 г.
Аспекты:
Оппозиция Сатурн-Нептун, по оси Лев-Водолей. Конечно это ведь резиденция знати.
Юпитер в Весах ( ах, любовь) в растущем секстиле к Нептуну, во Льве и падающем тригоне к Сатурну в Водолее. Плутон, находящийся в начале строительства в первых градусах Стрельца и не образующий аспектов, теперь в самом центре знака ( где мой асцендент) и теперь он в тригоне с Львиным Нептуном. Видимо Антон Брунсвик связывал с реконструкцией усадьбы определенные честолюбивые планы, имение должно было быть не только семейным гнездом, но и атрибутом светской жизни, способным показать статус и достаток семьи.
Действительно, в 1775 г. императрица Австрии Мария-Терезия удостоила Антона Брунсвика графским титулом.
Следующую большую переделку имения осуществил Йозеф Брунсвик, сын Антона Брунсвика и пра дедушка нашей Графини Роз. Он нанял архитектора озеленителя ( интересно как это правильно называется), для строительства на 100 га сада в английском стиле. Закладка сада началась в 1813 году, видимо весной. ;)
Интересно, что средину марта-апреля 1813 г. Юпитер, в своем ретро движении, провел в последнем градусе Рака, где как мы помним, долго гостил Нептун в начале строительства особняка. Юпитер в сходящемся тригоне к Урану, в последнем декане Скорпиона, где при строительстве дома был Сатурн. Правда они так и не закончат этот аспект в этот раз. Последнее их свидание в тригоне Рак-Скорпион состоялось летом 1812, на год ранее. И ретро фазы Юпитера и Урана на время закладки сада, скорее всего намекают нам на то, что идеи возникали тогда, а сейчас происходит сверка и корректировка.
Но все равно вода-вода,( и последние градусы, пользующиеся моим заинтересованным вниманием). А на месте Юпитера, достраивающего, на начало строительства дома, большой тригон из Рыб, теперь Плутон.
Но это только начало. Уже летом Юпитер вступает в знак Льва, соединяется с Северным Лунным узлом и образует падающий тригон к Нептуну в Стрельце ( та же, моя любимая, средина знака) - парк в английском стиле. Это естественный, романтический стиль, со множеством укромных уголков и неожиданно открывающихся видов. И с большим количеством прудов. Для их строительства видимо использовались какие-то новые технологии тригон Плутон-Уран (Рыбы-Скорпион).
Почему сад-Юпитер? Наверное потому что это освоение окружающего пространства. Украсить, переструктурировать и перекопать (в конце концов) 100 га - да, здесь не обойтись без Юпитерианской экспансии.
И потому что Особняк-Сатурн, спокойненько себе стоит в Козероге. Сад еще не вырос и дом выглядит таким же как и раньше, его еще не затронули окружающие измения, он еще не включен в общую картину, хотя уже вписан и все строится относительно его.
Именно этот владелец усадьбы, Йозеф Брунсвик дружил с Бетховеном.
С усадьбой Долна Крупе связаны два подарка оставленных нам в наследство Бетховеном - самая известная и популярная его Соната №14, названная в последствие Лунной сонатой и загадочное письмо к Бессмертной Возлюбленной, терзающее умы и воображение многих историков и до сих пор не получившее убедительной разгадки.
1801 год, Бетховен провел в Долна Крупе. Здесь он давал уроки музыки двум молоденьким племянницам хозяина имения, Терезе и Жозефине. Здесь же он познакомился и стал учителем музыки для молодой аристократки итальянского происхождения Джульетты Гвиччарди.
Бетховен влюбился в свою молоденькую ученицу, рассчитывал на взаимность и даже хотел на ней жениться. Была ли она таинственным адресатом письма к Бессмертной Возлюбленной? Вопрос не решенный. Но так или иначе именно Джульетта вдохновила Бетховена, именно ей посвящена Соната №14, названная в последствие Лунной Сонатой.
«Мне стало отраднее жить, — пишет он Вегелеру, — я чаще встречаюсь с людьми... Эта перемена... ее произвело очарование одной милой девушки; она любит меня, и я люблю ее. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года»( Ромен Роллан "Жизнь Бетховена")
По свидетельствам Брунсвиков Лунная Соната была написана именно в этом домике.
Венера Бетховена в Козероге.
Вегелер рассказывает, что он не помнит Бетховена иначе, как в состоянии страстной влюбленности. Его увлечения, по-видимому, всегда отличались поразительной чистотой. В натуре Бетховена было нечто пуританское; вольные разговоры и мысли внушали ему ужас, любовь была для него святыней, и тут он оставался непримирим. Шиндлер, близкий друг Бетховена, уверяет, что «он прожил жизнь свою в девственной чистоте и ему никогда не приходилось упрекать себя в минутной слабости». Ромен Роллан "Жизнь Бетховена")
Ось лунных узлов в карте Бетховена Северный в 27 градусе Скорпиона и Венера в 27 Козерога, не имеющая других аспектов, кроме аспектов к узлам - вот та конфигурация, которая резонирует с тригоном Сатурн-Нептун имения.
А что же Джульетта?
Джульетта Гвиччарди родилась 23 ноября 1782 г. в городке Пшемысль. Брунсвики были ее родственниками по материнской линии.
Биографы Бетховена описывают Джульетту ветренной, легкомысленной кокеткой, видимо не в силах простить, что Бетховену Джульетта предпочла посредственного музыканта. Правда глупость? Написать в прощальном письме
«Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем»
Какое легкомысленное проявление благородства! Что она о себе возомнила?
А вместе с тем, потенциал карты Джульетты, вполне соответствует такому ее стремлению. Сильное, аспектированное Плутоном и Нептуном, Стрельцовское Солнце, Северный узел в Овне - идеализм, гордость, амбиции, потребность покровительствовать, побеждать. И море энергии для этого. И влюбленность. Разве влюбленные видят препятствия или несоответствия?
Шахтерская Венера Джульетты, в Скорпионе в соединении с Северным Узлом карты Бетховена. Могла ли Джульетта стать роковой любовью Бетховена, пронесенной им через всю жизнь? Видимо была, поневоле. И не трудно догадаться что ранило его больше, то что она вышла замуж за другого или то, что она оказалась не способной прозреть его гений. Какое разочарование.
В Лунной Сонате звучат не только чувства и терзания самого Бетховена. Он все таки гений, Лунная Соната это и судьба Джульетты, хотя он и хотел сделать ее более счастливой.
И вот в этих-то чередованиях — любви, гордости, возмущения — надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновений вплоть до того времени, когда природная буря его чувств затихает в грустной покорности судьбе. (Ромен Роллан "Жизнь Бетховена")
Друзья, там же ясно написано письмо к Бессмертной Возлюбленной!
Цветок между двух пропастей.
"Боже мой! чувствовать себя одновременно так близко друг от друга и так далеко! Не целое ли небо открывает нам наша любовь - и не так же ли она непоколебима, как небесный свод».
Людвиг Ван Бетховен " Письмо к Бессмертной Возлюбленной"
Мария Генриетта Хотекова, правнучка Графа Йозефа Брунсвика, родилась 24 ноября 1863 г. в имении Дольна Крупа.
Разве это не удивительно, что через пол века, после разыгравшейся любовной драмы, в том же имении рождается женщина, с Солнцем почти в том же градусе, что и у героини любовного романа, но уже с совершенно другим звучанием.
Разве она не красива? У них даже есть некоторое сходство, что не удивительно, тот же загадочный нептунианский взгляд, от аспекта нептуна к солнцу. Но венера Марии Генриетты в Весах, она легче, тоньше. Она не призывает, она откликается.
Последние градусы скорпиона, там у Графини соединение Северного Узла с Меркурием, в соединении с Северным Узлом Бетховена ( и меркурий Графини, как символический знак, что письмо получено адресатом) и в секстиле к его Венере. Эта же констелляция в соединении с шахтной Венерой Джульетты.
Эти же градусы, как мы помним активны в картах поместья - Сатурн и парка - Уран.
Соединение же Венера-Сатурн образуют вершину бисекстиля с тригоном Юпитер-Нептун парка.
Это не удивительно, это закономерно. Должна была в этой местности появиться женщина, которая исцелила бы души самым прямым и действенным способом - красотой и гармонией.
Венера в Весах в соединении с Сатурном и без других аспектов. История умалчивает о том, были ли у Графини романтические увлечения, но всю свою жизнь она осталась верна любви к розам.
тригон Солнце ( Стрелец)-Нептун (Овен). Иногда мне кажется, что аспекты нептуна к светилам, как бы припрятывают человека от окружающих. Это своеобразное зазеркалье, в которое не каждый и не всегда может попасть. Оно всегда открыто, его просто не замечают. Но тем большее изумление и очарование испытывает проникнувший за эту невидимую завесу.
Из оставшихся доступных свидетельств о Графине Марии Генриетте Хотековой, наиболее полно описание Доктора Густава Брада, посетившего ее розарий в 1921 г.
Приветствие было очень теплым, как если бы эта изящная дама знала меня много лет. Меня провели в кабинет. Просторная жилая комната, но мебель, картины, вазы, все антикварное, в котором я , к сожалению, ничего не понимаю. Но есть одна вещь, которую я заметил, что все, что здесь было собрано свидетельствовало о большом мастерстве и трудолюбии, и что владелец всех этих сокровищ, устроил все с большим вкусом, но не выставляя напоказ, не навязывая себя зрителю. Это я ощутил и в гостиной и в кабинете.
В таком же духе был собран и розарий. Везде простота, опыт в сочетании с любовью. Как и сама хозяйка. Простая, любящая по отношению к своему окружению, своим благочестием и благородством она преображала все вокруг себя.
Он достаточно подробно описывает розарий. Во время его посещения многие сорта уже погибли, Доктор называет эти пустоты эмоциональными ранами. Но слушая рассказ Графини, в своем воображении он дорисовывает картину розария и восхищается не только количеством и ухоженностью, но и красотой и дизайном. После он посмотрит иллюстрации прошлых лет, когда розарий Графини был в расцвете. Но и здесь он сожалеет, что иллюстрации имеются у Графини только в одном экземпляре и нет возможности продемонстрировать их розоводческой общественности.
Доктор Густав Брада оставил свидетельство о любимых сортах Графини и о безусловной ее фаворитке - это Lisbeth von Kamecke, Hermann Kiese. Единственное и не очень удачное фото, этой розы, которое я нашла в интернете, но и оно может многое сказать о Графине. Я поняла, почему ее именем называли именно такие розы. Здесь есть и благородные оттенки стрельцовского пурпура, скорпионья густота цвета, нептунианская смешанность оттенков и красота формы и стойкость весовского соединения.
Я мог бы еще рассказывать многое, но я боюсь утомить читателя. Я хочу, чтобы каждый увлеченный розами, имел возможность ознакомиться с благородством " подруги роз" и ее классическим розарием: тогда его любовь к розам будет углубляться, и он до самой смерти не сможет забыть своего визита и Графиню, и в мыслях всегда будет воздавать ей, как это делаю я. (Доктор Густав Брада)
О Провидение! Дай мне хотя бы один день чистой радости!
Если же взгляну на себя со стороны, в связи с вселенной, что значу я? Что значит тот, кого называют самым великим? Но в этом-то сознании и кроется божественная искра человека.
Людвиг Ван Бетховен "Письмо к Бессмертной Возлюбленной"
Мне очень трудно было написать среднюю часть статьи о Графине Роз, Потому что в тех скудных данных, которые о ней остались, в самой даже их скудости и постоянных перепечатках одного и того же текста из википедии, на разных языках ( даже в статье Вихляева и Арбатской этот же текст) в этом всем так же нет ее души, как в ее саду больше нет ее роз. Как могло так случиться, что стало с нами, людьми. Сад Жозефины был разрушен войной, сад Марии Генриетты постигла та же участь. Это ведь не просто большое количество красивых цветов, и не только история. Это генофонд роз, основа, родители всех тех прекрасных и разнообразных сортов, которые сейчас существуют. А сколько сортов было утрачено.
Ну ладно, тогда была война. И когда дело идет о боли и страдании людей, когда исчезают жизни и рушатся судьбы, конечно, забота о розах, кажется делом не столь важным. Хотя на самом деле наоборот. Это истоки войн и страданий кроются в израненных сердцах и душах, которым не хватает любви и красоты - того, что создавали эти женщины. Но почему только почти столетие спустя мы опомнились. И даже сейчас, вся эта кропотливая работа по поиску потерянных сортов, восстановлению их истории, ведется горстками и силами "безумных" энтузиастов, влюбленных в розы.
Писать о Графине Роз мне мешали обида и чудовищное сожаление. Потому что в самой Графине, в ее жизни, во всем что она делала - не было таких чувств. Потому что она все трудности и разрушения принимала с кротостью и смирением, и только больше трудилась пока могла. Понимаете, она не жаловалась и не обвиняла никого. И я надеюсь, что даже последние годы ее жизни, были светлыми, потому что жизнь она выиграла. Она всю жизнь отдавала, и понятно, что черпать такие силы она могла только из внутреннего источника.
Вспоминается фраза из Гейлигенштадского завещания Бетховена
" О Проведение! Дай мне хотя бы один день чистой радости!"
В этом есть какая-то любовь и милость Бога. Даже в самые темные и смутные времена, он посылает нам таких людей, которые имеют силу духа и мужество, не идеями, догмами или поучениями, а всей своей жизнью воплощать истины. Просто и бескорыстно, совершенно естественно. Они несут в мир хоть немного гармонии, чтобы души могли продышаться. Это всегда рядом, это повсюду, нужно лишь оглядеться внимательно, это всегда есть внутри нас самих.
Поместье Долна Крупа, было разграбленно во время второй мировой. Затем с 1949 по 1969г в нем размещалась психиатрическая больница.
С 1969 г. усадьба была передана Союзу Композиторов. С того времени началось ее возрождение. Был отреставрирован Домик Садовника, в котором жил Бетховен. Теперешнее назначение усадьбы - музей музыкальных инструментов и архив истории музыки.
Доктор Густав Брада, посетивший розарий Графини в 1921 году, пишет, что вокруг ее дома росла живая изгородь из ругоз и Fragezeichen. Цветущие на фотографии розы, по всей видимости это и есть Fragezeichen Иоханеса Бёттнера, одина из любимых роз графини.
Первые попытки возрождения розария Марии Генриетты были предприняты в 90-х годах немецким садоводом Иоганнесом Кальбусом, он начал создавать музей роз, в память о Графине Хотековой. С 1993 г. при поддержке клуба любителей роз Словакии, ежегодно в Долна Крупе, в июне, проводится двухдневный праздник роз.
1993 - Плутон в последнем декане Скорпиона в секстиле и Юпитер в центре Весов в квадрате к соединению Нептун-Уран в Козероге.
Как неизменно точно проявляется нептунианско-сатурнианская аура имения со скорпионьими нотами.
Жизнь продолжается. И как природа возрождается весной, так и наши жизни и наши истории получают новые животворные энергии.
В поместье звучит музыка, цветут розы, молодожены в день свадьбы приезжают в парк, что бы придать больше романтики и укрепить свой союз.
А Дух Местности, который засветился на Джокере, в карте новолуния от lilu, наблюдает за всем этим действом, отдыхая у еще одной достопримечательности Долна Крупа, большой Секвойи. Туристические источники пишут что ей 150 лет, разве это возраст для дерева? А когда ему это надоедает, он обращается в лебедя ( с первой фотографии) и плавает в большом пруду. ;)
*Quasi una fantasia - " В духе фантазии", подзаголовок "Лунной" Сонаты №14 Бетховена.
*Цитата А. Б. Гольденвейзера в аннотации - из описания им первой части "Лунной" Сонаты №14 " Бетховена.
*"Цветок между двух пропастей." - фраза Ф. Листа о второй части Лунной Сонаты Бетховена.
*картинка возле заголовка - монограма Графини Марии Генриетты Хотековой
Руж