Философский синхрон
Сегодня утром, за кружкой кофе, открываю тему на Окулесице:
"На днях в славном городе на Неве, можно сказать, в самом его сердце, мой супруг наблюдал, как падает балкон. За пару секунд до этого под балконом прошел мужчина. Буквально на несколько шагов успел удалиться от смерти.
Это судьба."
Собственно, тема-то об астропоказтелях таких событий, но зацепила фраза "Это судьба", поскольку размышления об этом - ясно дело, популярны. И как бы в ответ на размышления читаю только сегодня созданный пост в одном ЖЖ, где я регулярно бываю. Интересно с точки зрения синхрона то, что этот пост в ЖЖ был написан только что ночью буквально, и то, что я их внезапно в такой последовательности прочитала (еще не предполагая, о чем будет текст в ЖЖ, обычно там раскрываются совершенно другие темы). А вот и цитата из ЖЖ, сама по себе имеющая ценность, и близкая мне по духу:
"Специфика интересов заставляет меня иногда бывать на некоторых околозоозащитных ресурсах. И вот из года в год, из раза в раз я наблюдаю следующее: в тредах, посвященных случаям какой-то вопиющей жесткости, как правило, бывает хотя бы один, кто скажет: "то, что они сделали, к ним обязательно вернется".
...Мне искренне жаль замученных собак и котят, и я, разумеется, не вступаю в дискуссии, напоминая, что вот Менгеле и Исии дожили до глубокой старости, не раскаявшись и ничем особо не поплатившись. Но за этой верой в "мировую справедливость" стоит вполне понятный страх потери контроля над происходящим. Когда случается что-то, жестоко ломающее картину мира, не укладывающееся в голове, страшное и непоправимое - мысль о том, что жизнь вокруг продолжается, как будто ничего не произошло, и виновному содеянное никак не отольется, и ты не в силах, если что, помешать ему поступать так снова, снова и снова - она труднопереносимая. И тут идея некой вселенской справедливости - спасительная, она восстанавливает порушенную картину мира и помогает справиться с отчаянием от переживания собственного бессилия: я не могу ничего противопоставить злу, но Мироздание непременно (рано или поздно) позаботится о том, чтоб зло не осталось безнаказанным.
Другая сторона такой веры - восклицания вроде "за что мне (ему, им) это?..", когда обрушивается какое-то нежданное несчастье.
Сюда же - попытка объяснить некой справедливостью внезапные катастрофы. Да, я о рассуждениях в духе "за что японцам посланы землетрясение и цунами". Кроме прочего - нестерпимо думать, что такие страшные вещи могут приключиться просто так, ни за что. И нет рецепта, как надо себя вести, чтоб это не приключилось с тобой.
В общем, мне понадобилось довольно много времени и несколько довольно причудливых вывертов биографии, чтобы понять довольно простую вещь, но она оказалась важной, поэтому сейчас я её для верности еще и запишу буквами. Не все плохое, что происходит с нами, происходит потому, что мы себя плохо вели. Не все хорошее, что с нами происходит, происходит в награду за то, что мы вели себя хорошо. Хорошие и плохие поступки не являются залогом удачи или неудачи, счастья или несчастья. По-хорошему, единственное, что можно гарантированно получить, поступая хорошо и правильно - некоторое удовлетворение от знания, что поступаешь хорошо и правильно. Все прочее (включая уважение и хорошее отношение близких) - уже бонусы, и дальше уже как выйдет, так и будет. Хорошие люди так же болеют раком, попадают в авто- и авиакатастрофы, разоряются, теряют близких и оказываются в районах стихийных бедствий, как и все остальные. Как и самые плохие. Как и самые обычные.
Год назад мы с Линдалом смотрели фильм "Дорога", и там был один прекрасный момент, простой, как бревно: в постапокалиптическом мире, когда многие люди стремительно теряют человеческий облик и понятия о нравственности, на вопрос сына о том, почему одни считают, что нормально убивать людей и жрать человечину, а другие так не поступают, отец говорит что-то вроде "потому, что так делают плохие люди. Мы так не делаем. Поэтому мы - хорошие".
А гомеопатическое мироздание так, разумеется. Только нам на это нечего смотреть."
Копирую с благодарностью отсюда: