Процесс Инициации
XIII. Процесс Инициации
Зодиакальный цикл, дневной цикл и смена времен года - различные стороны того же цикла четырех кардинальных точек - являются не только схемами, которые нам позволяют понимать наиболее различные реальности видимого мира, но и ясно объясняют некоторые трансцендентные истины, которые без этого остались бы очень загадочными. Этот цикл - действительно первостепенный ключ, и некоторые из его приложений показывают действительно универсальное значение астрологического символизма.
Теперь посмотрим на инициирующий процесс в свете этого цикла. Этот процесс, который кажется, в общем, довольно таинственным, становится ясным, как только он рассматривается с точки зрения астрологической.
Все системы религиозной или посвятительной дисциплины разделяются на три или четыре части, из которых Франкмасонство, со своими тремя ступенями Ученика (Apprenti), Подмастерья (Compagnon) и Мастера (Maître), последующими Высшими Градусами, является наиболее известным примером. Эти три ступени встречаются во всех посвятительных обществах всего мира, являясь, как таковыми, ступенями начала или очищения, понимания и реализации.
Эти три степени могут быть сопоставимыми и рассмотренными параллельно с тремя основами Христианства, которыми есть, по мнению святого Дионисия Ареопагита: очищение - крещением, просветление (озарение*) - евхаристией и совершенство - конфирмацией. Если план, в котором проявляются эти градации, не является одним и тем же, то содержание, видимо, подобно или аналогично.
Другие христианские системы выдвигают на первый план четыре этапа роста, а не три. Так это в случае четырех ступеней молитвы святой Терезы и четырех ступеней Марии де Валле. Эти последние есть: причастие, единение, трансформация и обожествление. Четвертый термин является всегда столь высоким, столь трудным для достижения, поэтому вполне понятно, что он будет отсутствовать в некоторых системах. У Суфиев, например, эта четвертая стадия упоминалась: истинность, в то время как три первых есть: человечность или соблюдение, возможность или созерцание, и вдохновение.
Это универсальное деление процесса посвящения и религиозной дисциплины на три или четыре части заставляет вспомнить о делениях дневного цикла на три видимые части: восход солнца, полдень, заход солнца, и четвертую - невидимую - в полночь. Действительно, всё то, что живет на земле, подчинено этому универсальному ритму весны, лета, осени и зимы или зарождения, развития, зрелости и увядания, и будет неправдой, что мистическая жизнь ускользает от этого правила. Восход солнца, который порождает день, является символом рождения, и инициация универсально рассматривалась, как второе рождение. Термин " дваждырожденных " не принадлежит исключительно Индусам. Процесс посвящения обозначает, таким образом, в духовном плане то, что ритм рождения, развития и смерти, в плане физическом, и по этой причине греческие тексты утверждают, что посвящение в Элевсинские мистерии проводилось в " святая святых всего Земли "(le sanctuaire de toute la Terre)[1*]
Тот факт, что этапы инициации соотносятся с символизмом дневного и ежегодного цикла, оказывается, к примеру, довольно ясно изложенным в следующих строчках Веттиуса Валенса (Vettius Valens) рассматривающего тайну посвящения:
" Я беру с тебя клятву, у тебя, моего очень дорогого брата, и тех, кого я веду как мистагогов к гармонии неба, я беру у тебя клятву, от имени небесного конверта, круга из двенадцати знаков, от Солнца, от Луны и от пяти бродячих звезд, которые управляют всей нашей жизнью, самим Провидением и священной необходимостью, хранить все это тайно... " [2*]
Небесная оболочка, круг из двенадцати знаков всегда разделен, прежде всего, на четыре главные части. Это проливает новый свет на эту особенную область, малоизвестную и плохо объясняемую даже большей частью тех, которые в этом принимают участие. Третья ступень градации всех посвятительных систем, соответствующая заходу солнца, обычно выдвигает на первый план идею смерти. Убийство Хирама в масонской легенде является тому примером. Не впадая в преувеличения "солнечного мифа", невозможно не видеть близкие соответствия между смертью дня и посвятительной смертью Мастера-Масона.
Оба святых Иоанна (Евангелист и Креститель* - Прим. переводчика), почитаемые масонами, подтверждают соотношение их системы с четырьмя основными делениями круга.
Намек на этот символизм кардинальных точек присутствует также в факте того, что некоторые ложи работают "на востоке", в то время как другие собираются "в зените" или в "долине". Очевидно, это изменение направления не соответствует уровням, что должно соотносить с полуднем и с заходом солнца, но это может объясняться, тем, что Франкмасонство сообщает потенциальную (возможную*) инициацию, а не действительную, и тем, что переход от первой до второй является индивидуальной реализацией каждого масона.
Этот символизм, главным образом, в английском Франкмасонстве, где Венерабль, находясь на востоке, открывает работы; второй смотритель, расположенный на юге, ими руководит, а первый смотритель, оказывающийся на западе, их закрывает.
Различные формулы масонской работы также, видимо, соотносятся с этим символизмом кардинальных точек - то, что не исключает совсем других объяснений. [3*] Наиболее распространенная формулировка, что " масон работает от полудня до полуночи " образовывая подвижный свод из озарения (от святого Дионисия Ареопагита), единения (Марии де Валле) и созерцания (Суфиев), до обожествления (Марии де Валле) и до истинности (Суфиев), - то, что является целой программой.
Эти соответствия дневного цикла помещают "малые мистерии" в дневную арку и " большие мистерии " в ночную арку. Некоторые формулы, как например, таковая "солнца полуночи", которое усматривается в некоторых посвятительных обществах, становятся в силу этого отчетливо ясными, в то время как раньше, они казались слишком невразумительными. В этом есть очевидный возгласа Апулея, вследствие описания инициации в Золотом Осле: " В середине ночи, я увидел Солнце".
Хтонические Мистерии, празднуемые в честь Gênés Chthonia, ночной Земли, связываются с этим понятием Солнца полуночи. Давайте напомним, что в Элевсине " малые мистерии " отмечались весной, а "большие" - осенью - то, что, как мы только что об этом сказали, приводит их в соответствие с ночным сводом. [4*]
Цель любого посвящения и любой религиозной аскезы - слияние с божеством (или в божестве), и не будет лишним напомнить, что Индусы рассматривают Козерога - зодиакальное выражение севера и полуночи, - как символ пралайи (pralaya), которая является для Мира тем, чем слияние с божеством является для индивида.
То, о чем мы сказали только что, излагается вкратце следующей, более красноречивой таблицей, чем любыми комментариями, которая способна легко быть дополненной данными относительно других посвятительных или религиозных форм:
ДНЕВНОЙ ЦИКЛ | ЗОДИАК | СЕЗОНЫ | ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС | МАСОНСТВО | СВ. ДИОНИСИЙ АРЕООПАГИТ |
ВОСХОД СОЛНЦА ВОСТОК | ОВЕН | ВЕСНА | МАЛЫЕ | УЧЕНИК | КРЕЩЕНИЕ ОЧИЩЕНИЕ |
ПОДЕНЬ ЮГ | РАК | ЛЕТО | МИСТЕРИИ | ПОДМАСТЕРЬЕ | ЕВХАРИСТИЯ |
ЗАКАТ СОЛНЦА ЗАПАД | ВЕСЫ | ОСЕНЬ | БОЛЬШИЕ | МАСТЕР | ОЗАРЕНИЕ (ПРОСВЕТЛЕНИЕ*) |
ПОЛНОЧЬ СЕВЕР | КОЗЕРОГ | ЗИМА | МИСТЕРИИ | ВЫСШИЕ ГРАДУСЫ | КОНФИРМАЦИЯ СОВЕРШЕНСТВО |
ДНЕВНОЙ ЦИКЛ | СВ. МАРИЯ ДЕ ВАЛЛЕ | СУФИЗМ | ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ |
ВОСХОД СОЛНЦА ВОСТОК | ПРИЧАСТИЕ | ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЕ | ПАСХА |
ПОЛДЕНЬ ЮГ | ЕДИНЕНИЕ | ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ СОЗЕРЦАНИЕ | СВ. ИОАНН ЛЕТО |
ЗАКАТ СОЛНЦА ЗАПАД | ТРАНСФОРМАЦИЯ | ВДОХНОВЕНИЕ | СВ.МИХАИЛ |
ПОЛНОЧЬ СЕВЕР | ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ | ИСТИННОСТЬ | СВ. ИОАНН ЗИМА РОЖДЕСТВО |
Еще есть много того, что можно было бы сказать так же и по поводу посвятительного процесса в том, что касается кардинальных точек, который соотносится, в свою очередь, с символизмом элементов. Некоторые традиции утверждают, что цель инициации - "разрыв Зодиака", то есть, выход индивида из астрального бремени, которому мы подчинены, и это является логичным и нормальным, что для того, чтобы достичь этой цели, надо было проследовать этапами зодиакального символизма. " Пробуждение Кундалини " также включает символизм или астрологическое объяснение, как мы увидим это далее.
Тем временем то, к чему нужно привлечь внимание, так это - с одной стороны, универсализм символизма кардинальных точек, и, с другой, их "божественности", полностью забытой в наши дни. Таковая не является "суеверием", но реальностью духовной и ощутимой, и эта божественная реальность - одно из оснований Эзотерической Астрологии. " Брахма на Севере, на Юге, на востоке, и на Западе ", восклицает одна Упанишада [5*], в то время как Христианство, как Иудаизм и Ислам, помещают ангелов в кардинальные точки, - то, что кажется моментами, приводит в замешательство наших "прогрессивных" священников. Распознавание в этих "ангелах" или " высших силах " кардинальных точек, является одним из первых шагов на дороге Эзотеризма Астрологии.
Наша наука - полное объяснение всех явлений жизни. Это - цемент, способный связывать между собой науки и вещи наиболее различные. Если, в актуальном научном и философском хаосе, ХХ-ое столетие сумеет создать синтез, объединяющий все то, что существует в Мире, этот синтез может быть осуществлен исключительно с помощью Астрологии. Если мы настаиваем на этом пункте, то это потому, что даже астрологи обычно не отдают себе отчета в реальной досягаемости нашей науки. Сколько еще, к примеру, сомневаются в существовании гороскопов вещей? То, о чем мы сказали только что по поводу посвятительного процесса, расширяет область Астрологии на наиболее внутренние и наиболее высокие духовные дисциплины, и неощутимо нас пропускает из текущих величин Науки Звезд к ее Тайному Смыслу. Занимаясь этими проблемами, мы преодолеваем, не замечая того дверь, которая ведет в неисследованный лабиринт Астрологии Эзотерической.
-----------------------------------------------------
-----------------------------------------------------
------------------
1. Цитата по Виктору Магниен (Victor Magnien), Мистерии Элевсина (Les Mystères d'Eleusis), Париж, 1929, стр. 7.
2. Anthologiarum libri, IV, II-е издание Кролл. Напомним, что Веттиус Валенс (Vettius Valens) был известен главным образом, как астролог, и что среди астрологов, посвященных в древние Мистерии, оказывались Фирмикус Матернус (Firmicus Maternus) и Гиппарх.
3. Смотреть по этому поводу мое предисловие к последнему изданию Оккультное масонство и герметическое посвящение (La Maçonnerie Occulte et de l'Initiation Hermétique), Рагона (Ницца 1947).
4. " Только инициация может нам позволить созерцать открытыми глазами, то, что происходит в движении Земли, в течение зимнего солнцестояния ", говорит Р.Штайнер (О четырех главных праздниках в La Science Spirituelle.N января 1939, стр. 15.)
5. Цитата из Etudes Traditionnelles, N 276, стр.161.
(перевод с французского В.Толстой)