Герметические ключи Фулканелли в "Тайнах Готических Соборов"
Как настоящая Дева, читая книги, я люблю выписывать цитаты, рисовать схемы и иногда добавлять свои впечатления. В общем-то всегда я делала это от руки, потому что люблю бумагу, большие тетради с разноцветными листами, цветные ручки и маркеры и люблю писать. Но темп современной жизни оставляет все меньше времени на подобные удовольствия, одновременно предлагая освоение новых возможностей.
Книга Фулканелли "Тайны Готических Соборов" попала ко мне, под транзит Сатурна по Меркурию, с легкой руки моей подруги архитектора. И для меня это двойное удовольствие.
Во-первых, загадочный
Во-вторых, архитектура моя тайная страсть и древняя любовь. И более вдохновляющий и увлекательный материал для восприятия и изучения символики чем Готические Соборы трудно и придумать.
Начав делать заметки, я намеревалась уместить все в одну блоговую страницуу, но текст настолько насыщен, а символы настолько глубоки и интересны, что .... нужно уметь вовремя остановиться и удержаться, чтобы не отвести под каждый символ отдельную страницу.;)
Поэтому пока начало и Первый Раздел Книги - Тайны Соборов
1 символ - Язык -Весела Наука, Птичий Язык, Язык Богов
Тайный язык символов и образов.
Готика - Некоторые проницательные исследователи были поражены сходством между словами gothique и goetique и предположили, что должна существовать связь между готическим (gothique) искусством и магическим (goetique).
Для нас понятие art gothique -готическое искусство — просто орфографическая деформация слова "жаргонный" (argotique)) и эта созвучность прекрасно отвечает фонетическому закону, который не имеет никакого отношения к орфографии и на котором основана традиционная кабала. Собор — это произведение арготического искусства. Толковые словари объясняют слово жаргон как "особый язык определенной группы людей, которые не хотят, чтобы их понимали другие". Таким образом, это и есть разговорная кабала. Те, кто используют этот язык, — "это потомки аргонавтов (argonautes), которые путешествовали за Золотым Руном на корабле "Арго". До сих пор об очень умном и хитром человеке говорят: он все знает, он понимает "арго". Все Посвященные разговаривали на этом языке: такие, как бродяги Двора Чудес во главе с Франсуа Вийоном, вольные каменщики средневековья, которые истолковали много "жаргонных" книг, приводящих нас в восхищение.
Наконец, заметим, что арго - это одна из разновидностей Языка Птиц, языка философов и посвященных. С его помощью Иисус передавал знание апостолам, заключая в язык свой дух, Святой Дух. Этот язык посвящен в тайны и раскрывает самые глубокие истины. Древние инки называли его языком придворных, потому что он был языком посвященных, которым он давал ключ к двойному знанию: Священному и профаническому. В Средние века его называли: Живым знанием, Божественным языком, Оракулом бутылки.
Наверное всем современным людям привычно понятие - дружественный и интуитивный интерфейс. Так в общем-то и проникновение в любое эзотерическое знание зависит не столько от умственных и интелектуальных усилий, сколько от способности интуитивного восприятия и как всегда практики.
Образы взаимодействуют непосредственно с нашим подсознанием, с правой половинкой мозга и даже не будучи еще умственно разложенны логической левой, уже вызывают целые каскады сигналов, как всплески аквалайзеров - эмоции, ощущения, ассоциации. И так мы и носим их, пока посредством левого полушария, они не будут собраны в правильную мысль. Как говорил Доктор Хаус в известном сериале - "Ты меня осенил".
Бывает конечно, и даже чаще, что осеняет мимо левого рационального и тогда "осенение" выливается сразу в действие или реакцию. И только потом мы прокручиваем его в голове, придумывая объяснения тому, "а что это такое со мной было".
Конечно, трактаты Алхимиков, как впрочем и все остальные эзотерические тексты, это шифровки. Но в силу особенностей мироустройства, у каждого исследователя есть шанс проникнуть в зашифрованные тайны, потому что главное посвящение мы получаем от самой жизни, непрерывно и щедро демонстрирующей нам эти законы в действии.
Формулы конечно существуют, но я не верю в действенность первоначального обладания формулой. Формула твориться самим собой постепенно шаг за шагом (Великое Делание) и разгадку составляющей формулы-шифра можно сделать лишь освоив все предыдущие стадии.
2 символ -Крест - Алхимическое Горнило - Анх
За редким исключением, готические церкви построены в форме латинского креста. Но, крест — это алхимический символ горнила, испытания (creuset), раньше его называли сrusоl crueible, и croiset, а по латыни crucibilum, т.е. корень сruccrucis, croix (крест), как пишет Дюканж.
В горниле первичная материя терпит мучения и умирает, чтобы возродиться очищенной, одухотворенной. Это отражено в народном языке: нести свой крест, проходить горнило.
Напомним, что вокруг светоносного креста, увиденного св. Константином в сновидении, были начертаны пророческие слова: In hocsignovinces; "сим победиши". Вспомните еще, братья мои алхимики, что крест несет отпечаток трех гвоздей, которыми умерщвляется материя, — очищение огнем и железом
Мы даже считаем, что форма больших религиозных сооружений Средневековья, с присоединенной к хорам полукруглой или эллиптической абсидой, скорее напоминает другой символ, египетский анх, выражающий Универсальную жизнь, скрытую в вещах.
Распятие Духа в материи! С одной стороны мы говорим об Одухотворении и Просветлении материи, но с другой о материализации Духа. Он содержится уже в марии, но только в потенции.
Распятие Духа в материи, Алхимическое Горнило - это сама жизнь. Так что достаточно просто жить по максимуму, в полную силу, а жизнь сама выведет.
3 символ Венера - Люцифер - Утренняя Звезда -Краеугольный Камень
Герметический эквивалент символа Анх — эмблема Венеры или Киприды (по-гречески «нечистый»), обычная медь, название которой некоторые перевели специально, чтобы выявить внутренний смысл, как бронза или латунь. "Сделай латунь белой и сожги свои книги"— повторяют все хорошие авторы. Кυπρις— это то же самое, что и Σουφρος, сера, то есть навоз, тлен, грязь. "Мудрый найдет наш алмаз даже в навозе, — пишет Космополит, — а невежа не станет искать и в золоте".
Таким образом, форма соборов символизирует первичную материю и ее трансформацию с помощью Креста; те, кто знакомы с алхимией, знают, что это происходит при обретении Первичного Камня, краеугольного камня Великого Философского Делания. Именно на этом камне Иисус построил свою Церковь; и средневековые масоны символически следовали его примеру. Но этот камень, до того как был огранен и стал фундаментом готического и вообще философского искусства, то есть в его первоначальном, грубом, материальном значении, был связан с образом Дьявола.
В Соборе Парижской Богоматери было изображение этого иероглифа на углу ограды коров. Это было скульптурное изображение Дьявола с огромной открытой пастью, в которую верующие ставили свечи, чтобы их потушить; в результате чего скульптура всегда была закапана воском и окутана дымом потухших свечей. В народе это изображение называли "Господин Петр Краеугольный". Этот образ, представляющий собой главный инструмент Делания, преобразовался в людской традиции в образ Люцифера (" несущего свет", "утренней звезды"). "Камень, который отвергли строители, — писал Амиро,** — сделался краеугольным камнем, на котором держится все сооружение, но это также Камень преткновения и противоречий, ведущих к падению". Изображение этого же камня, но уже ограненного, можно увидеть на прекрасном барельефе на внешней стороне абсидиальной часовни со стороны улицы Клуатр-Нотр-Дам.
Интересно что же это за статуя? Кто в Париже, расскажите?
Оставляя в стороне Христианскую демонологию .
Люцифер - Светоносный, Утренняя Звезда, первый луч света пронзающий тьму, возвещающий начало нового дня, нового цикла, Пробуждение.
Асторологически Венера-Утренняя Звезда придает чувствам большую интенсивность, романтичность, идеализм. Толкает на поиски новых проявлений, она связана с новаторством в искусстве, отношениях, социальных стандартах и ценностях.
Не эти ли качества становятся первой искрой зажигающей желание знать и устремляет человека к духовному поиску.
4 символ - Лабиринт -Нить Ариадны
изображение лабиринта служит для нас символом работы в рамках Делания, с ее двумя главными трудностями: пути к центру, где происходят борьба двух природ, и пути к выходу из лабиринта.
Вспомним, что самый известный из античных лабиринтов, открытый в греческом городе Кнососе (Cnossos) на Крите доктором Эвансом из Оксфорда в 1902 году, назывался Absolum. Это название близко к Absolu, термину, которым древние алхимики называли философский камень.
Ариадна (Ariane) — это форма слова airage (древнее название паука, сейчас — gn (нь) пишется как ñ. Не является ли наша душа пауком, который ткет наше тело? Но возможны и другие толкования. Глагол αιρω имеет значение брать, хватать, привлекать, увлекать; αιρηω откуда — это тот, кто берет, привлекает. Значит, αιρηυ— это магнит, свойство тела, которое мудрецы называют магнезией. Пойдем дальше. В провансальском языке железо называется aran или iran, в зависимости от диалекта. Это — Хирам масонов, архитектор храма Соломона. Arraigne (паук) на филибрском диалекте пишется aragno или iragno, airagno; на пикардийском arigne. Сравним все это с греческим Σιδηρος , что значит железо и магнит. Но это еще не все. Глагол αρυω имеет также значение "восхождения из-за моря светила", откуда αρυαν— светило, восходящее из-за моря, т.е. при перестановке гласных, — orient (Восток). Но имеет также смысл привлекать; а значит αιρω имеет смысл магнита. Если мы опять сравним это с Σιδηρος, от которого пошли латинские Sidus, Siderius, мы снова узнаем провансальные аrаn, iran, аirаn; греческое Iεαρναν, то есть восходящее солнце.
Ариадна, этот мистический паук, ускользнула из Амьена, оставив только след своей нити...
Средневековый лабиринт построен по системе 12 концентрических кругов, ограничивающих собой 11 проходов, на которых установлена дорожка. Проходы имеют имеют поочередно противоположное направление, так, чтобы, пересекаясь к следующему проходу, дорожка изменила направление. 4 оси определяют 4 сектора. Что наталкивает мысль о зодиаке. Когда-то читала версию, что форма лабиринта, это графическое отбражение совмещенных фаз солнечного и лунного цикла. Основание лабиринта крест. В центре изначально располагали изображение битвы Тессея с Минотавром или восход золотого Солнца. По отношению к самому зданию собра лабирит раполагается так, что в центр Лабиринта проецируются изображения витражных Роз. Так в Соборе Девы Марии в Шартре (на фото), в полдень 15 августа ровно в центр лабиринта проецируется изображение Девы Марии с западного портала. Лабиринты служили местом паломничества, прошедший по лабиринту мог очиститься или получить инициацию. Проходить нужно было босиком. Опять таки проведенные исследования показали увеличенное ионное и радиационное излучение дорожек лабиринта.
Лабиринт развивает предыдущие символы. Работа в рамках Великого Делания представляется как извилистый путь от внешнего к внутреннему. От власти обстоятельств и желаний внешнего мира, к причинам и гармонии внутреннего. И обратно.;) Ну а нить Ариады, по всей вероятности интуиция, связанная с луной, внутренний голос, ведущий по пути.
5 символ Направление - Роза -Rota - Колесо Времени - Огонь Колеса
Абсиды всех церквей повернуты к юго-востоку, фасады - к северо-западу, трансепты, составляющие плечи креста, направлены с северо-востока на юго-запад. Эта нигде не нарушаемая ориентация рассчитана таким образом, что люди, входящие в храм с Запада, идут к алтарю и при этом их лица обращены в сторону восходящего солнца, к Востоку, к Палестине, колыбели христианства. Они покидают мрак и идут к свету.
В следствие этого расположения из трех орнаментов в виде мозаики, украшающих трансепты и главный вход, одна никогда не освещается солнцем; это северная роза, она расположена на фасаде левого трансепта. Другая роза сверкает под лучами полуденного солнца; это южная роза, расположенная на краю правого трансепта. Последняя освещается лучами заходящего солнца; эта большая роза на портале, своим размером и сиянием она превосходит боковые. Таким образом, на фронтонах готических соборов представлены все цвета Творчества, следующие в круговом процессе, идущим от тьмы, представленной отсутствием света и черным цветом; к законченности красного цвета, проходя через белый, который представлен как средний между черным и красным.
В Средние Века центральная роза, расположенная на портале, называлась Rota, колесо. Rota — это алхимический символ времени, необходимого для выплавки материи философского камня и символ самой плавки. Постоянно поддерживаемый во время этой операции огонь, получил название огонь колеса (feu de roue). Но, помимо теплоты, необходим еще один агент, тайный или философский огонь. Именно этот огонь, вызванный обычным теплом, и крутит колесо, производя различные алхимические реакции:
Смотря лишь на след моего колеса.
Везде тепло, чтоб было ровно, дай;
Не падай лишь к земле и к небу не взлетай.
Огонь небесный в вышине сожжет тебя,
Внизу же поглотит тебя земля.
Но лучше посреди ты пребывай,
И самый верный, самый гладкий путь узнай!*
Таким образом, роза изображает действие огня и его продолжительность, Поэтому средневековые ваятели стремились передать в форме розеток движение возбужденной огнем материи
Символ колеса наталкивает на размышления о цикличности, повторяющихся патернах и действиях. О переменчивости мира. Единственное место, остающееся неизменным - центр колеса, ось. О терпении, усердии и постоянстве усилий (ровное тепло). Об этапах Великого Делания. Философский огонь, это сконцентрированное, созерцательное внимание, наблюдающее (и управляющее), но остающееся не вовлеченным.
6 и 7символ - Звезда - Печать Соломона - Венера - Путеводная Звезда - Stella Maris
Некоторые розы, эмблемы синтеза, имеют особый смысл, подчеркивающий свойство этой субстанции, которую Создатель перекрестил собственной рукой!
Эта магическая печать показывает алхимику, что он идет правильным путем и, что смесь приготовлена верно. Это фигура с шестью лучами (digamma), Звезда Магов, которая сверкает на поверхности синтеза, над колыбелью Иисуса.
Этот знак был наиболее важен для алхимика; разве не звезда ведет его и собирает сообщая ему о рождении Спасителя?
Первое упоминание о Звезде мы встречаем у Валаама, родившегося в городе Пефоре (Pethore) на Евфрате и прожившего до 1477 года до н.э. Он был предсказателем и Магом. Валаам пишет:
"Слушайте!.. Я вижу ее, но не сейчас; я созерцаю, но не вблизи... Звезда поднялась от Иакова, и жезл пришел из Израиля..." (Num. XXIV, 47).
В символической иконописи, звезда выражает скорее зачатие, чем рождение. Дева часто изображается с нимбом из звезд. На иконе Лармора (Морбиана), которая является частью прекрасного триптиха, изображающего смерть Христа и страдания Марии — Mater dolorosa, — можно заметить в небе солнце, луну, звезду и радугу Ириды, держащей в правой руке большую звезду, — Maris Stella, — эпитет данный Деве в католическом гимне.
Печать Соломона символизирует овладение низшей животной природой и нисхождение Духа в материю. Это стадия готовности к посвящению.
Путеводная Зведа - Венера. Персонифицированная в Деве Марии, означает, что адепт должен руководствоваться высшими принципами Венеры - Любовью, состраданием, милосердием.
8 символ Крипта - Черные Девы - Первичная Земля
Реальная, но тайная сила, которая проявляется скрыто, в тени, удерживая фундамент сооружения.
Изида до зачатия, — пишет Бигарн, — в виде скульптурных изображений дохристианского периода в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, которую лучи солнца скоро оживят. Это также мать богов, как свидетельствует Камень: Matri Deum Magnae ideae. Лучше нельзя раскрыть эзотерический смысл наших Черных Дев. Они фигурируют в герметической символике, как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе.
Черная Дева собора Нотр-Дам дю Пюи представляет собой треугольник, за счет своего одеяния, которое плотно окружает шею и без единой складки расширяется книзу. Это одеяние разрисовано виноградными лозами и снопами пшеницы, — евхаристическими символами хлеба и вина, — и окрывает на уровне живота голову Младенца, также увенчанную короной, как и его мать.
Еще одна интересная для герметиста деталь. Во время церемоний процессий Черных Дев, жгли свечи только зеленого цвета.
Что же касается статуй Исиды, — мы говорим о тех, которые избежали христианизации, — то они еще более редки, чем Черные Девы. Витковский** указывает нам одну из них в соборе Сен-Этьен в Метце. Он пишет: "Это скульптурное изображение Исиды было обнаружено в старинном монастыре. Оно представляет собой обнаженный бюст очень худой женщины; ее голова закрыта вуалью. Сама скульптура выкрашена в красный цвет, а ее одеяние — в черный...
Выше мы уже говорили, что камень Света (pierre de Die), изображающий Исиду, представляет ее как мать богов. Этот же эпитет относится к Рее или Кибеле. Два божества оказываются, таким образом, в близком родстве, и нам кажется, что имеет смысл рассматривать их, как два выражения одного, принципа.
Иногда ее изображают держащей ключ и готовой отбросить вуаль. Исида, Церера, Кибела, - три головы под одной вуалью.
Здесь мало что можно добавить. Символизм Черных Дев выражает связь с изначальными силами, познание и соблюдение законов Земли и Природы.
9 символ Блуждающий Огонь - Святой Христофор
— в центре этой площади стояла высокая и узкая каменная статуя с книгой — в одной и со змеей в другой руке. Эта статуя составила одно целое с монументальным фонтаном, на котором можно было прочесть следующее двустишье:
Значит Богиня приготовила вечную воду!
Лучшее толкование нам дает Амеде де Понтье*; и оно нам кажется еще более достойным, так как автор без предвзятости судит, не принадлежа к тому же к числу герметистов: "Перед храмом, — пишет он о Нотр-Дам, — возвышался священный монолит, который время сделало бесформенным. В древности он назывался Phæbigene** сын Аполлона; позже народ назвал его Господин Пьер,*** очевидно, правильнее было бы Pierre maitresse, камень власти**** его также называли мессир Легри (Messir Legris), gris — означало огонь и, в частности, — feu grisau, блуждающий огонь...
Якопо из Ворацце напоминает нам древнее имя св. Христофора — 0fferus, что означает для непосвященных, тот, кто несет Христа; но фонетическая кабала открывает другой смысл, соответствующий доктрине герметизма.
Было написано Chistophe вместо Chrysophe: несущий золото. Говоря о св. Христофоре, гораздо лучше понимаешь важность символов. Это иероглиф солнечной сферы (Иисус), или рождающегося золота, возносимого волнами Меркурия и его энергией к состоянию могущества, которое присуще Эликсиру. По Аристотелю, эмблемой Меркурия является серый или фиолетовый цвет, что объясняет, почему статуи св. Христофора были выкрашены в эти цвета.
Сейчас еще можно увидеть в Рокамадуре (Лоте) гигантскую статую св. Христофора, поднятую на плато Сен-Мишель перед церковью. Рядом можно заметить старый, обитый железом сундук, в которой воткнут толстый обломок меча. Легенда утверждает, что это обломок знаменитого Дурандаля, которым Роланд расколол скалу Ронсево. Как бы это ни было, истина, скрывающаяся за этими атрибутами, весьма прозрачна. Посох Моисея, которым он заставил источник бить из скалы, скипетр богини Реи, которым она стучит по горе Диндиме, дротик Аталанты — все это один и тот же символ тайной материи Алхимиков, природу которой изображает св. Христофор, а окованный сундук — результат.
По легенде, Святой Христофор жил отшельником у речного потока и переводил через него путников. Однажды к нему пришел маленький мальчик и попросил перевести его через речку. Христофор (тогда его звали Офферо) взял ребенка на руки и начал переходить через поток. Вес мальчика чуть не раздавил Офферо, оказалось, что он перенес самого Христа. Иисус тут же окрестил Офферо, дав ему имя Христофор, то есть "Несущий Христа".
Трансформация закончена. хех.
Материалы:
Картинки из Google
Руж