окулус | блоги | мартини | проект | борщ или шоколад?

Борщ или шоколад?

Какие чувства, какие конфликты царят в душе художника когда он работает над своим произведением? И всегда ли вдохновение является тем спусковым механизмом, который запускает творческий процесс?.… Нет, вдохновения точно не стоит ждать, за ним нужно гоняться с дубинкой! (Джек Лондон). Откуда черпаются новые идеи? После просмотра хороших фильмов, путешествий, цитат и афоризмов, из наблюдений за людьми, после прогулок, физических нагрузок, снов, картинных галерей… И естественно из души, если там конечно нет звенящей пустоты. А вот если там кипят “африканские страсти”: спорят субличности, плачут “внутренние дети” или командует Супер-Эго… тогда да – тема не заставит себя ждать!

Фрейд видел в любом творчестве детскую игру, точнее ее продолжение, но уже в несколько другой ипостаси. Чаще всего творит не счастливый человек, а именно неудовлетворенный. Только внутренние конфликты и неудовлетворенные желания способствуют отреагированию - выведению проблемы наружу, освобождению от той буйной фантазии что вырастает внутри. И если не удается внутреннюю разросшуюся фантазию реализовать на холсте, она одолевает художника (как энергия бессознательного) в форме невроза. Вот почему любой творческой личности необходим некий катарсис – выбрасывание* уже созревшего, сформировавшегося ребенка* из чрева наружу. Это его домысел, плод фантазии и воображения, простая форма исполнения желания. Как и сновидения плоды творчества выполняют компенсаторную роль. Фантазия помогает преодолеть некие проблемы и даже где-то подняться над ними, обуздать их. Такие символические игры позволяют разгуляться как творческим способностям, так и утолению нереализованного желания тем способом, который наиболее развит и предпочтителен. В свою очередь отсутствие такой возможности способствует формированию невроза. Любая творческая работа это отображение внутренней жизни человека: страхов, желаний, проблем или надежд. Свой внутренний конфликт можно прорабатывать с помощью образа, наделяя его противоречивыми чертами своей личности. И чем глубже проникновение в образ, тем больше вероятность освобождения от конфликта, зрелого отношения к жизни и самому себе. Тут несколько ступеней, зависящих от глубины проработки, где первая – простое отыгрывание эмоций. Вторая - катарсис, временное освобождение от конфликта. А третья – глубинное и всестороннее осознание.

22 декабря я будучи без инета, информационно неподготовленная вобщем (как потом стало известно- в новолуние), оказалась в картинной галерее Дрездена, у картины “Прекрасная шоколадница” швейцарского художника Ж.Э. Лиотара и впала* перед ней в ступорозное состояние :) (обездвиженность + мутизм), во-общем... проще сказать... погрузилась в глубокое размышление. Только близко соприкасаясь с творчеством можно почувствовать энергетику и ощутить притягательность всего образа. Эта картина действительно вызывает ощущение того, что девушка перед нами плавно проплывает, шурша подолом своего платья. История этой картины удивительная. Не знаю сколько я простояла перед ней, но когда вышла из “ступора” трудно было принять реальность, мимо меня проплывали не женщины в шуршащих платьях, как мне казалось во время погружения, а современные туристки – наши женщины в спортивных костюмах (кто вообще разрешил в такие места ходить в этом “ négligé”???) и кроссовках. Фух! Так вот, сюжет этой картины помог мне увидеть некую красоту в тематике “Женщина на кухне” или если хотите “Домохозяйка”. Наверное потому, что слишком долгое было погружение как в прямом так и переносном смысле слова в это состояние. А потом вдруг резкая его нехватка.

Эту галерею когда-то посещал Федор Достоевский со своей женой Анной... в 1867 году. В своем дневнике Анна писала: “В галерее стояла страшная жара. Феде сегодня все было не по нутру, как с ним это часто случается. И на все, что ему еще вчера нравилось, сегодня он даже смотреть не хотел… Поскольку он близорук, и очков у него при себе не было, он не мог рассмотреть сегодня “Сикстинскую мадонну” как следует. И тогда он решился встать на стул, чтобы получше рассмотреть ее. В другое время он бы никогда не решился привлекать на себя столько внимания, а сегодня он сделал это, несмотря на мои возражения. К нему подошел смотритель и сказал, что это запрещено…. В самом деле, что же будет за хаос, если каждый станет рассматривать картины так, как ему заблагорассудится ” .

Вот это последнее предложение имеет отношение и к психоанализу. "Рассматривать картины как заблагорассудится". Именно! Ведь каждый из нас видит в них что-то свое, через призму глубинного бессознательного. Работает с вытесненными переживаниями, прорабатывает их, высвобождает энергию что была заблокирована. Самое интересное что в процессе рассматривания могут возникать какие-то забытые ощущения, запахи, чувства, эмоции,... развивается внутренняя диалогическая речь..

Еще интереснее было то, что заглянув в Вики, чтобы побольше узнать о художнике, я приятно удивилась. Его дата рождения 22.12.1702г, именно тот день когда я впервые для себя его открыла. Может мне раньше и встречались работы Лиотара вскользь (во всяком случае имя я открыла только) , но чтобы вызвали такой интерес… и оказались перед носом в подлиннике - ...! Он работал в технике пастель, и ее не так уж и часто встретишь в собраниях галерей. В этом творении чувствуется легкость, элегантность, простота, строгость… а цвет –нежный до ранимости, переходы красок совсем незаметны. Лиотар очень педантичен в деталях, просто перфекционист - наделен природным даром самонаблюдения. Его идеальные на мой взгляд по технике и цвету работы вызвали у меня белую зависть. Что же там такое в его космограмме, что так срезанировало у меня?! Ведь согласно психоанализу нас привлекают именно те, чего нам недостает или наоборот чем мы наделены так же, а отвергаем возможно то, что тотально не можем принять и признать в себе.

Что зашифровал художник в этой работе? Естественно, и скорее всего свое душевное состояние, чувства, эмоции, мироощущение. Нехватка “домашнего” или женского тепла (ведь он много путешествовал, оставив жену с детьми одних на долгие месяцы) или наоборот переизбыток – частая смена женских образов и буквально психологическое чутье внутреннего мира прекрасных дам, а может просто как по Фрейду – скользящий луч света по лицу … привлекли художника. Выбор сюжета, картины или какого-либо другого художественного произведения неслучаен. Анализируя что-то или кого-то, застревая на ком –то, мы анализируем и себя. Такое чувство что художник оголился в этой работе, как ежик показал свое беззащитно нежно-розовое брюшко с помощью цвета, и свое мастерство через педантичность в деталях- видна каждая складка на фартуке, игра бликов на юбке, кружева чепчика, отражение в стакане. Смысл творчества любого художника - еще немного приоткрыть себя. Женщина на картине самодостаточна, ей ничего больше не нужно для разворачивания сюжета, она “вещь в себе”, но даже посредством чувств мы не можем понять какая она на самом деле. А с ней и сам художник… Стакан полон чистой воды (радостных, светлых эмоций и чувств), и чашка полная шоколада – что буквально означает “горькая вода”, как символа чего-то скрытого, густо насыщенного, калорийного, терпкого …, оба наполнены до краев и уравновешенны. Она несет их с величием... как опыт… и неважно какой он - горький, сладкий, чистый, мутный, приторный … - как единство умений и знаний. Опыт это всегда совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни, что осознается и присваивается. Ее внешний вид, выправка, - как личная подготовка любого официанта… все это влияет на общее впечатление или воздействие от картины. На фоне картины почти нет теней. Почти… Архетип тени или неосознанные аспекты личности по большему счету бесспорно осознанны, то что было отвергнуто – присвоено. Такова моя интерпретация, ваша может быть иной. Была бы длинная тень – тогда бы можно было рассуждать о эмоционально окрашенных проекциях на других людей. «Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости». Интеграция Тени, то есть осознание личного бессознательного знаменует собой первый этап аналитического процесса…

P.S Искала иллюстрации к статье и вышла на художника А. Иванова. Вот ведь, каждому свое … и по вкусу. А если это еще и с иронией, юмором, философией,… рассматривать, анализировать и понимать будет еще вкуснее*! Ироничная фантазия так и прет, перед нами как будто игривый ребенок ... подсекающий пикантные эпизоды из жизни :)

  • Вот говорила мне мама: — Доченька, учись готовить борщ, выйдешь замуж - пригодится. А он зараза борщ не любит!!!
  • Разве это справедливо, что борщ варит жена, а лавры достаются мужу?
  • Британские ученые доказали, что каждая кастрюля борща продлевает брак на сутки.
  • Решила после шести не есть... — Пойду попью борща!

Художник Иванов Александр "Борщ буде гарный"


Оставить отзыв

Всего отзывов: 8 | Смотреть все отзывы
  Внимание! Только для зарегистрированных на форуме Окулуса пользователей! 

Зарегистрироваться

 
 - форматирование выделенного текста
Ник на форуме
Пароль на форуме
Текст
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом