окулус | блоги | толстой валерий | книги | процесс инициации

Процесс Инициации

XIII. Процесс Инициации

Зодиакальный цикл, дневной цикл и смена времен года - различные стороны того же цикла четырех кардинальных точек - являются не только схемами, которые нам позволяют понимать наиболее различные реальности видимого мира, но и ясно объясняют некоторые трансцендентные истины, которые без этого остались бы очень загадочными. Этот цикл - действительно первостепенный ключ, и некоторые из его приложений показывают действительно универсальное значение астрологического символизма.

Теперь посмотрим на инициирующий процесс в свете этого цикла. Этот процесс, который кажется, в общем, довольно таинственным, становится ясным, как только он рассматривается с точки зрения астрологической.

Все системы религиозной или посвятительной дисциплины разделяются на три или четыре части, из которых Франкмасонство, со своими тремя ступенями Ученика (Apprenti), Подмастерья (Compagnon) и Мастера (Maître), последующими Высшими Градусами, является наиболее известным примером. Эти три ступени встречаются во всех посвятительных обществах всего мира, являясь, как таковыми, ступенями начала или очищения, понимания и реализации.

Эти три степени могут быть сопоставимыми и рассмотренными параллельно с тремя основами Христианства, которыми есть, по мнению святого Дионисия Ареопагита: очищение - крещением, просветление (озарение*) - евхаристией и совершенство - конфирмацией. Если план, в котором проявляются эти градации, не является одним и тем же, то содержание, видимо, подобно или аналогично.

Другие христианские системы выдвигают на первый план четыре этапа роста, а не три. Так это в случае четырех ступеней молитвы святой Терезы и четырех ступеней Марии де Валле. Эти последние есть: причастие, единение, трансформация и обожествление. Четвертый термин является всегда столь высоким, столь трудным для достижения, поэтому вполне понятно, что он будет отсутствовать в некоторых системах. У Суфиев, например, эта четвертая стадия упоминалась: истинность, в то время как три первых есть: человечность или соблюдение, возможность или созерцание, и вдохновение.

Это универсальное деление процесса посвящения и религиозной дисциплины на три или четыре части заставляет вспомнить о делениях дневного цикла на три видимые части: восход солнца, полдень, заход солнца, и четвертую - невидимую - в полночь. Действительно, всё то, что живет на земле, подчинено этому универсальному ритму весны, лета, осени и зимы или зарождения, развития, зрелости и увядания, и будет неправдой, что мистическая жизнь ускользает от этого правила. Восход солнца, который порождает день, является символом рождения, и инициация универсально рассматривалась, как второе рождение. Термин " дваждырожденных " не принадлежит исключительно Индусам. Процесс посвящения обозначает, таким образом, в духовном плане то, что ритм рождения, развития и смерти, в плане физическом, и по этой причине греческие тексты утверждают, что посвящение в Элевсинские мистерии проводилось в " святая святых всего Земли "(le sanctuaire de toute la Terre)[1*]

Тот факт, что этапы инициации соотносятся с символизмом дневного и ежегодного цикла, оказывается, к примеру, довольно ясно изложенным в следующих строчках Веттиуса Валенса (Vettius Valens) рассматривающего тайну посвящения:

" Я беру с тебя клятву, у тебя, моего очень дорогого брата, и тех, кого я веду как мистагогов к гармонии неба, я беру у тебя клятву, от имени небесного конверта, круга из двенадцати знаков, от Солнца, от Луны и от пяти бродячих звезд, которые управляют всей нашей жизнью, самим Провидением и священной необходимостью, хранить все это тайно... " [2*]

Небесная оболочка, круг из двенадцати знаков всегда разделен, прежде всего, на четыре главные части. Это проливает новый свет на эту особенную область, малоизвестную и плохо объясняемую даже большей частью тех, которые в этом принимают участие. Третья ступень градации всех посвятительных систем, соответствующая заходу солнца, обычно выдвигает на первый план идею смерти. Убийство Хирама в масонской легенде является тому примером. Не впадая в преувеличения "солнечного мифа", невозможно не видеть близкие соответствия между смертью дня и посвятительной смертью Мастера-Масона.

Оба святых Иоанна (Евангелист и Креститель* - Прим. переводчика), почитаемые масонами, подтверждают соотношение их системы с четырьмя основными делениями круга.

Намек на этот символизм кардинальных точек присутствует также в факте того, что некоторые ложи работают "на востоке", в то время как другие собираются "в зените" или в "долине". Очевидно, это изменение направления не соответствует уровням, что должно соотносить с полуднем и с заходом солнца, но это может объясняться, тем, что Франкмасонство сообщает потенциальную (возможную*) инициацию, а не действительную, и тем, что переход от первой до второй является индивидуальной реализацией каждого масона.

Этот символизм, главным образом, в английском Франкмасонстве, где Венерабль, находясь на востоке, открывает работы; второй смотритель, расположенный на юге, ими руководит, а первый смотритель, оказывающийся на западе, их закрывает.

Различные формулы масонской работы также, видимо, соотносятся с этим символизмом кардинальных точек - то, что не исключает совсем других объяснений. [3*] Наиболее распространенная формулировка, что " масон работает от полудня до полуночи " образовывая подвижный свод из озарения (от святого Дионисия Ареопагита), единения (Марии де Валле) и созерцания (Суфиев), до обожествления (Марии де Валле) и до истинности (Суфиев), - то, что является целой программой.

Эти соответствия дневного цикла помещают "малые мистерии" в дневную арку и " большие мистерии " в ночную арку. Некоторые формулы, как например, таковая "солнца полуночи", которое усматривается в некоторых посвятительных обществах, становятся в силу этого отчетливо ясными, в то время как раньше, они казались слишком невразумительными. В этом есть очевидный возгласа Апулея, вследствие описания инициации в Золотом Осле: " В середине ночи, я увидел Солнце".

Хтонические Мистерии, празднуемые в честь Gênés Chthonia, ночной Земли, связываются с этим понятием Солнца полуночи. Давайте напомним, что в Элевсине " малые мистерии " отмечались весной, а "большие" - осенью - то, что, как мы только что об этом сказали, приводит их в соответствие с ночным сводом. [4*]

Цель любого посвящения и любой религиозной аскезы - слияние с божеством (или в божестве), и не будет лишним напомнить, что Индусы рассматривают Козерога - зодиакальное выражение севера и полуночи, - как символ пралайи (pralaya), которая является для Мира тем, чем слияние с божеством является для индивида.

То, о чем мы сказали только что, излагается вкратце следующей, более красноречивой таблицей, чем любыми комментариями, которая способна легко быть дополненной данными относительно других посвятительных или религиозных форм:

ДНЕВНОЙ ЦИКЛ ЗОДИАК СЕЗОНЫ ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС МАСОНСТВО СВ. ДИОНИСИЙ АРЕООПАГИТ
ВОСХОД СОЛНЦА ВОСТОК ОВЕН ВЕСНА МАЛЫЕ УЧЕНИК КРЕЩЕНИЕ ОЧИЩЕНИЕ
ПОДЕНЬ ЮГ РАК ЛЕТО МИСТЕРИИ ПОДМАСТЕРЬЕ ЕВХАРИСТИЯ
ЗАКАТ СОЛНЦА ЗАПАД ВЕСЫ ОСЕНЬ БОЛЬШИЕ МАСТЕР ОЗАРЕНИЕ (ПРОСВЕТЛЕНИЕ*)
ПОЛНОЧЬ СЕВЕР КОЗЕРОГ ЗИМА МИСТЕРИИ ВЫСШИЕ ГРАДУСЫ КОНФИРМАЦИЯ СОВЕРШЕНСТВО

ДНЕВНОЙ ЦИКЛ СВ. МАРИЯ ДЕ ВАЛЛЕ СУФИЗМ ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
ВОСХОД СОЛНЦА ВОСТОК ПРИЧАСТИЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПАСХА
ПОЛДЕНЬ ЮГ ЕДИНЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ СОЗЕРЦАНИЕ СВ. ИОАНН
ЛЕТО
ЗАКАТ СОЛНЦА ЗАПАД ТРАНСФОРМАЦИЯ ВДОХНОВЕНИЕ СВ.МИХАИЛ
ПОЛНОЧЬ СЕВЕР ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ИСТИННОСТЬ СВ. ИОАНН
ЗИМА РОЖДЕСТВО

Еще есть много того, что можно было бы сказать так же и по поводу посвятительного процесса в том, что касается кардинальных точек, который соотносится, в свою очередь, с символизмом элементов. Некоторые традиции утверждают, что цель инициации - "разрыв Зодиака", то есть, выход индивида из астрального бремени, которому мы подчинены, и это является логичным и нормальным, что для того, чтобы достичь этой цели, надо было проследовать этапами зодиакального символизма. " Пробуждение Кундалини " также включает символизм или астрологическое объяснение, как мы увидим это далее.

Тем временем то, к чему нужно привлечь внимание, так это - с одной стороны, универсализм символизма кардинальных точек, и, с другой, их "божественности", полностью забытой в наши дни. Таковая не является "суеверием", но реальностью духовной и ощутимой, и эта божественная реальность - одно из оснований Эзотерической Астрологии. " Брахма на Севере, на Юге, на востоке, и на Западе ", восклицает одна Упанишада [5*], в то время как Христианство, как Иудаизм и Ислам, помещают ангелов в кардинальные точки, - то, что кажется моментами, приводит в замешательство наших "прогрессивных" священников. Распознавание в этих "ангелах" или " высших силах " кардинальных точек, является одним из первых шагов на дороге Эзотеризма Астрологии.

Наша наука - полное объяснение всех явлений жизни. Это - цемент, способный связывать между собой науки и вещи наиболее различные. Если, в актуальном научном и философском хаосе, ХХ-ое столетие сумеет создать синтез, объединяющий все то, что существует в Мире, этот синтез может быть осуществлен исключительно с помощью Астрологии. Если мы настаиваем на этом пункте, то это потому, что даже астрологи обычно не отдают себе отчета в реальной досягаемости нашей науки. Сколько еще, к примеру, сомневаются в существовании гороскопов вещей? То, о чем мы сказали только что по поводу посвятительного процесса, расширяет область Астрологии на наиболее внутренние и наиболее высокие духовные дисциплины, и неощутимо нас пропускает из текущих величин Науки Звезд к ее Тайному Смыслу. Занимаясь этими проблемами, мы преодолеваем, не замечая того дверь, которая ведет в неисследованный лабиринт Астрологии Эзотерической.

-----------------------------------------------------

-----------------------------------------------------

------------------

1. Цитата по Виктору Магниен (Victor Magnien), Мистерии Элевсина (Les Mystères d'Eleusis), Париж, 1929, стр. 7.

2. Anthologiarum libri, IV, II-е издание Кролл. Напомним, что Веттиус Валенс (Vettius Valens) был известен главным образом, как астролог, и что среди астрологов, посвященных в древние Мистерии, оказывались Фирмикус Матернус (Firmicus Maternus) и Гиппарх.

3. Смотреть по этому поводу мое предисловие к последнему изданию Оккультное масонство и герметическое посвящение (La Maçonnerie Occulte et de l'Initiation Hermétique), Рагона (Ницца 1947).

4. " Только инициация может нам позволить созерцать открытыми глазами, то, что происходит в движении Земли, в течение зимнего солнцестояния ", говорит Р.Штайнер (О четырех главных праздниках в La Science Spirituelle.N января 1939, стр. 15.)

5. Цитата из Etudes Traditionnelles, N 276, стр.161.

(перевод с французского В.Толстой)


Оставить отзыв

Всего отзывов: 4 | Смотреть все отзывы
 




   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!