Звук флейты, путь Зороастра, или последняя улыбка Гения...
Да.:))
Как давно я лелеяла этот сюжет..
"Волшебная флейта", Моцарта, именно ее мы будем слушать сейчас..
1791 год..
Зима отозвалась с тоскливым эхом ..
Вена- большой город.. Чрезвычайно красивый..
Но друзей, истинных друзей, - у Моцарта нет... Старый друг- Де Понте- уехал покорять Англию, а вслед за ним- уехал и Й.Гайдн..
Тоскливое предчувствие защемило сердце :
"Больше не увидимся",- подумал Вольфганг Амадей.
И, действительно, больше не увиделись..
Из-за смерти самого Моцарта, Йозеф Гайдн- друг, товарищ- собрат по перу,- переживет его в Англии на двадцать лет..
Моцарт к весне остается совсем один.
Констанца, жена, взяв маленького сына, и в ожидании еще одного,- отправляется на воды, лечиться.
Вольфганг старается больше заработать.
Деньги понадобятся очень скоро, по возвращению Констанцы и рождению малыша..
Пишет ..Обучает. Дирижирует, выступает...:))
Слушает весну, радуется каждому весеннему символу и пытается не слушать первые отголоски болезни..
Мартовский день приносит неожиданный визит Эммануэля Шикандера- весельчака, баловня женщин, красавчика, певца, артиста, театрального предпринимателя,- в одном лице..
"Слушай, Моцарт",- говорит он,- а давай-ка напишем оперу- сказку...
Совсем необыкновенную, волшебную.:?))...."
Шикандеру, как всегда, нужны были беспроигрышные заказы, он знал, к кому шел..
Вольфганг немного растерялся..
Опера?
На нее нужно время, нужны силы..
Моцарт колебался..
Но идея оперы не давала ему покоя.. Сам материал либретто был очень благодатен..
Вот на чем он базировался:
Сборник фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов» (1786—1789),
Дополнения по либретто К. В. Хенслера из оперы «Праздник солнца у браминов» Венцеля Мюллера.
Игнац фон Борн, магистр масонской ложи «Zur Wahrheit» («К правде»), «О мистериях египтян» («Über die Mysterien der Ägypter»).
Сам материал- давал опере эзотерический подтекст.
Это и тема трансформаций, поиска духовного пути, борьба добра со злом, света и тьмы..
И, конечно, Любви!...
Моцарт родился
January 27, 1756, 8:00 PM в Зальцбурге.
Нумерологический код рождения-2
Это число парности, число Рака, энергии Луны.
Это число дает удивительное воображение и глубокую интуицию, человек иногда "черпает идеи" из окружающей обстановки..
Он их слышит:))
Это- руна Беркана, именно в этой руне и "заключен высший магизм спокойного, уравновешенного бытия, магизм чарующий, успокаивающий, так неслышно и тонко влекущий куда-то.
Руна Беркана очень спокойная, вежливая, мягкая, благодатная.
Она не приносит никаких проблем, разве что повышенную ребячливость.", кою мы и наблюдаем...:))
Луна в карте Моцарта в соединении с Плутоном в Стрельце- в четвертом доме, упр..Юпитер.
Солнце в соединении с Меркурием в Водолее, в пятом доме- упр дома Сатурн, который находится в пятом доме, в Водолее, знаке обители..
Солнце и Меркурий в Водолее в 5-ом в оппозиции в Нептуну в царственном Льве, в 11 доме, а классический управитель одиннадцатого дома - в седьмом, - Уран в знаке Рыб.
Опять таки, все так интересно, что в радиксе одиннадцатым домом управляет Луна в соединении с Плутоном.
Луна имеет женские признаки Солнца и обычно, достаточно часто, гармонирует с Солнечными энергиями, как мы видим и здесь.
Опера состоит из двух действий
Она содержит в партитуре 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 бассетгорна, 2 фагота
2 валторны, 2 трубы.
Опитимизм и озорство - во втородомном Юпитере в парных Весах, в секстиле к Луне и Плутону..
Луна и Плутон- делают квадрат к Урану в Рыбах, делая юмор- блистательным, искрометным:))
Вот что пишет Б.Г. Кремнев в книге о В.А.Моцарте:
"Опера должна быть сказочной.
Волшебная опера — какой простор для фантазии!..
Как славно, должно быть, писать такую оперу!
Он еще не знал ее сюжета, не был знаком ни с одним из ее образов, но он уже тянулся к ней, к этой сказочно-волшебной немецкой опере.
Моцарт зашагал по комнате.
С каждым новым поворотом шаги его ускорялись, движения становились резче и размашистей.
Проходя мимо стола, широким рукавом халата задел стакан, он опрокинулся и со звоном покатился по столу, но у самого края задержался, упершись в хлебную корку.
Но Моцарт ничего этого не замечал. Поглощенный своими мыслями, он быстро ходил по комнате, размахивая руками и что-то бормоча себе под нос.
И вдруг остановился. Внимательно прислушался.
Тихий, едва уловимый стук: «Та-та-та-та-та-та».
Словно кто-то барабанит пальцами по столу.
Жесткий ритмический рисунок: «Та-та-та-та-та-та…»
От этого дробного перестука никуда не уйдешь. Он заполняет уши, отдается в голове, отзывается в сердце, и оно начинает учащенно биться в такт.
«Та-та-та-та-та-та…»
Откуда эти беспокоящие звуки? Как избавиться от них? Надо найти их источник.
Моцарт оглядывается, ищет.
И, наконец, находит — из опрокинутого стакана капает на пол вода.
Он ставит стакан на место, закатывает скатерть, отжимает из нее воду. Капель нет, но стук остался. Теперь он внутри него — стал смутной, монотонно-однообразной мелодией, стремительно движущейся в быстром и напряженном ритме. Собственно, это еще только начало мелодии. Нет завершения. И это мучит, не дает освободиться от навязчивых звуков.
Самое надежное средство — выпустить мелодию на волю, дать ей прозвучать.
Моцарт садится за инструмент. Шесть быстрых звуков на одной и той же ноте. Опять шесть быстрых звуков, тоже на одной ноте, но квинтой выше. Что же дальше? Дальше ничего. Провал.
Солнечный столб переместился.
В прозрачных и золотистых лучах его засверкала крышка клавесина.
На клавесине статуэтка: фарфоровый пастушок, загадочно улыбаясь, играет на свирели. Вокруг его головки засиял золотистый нимб пляшущих в солнечном луче пылинок.
Вот-вот, именно это!
Окружить шесть однообразных звуков группкой нот, словно нимбом.
Эта группка будет прекрасным разбегом для скачка на квинту.
Итак, шесть восьмушечных нот, группка из четырех шестнадцатых, скачок, шесть восьмушек, четыре шестнадцатых и дальше весело прыгающие восьмушки, чередующиеся с быстрыми группами.
Родилась тема: бойкая, острая, веселая, вся — движение."
Да, движение!:))
,
Две параллельные линии-звучат в опере:
Лирико- романтическая или комическая, в форме веселой буффонады..
Полное имя Моцарта-Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Амадéй Мо́царт, оно дает нам четверку, которой соответствуют Земля и Уран, планета неожиданностей.
И это соответствует моцартовскому Солнцу, Меркурию, Венере, Сатурну- целому стеллиуму планет в Водолее.
Уран в Рыбах, в зоне партнерства, управляющий домом коллег, друзей, мечты- все это не случайно.
И Шикандер- постучался в те двери, которые открылись в нужное время.:))
Квинтиль- Венера- Луна в соединении с Плутоном - на высоком уровне дает истинно живое искусство, которое творится человеком инстинктивно и есть по существу продолжение его жизни; люди, воспринимая это искусство, с одной стороны, узнают себя, и окружающий их мир, а с другой - видят его в освещении значительно более высоких вибраций ..
Еще одна интереснейшая двойка. Год 1784.
Вступление Моцарта в Масонскую ложу.
Если мы сложим эти цифры- получим еще одну двойку.
Кстати, Э.Шикандер, да и отец Моцарта- Леопольд- тоже были масонамм..
По одной из версий, именно масоны убили Моцарта, не простив ему раскрытие через оперу масонских тайн и обрядов..
По другой- Моцарт- по их заказу -воспел Масонство..:))
Тройка.
Символ Юпитера. Того самого, радиксного, в знаке Весов.
Руна Райдо.
Появление Райдо напоминает о принципе передвижения, о необходимости смены событий, точки зрения или, как говорил Кастанеда, о необходимости перемещения точки сборки.
Юпитер- во втором, наполняющем, насыщающем-зодиакальном доме..
"Волшебник носит имя «Зарастро» — итальянизированная форма имени Зороастра, которого масоны почитают как древнего мудреца, философа, мага и астролога.
Также, согласно поздним вавилонским легендам, дошедшим до нас в греческом изложении, Зороастр, по-видимому, был одним из первых каменщиков и строителем знаменитой Вавилонской башни — образ, особенно близкий «вольным каменщикам»-масонам.
В Египте этого персонажа связывали с культом Исиды и её супруга Осириса.
В опере действие как раз разворачивается в Древнем Египте, на берегу Нила, в окружении пальмовых рощ, пирамид и храмов, посвящённых культу Исиды и Осириса.
Через всю оперу проходит символика также числа три (три феи, три гения, три храма, три мальчика и т. д.)
Три храма с выгравированными на стенах названиями символизируют на самом деле этическую триаду зороастрийской религии: благомыслие, благословие, благодеяние — эти слова обычно писали на стенах зороастрийских храмов.
В них жрецы под верховенством мага Зарастро осуществляют богослужения Исиде и Осирису.
Руна Райдо, соответствующая Стрельцу,-как пишет К.Сельчонок:
"Может быть то, что нам кажется неприятностью, приводит на самом деле к крупным, глубоким изменениям в других сферах жизни.
Может быть то, что мы называем радостью, приносит нам серьезные негативные сдвиги в иных областях существования.
Человек движется сразу во все стороны. Забывая об этом, мы лишаем питания изменяющиеся элементы.
Принцип дороги — это еще и доверие процессу, уважение к спонтанности и свободе развития самого себя. Проблемы самосовершенствования возникают из-за механичности понимания процесса индивидуального развития. Человек растет и трансформируется одновременно в самых разных своих частях"
Этот символ «3» есть и в музыке — тройной аккорд в увертюре повторяется три раза. Ну и конечно, основная тема оперы — выход из духовной тьмы в свет через просвещение, через духовный рост, РАБОТЕ НАД ДУХОМ — является ключевой идеей вольных каменщиков"
Кстати, в дате премьеры- 30-го сентября 1791 , -мы тоже видим юпитерианскую тройку.
Юпитер- экзальтирует в Раке, вот как связаны- "три" и "два". .
"Под руками Моцарта гигантски выросла благородная и величавая фигура доброго волшебника Зарастро, одного из главных героев оперы — мудрого философа-гуманиста, проповедующего любовь к людям, справедливость, терпимость.
Царство Зарастро — это царство разума, мира и просвещения.
Здесь, среди пальмовых рощ, озаренные яркими лучами солнца, высятся три храма: Мудрости, Природы и Разума.
Царство Зарастро открыто лишь для избранных.
Путь сюда пролегает через тяжелые испытания. Только тот, кто с честью выдержит их, может попасть в число посвященных.
Таким человеком оказался юный принц — стойкий, терпеливый и немногословный Тамино. Поиски им прекрасной Памины и прохождение сквозь цепь суровых испытаний и образуют сюжетный остов оперы.
Светлому миру Зарастро противостоит мрачный мир Царицы ночи, в котором гнездятся злоба, ненависть, коварство. Сама Царица ночи — мстительная, хитрая интриганка, погрязшая в пороках и заблуждениях.
Стремясь сохранить тьму и суеверие, она пытается разрушить храм Мудрости, но терпит крах.
Добро торжествует над злом. Наступивший ясный день разрушает злые чары Царицы ночи. Светлый храм Солнца горделиво сияет, а тьма в бессилии отступила.
В идейной концепции оперы отражены философские и социальные воззрения Моцарта. Именно здесь, в «Волшебной флейте», как ни в каком другом произведении композитор выразил свои взгляды на современное общество и на пути и способы переустройства его.
Восставая против сословных предрассудков, тирании и угнетения, Моцарт считал, что смена старого новым произойдет безболезненно, бескровно.
Феодальная тьма рассеется под живительными лучами просвещения.
Всесильный разум победит заблуждения и суеверия. В моральном совершенствовании людей видел он путь к совершенствованию общественного строя.
Эти утопические мечты во многом навеяны связью Моцарта с масонами. В течение многих лет он принадлежал к одной из их лож, участвовал в масонских сборищах и даже написал ряд специально масонских сочинений.
В политически отсталой Австрии масоны, несмотря на неопределенность их политических взглядов, играли в известной мере прогрессивную роль.
В масонские ложи входило немало передовых людей, объединенных благородными, хотя и отвлеченными, идеями всеобщего братства, гуманности и человеколюбия.
Моцарт облек волновавшие его идеи в своеобразную художественную форму.
Опера переносит слушателя в мир волшебной фантастики. Это красочный мир народной сказки, в котором бытовая повседневность предстает опоэтизированной, одетой в многоцветные одежды сказочных образов, озаренной волшебным светом народной фантазии. В этом сказочном мире переплелись мудрость и шутовство, лирика и балагурство, реальность и фантастика, комедия и драма. И весь этот разноликий, даже противоречивый материал сплавлен воедино в чудодейственном горниле музыки.
Это она, музыка, создала органическое целое — «Волшебную флейту»...
Композитор уже был болен, когда с огромным успехом прошла премьера "Волшебной флейты" и оглушила его восторгом публики , похвалами прессы..
Он с интуитивной болью вглядывался в купол собора Святого Стефана, словно моля Бога о выздоровлении...
Это последняя улыбка Гения..
Через 37 дней его не станет.
Вот что написал много позже Петр Ильич Чайковский:
«Это одно из никогда не увядаемых чудес искусства, в котором гениальный мастер из ничтожного материала строит роскошно красивое, совершенное по форме и неиссякаемо богатое в отношении деталей музыкальное здание».
Литература:
Б.Г.Кремнев "Моцарт"
Натальная карта В.А. Моцарта
М.Друскин "Опера Моцарта «Волшебная флейта»
К.Сельчонок "Астрологическое толкование Рун"