Любовь в наследие...
Я буду любить тебя вечно...
Как это часто случалось накануне воплощения многих великих душ, незадолго до рождения Акбара было зарегистрировано несколько знамений, свидетельствовавших о том, что на свет должна появиться исключительная личность. Многочисленные источники того времени единодушно утверждают, например, что его отцу, Хумаюну, привиделось во сне, будто всемогущий Господь вознамерился подарить ему сына, чьё величие будет отмечено на его челе. А одному из родственников приснилось, будто ему с неба в руки упала Луна и голос произнёс, что из межбровной точки на лбу матери Акбара во время зачатия будет исходить яркий луч света.
По сведениям Абула Фазла, придворного историка и ближайшего сподвижника царя, Акбар родился 15 октября 1542 года по юлианскому календарю, примерно в 1 час 42 минуты по полуночи, в местечке Умаркот в юго-восточной части современного Пакистана. Если юлианский календарь перевести в григорианский, то окажется, что Акбар родился в день, когда Солнце находилось в знаке Скорпиона под углом 0,47 º, что единодушно подтверждают и все западные астрологи того времени.
В своей знаменитой хронике «Акбарнаме», посвящённой царствованию Акбара, Абул Фазл приводит четыре гороскопа, составленных для царственной особы. Поскольку между астрологами не было единогласия по поводу того, какое из созвездий зодиака – Дева или Лев – находилось в асценденте, то Абул Фазл попросил известного астронома и астролога Амира Фатхуллу определить, какой из этих гороскопов наиболее правилен и точен. После тщательных расчётов тот установил, что асцендент на момент рождения составлял 28,36 º в созвездии Льва, каковой факт подтверждает и коррекция, сделанная на основе важнейших событий в жизни Акбара. Мы приводим здесь тот из четырёх гороскопов, который, по мнению Абула Фазла, является наиболее точным, а поскольку Акбар сам консультировал Амира Фатхуллу по поводу важнейших политических событий, то именно этот гороскоп и был выбран в качестве исходного для этого небольшого очерка.
Поскольку одной из основных задач, стоящих перед душой в ходе очередной инкарнации, является, согласно эзотерическому учению, достижение асцендента, то рождение с асцендентом в знаке Льва как нельзя лучше соответствует личности такого властелина и культурного реформатора, каким был Акбар. С незапамятных времён этот знак считался самым благоприятным для рождения человека, если тот выбирал путь служения человечеству в сфере политического руководства, образования, искусства и культуры.
Среди известных деятелей, рождённых с асцендентом во Льве, были такие выдающиеся личности, как Бисмарк, Голда Меир, Индира Ганди, Лев Троцкий, Гарибальди, лорд Монтгомери, Вильгельм Оранский, Мартин Лютер и другие.
Никогда не скатываясь до фанатизма, Акбар был подлинно религиозным человеком, всю жизнь стремившимся выявить и постичь сокровенную истину. Он был неизменно добр и внимателен к простым людям, охотно выслушивал их мнения, мысли и жалобы, что делало его необычайно популярным у представителей низшего сословия, в том числе и среди индусов, с которыми до его правления обращались как с людьми второго сорта.
Акбар почитал женщин и очень любил свою мать, которой на протяжении всей жизни выказывал глубокое уважение, хотя и не позволял вмешиваться в свои дела.
Живой, подвижный, обаятельный, наделённый чувством юмора, верный в дружбе, он, тем не менее, в иные моменты впадал в бешеную ярость, непомерно жестоко наказывая подданных, особенно высших сановников и царедворцев, злоупотреблявших своей властью и положением.
Как дипломата, судию, законодателя и администратора его отличала большая мудрость. Акбар часто прощал мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина. Так, например, несмотря на то, что его кровный брат, Мирза Хаким, а позднее и его собственный сын подняли против него мятеж, он милосердно их простил и даже вернул принадлежавшие им земли.
Это, бесспорно, указывает на то, что Акбар – личность, характеризуемая вторым лучом, поскольку идеальное сочетание второго и первого лучей отличает, помимо всего прочего, талант мудрого правителя.
И по сей день он остается одним из самых почитаемых людей в Индии. Правитель не умел ни писать, ни читать, но его тяга к знаниям была просто невероятной. Его огромную библиотеку в десятки тысяч томов возили за ним даже во время военных походов. По вечерам ученые мужи читали ему вслух разнообразные научные сочинения, и всю информацию Акбар Великий впитывал как губка. Он обладал исключительной памятью и эрудицией, а также тонким чутьем политического деятеля. Он даже создал собственную религию — дин-и илахи — «божественную веру», представляющую собой смесь догматов и обрядов ислама, индуизма, зороастризма и джайнизма.
За время правления Акбара были построены многочисленные величественные здания, в Фатехпур-Сикри, где он основал свою столицу, красный форт в Агре, форт и дворец в Аллахабаде и многие другие, в архитектуре которых, удивительным образом сочетались индуистские и мусульманские стили. Свой мавзолей Акбар начал строить сам в соответствие со своей эклектической философией, в его убранстве он также смешал исламские, индусские, буддийские, джайнские и христианские мотивы, придерживаясь характерного для Моголов правила идеальной симметрии. Недалеко от мавзолея стоит каменная скульптура боевого коня Акбара, а чуть дальше находится гробница его жены-христианки Мирьям Замани, матери Джахангира следующего (после Акбара) правителя династии Великих Моголов.
У Акбара Великого было три жены: христианка, мусульманка и индуистка. А, кроме того, гарем, число обитательниц которого по некоторым данным достигало нескольких тысяч красавиц!
В 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну Джодх-бай, которой, вопреки общепринятому обычаю, разрешил сохранить свое вероисповедание – индуизм, и которая стала для владыки не только любимой женой, но и другом и единомышленницей, а политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.
В молодости Акбар часто сетовал по поводу того, что у него до сих пор нет сыновей. По этому случаю он посетил некоего суфийского мудреца и пророка, жившего в маленьком городке Шикри, и тот предсказал ему, что его желание иметь наследника скоро осуществится. Предсказание сбылось и 30 августа 1569 года первая жена Акбара родила ему мальчика, названного именем святого – Салим, впоследствии царя Джаганира.
Селим рос романтичным и скромным юношей. Он увлекался поэзией и литературой, всё время проводил в императорской библиотеке, читая книги, которых в книгохранилище Акбара насчитывалось более двадцати тысяч.
Когда же наследнику исполнилось тринадцать лет, он, прогуливаясь однажды по дворцовому саду, увидел девушку, в которую сразу же влюбился. Она была юна, скромна и так прекрасна, что молодой наследник захотел узнать её имя и познакомиться поближе. Красавицу звали Мехрунисой, и была она дочерью одного из служителей императорского дворца, старого перса Мирза Бека, который так боготворил дочь, что постарался привить ей любовь к музыке, искусству и поэзии. В науках Мехруниса разбиралась не хуже, чем девушки из самых богатых и знатных семей. Селим был так очарован, что сразу же направился к отцу и, раскрыв ему свои чувства, попросил разрешения на брак с возлюбленной.
Император не только воспротивился столь неравному союзу сына, но и решил избавиться от неугодной девушки, насильно выдав её замуж за одного из своих приближённых, и выслал супругов в другой город. Перед отъездом Селим поклялся девушке любить её вечно, а та проливала горькие слёзы и обещала не забывать того, кого так страстно любила в своём сердце.
Селим стал императором Джахангиром, что в переводе означало «Завоеватель мира». Он ещё некоторое время продолжал политику, начатую отцом, оставаясь терпимым к различным верованиям и религиям. В жёны он так же, как и Акбар, брал индусок, одна из которых родила правителю сына Хуррама, который много лет спустя поднял бунт и учинил заговор против отца. Окружив себя красавицами жёнами, падишах оставался несчастен. Его сердце, когда-то так страстно полюбившее юную Мехрунису, разрывалось от любви к ней. Он мечтал когда-нибудь увидеть возлюбленную, и его мечта, наконец, сбылась.
Однажды верные слуги донесли до юного повелителя, что Мехруниса стала вдовой. Император пожелал увидеть молодую женщину и распорядился вернуть её в императорский дворец. За годы разлуки она стала ещё красивее и была так же мила Джахангиру. Спустя несколько месяцев она стала женой императора, приняв новое имя Нур Джахан. Однако правитель моголов называл её Мирзой Гийяз Бег, что означало «Светоч мира».
Недалеко от Лахора влюблённый Джахангир построил для возлюбленной великолепный дворец, чтобы не расставаться с нею надолго, когда он отправлялся на охоту. Дворец в фатихпурской крепости стал излюбленным местом супружеской четы, где те проводили много времени. Вскоре этот дворец стал летней резиденцией императора, вокруг него были посажены зеленеющие сады и разбиты благоухающие круглый год великолепные цветники. А сад Шалимар Багх, названный садом любви, был возведён в 1619 году в честь любимой супруги императора, Нур Джахан.
Джахангир был счастлив. Он сочинял стихи и оды в честь любимой, писал книгу своих воспоминаний, увлекался музыкой и поэзией, окружал себя красивыми вещами и был слишком романтичен, чтобы серьёзно управлять государством. Однако красавица Нур Джахан делала это с лёгкостью и удовольствием, а вскоре стала первой дамой государства, получив от императора титул «Падишах Бегум». В 1622 году, когда супруг и вовсе отдалился от государственных дел, увлёкшись вином и опиумом, власть его жены стала безграничной. Такое положение дел вовсе не устраивало официального наследника Джахангира, его первенца Хуррама, и тот, организовав заговор против отца, посадил его в тюрьму и стал единоличным правителем Империи Моголов.
Джахангир сбежал из тюрьмы, а спустя некоторое время умер. Это произошло в 1627 году, а преданная возлюбленному Нур Джахан возвела прекраснейший мавзолей, в честь любви и верности своему супругу. Недалеко от его гробницы, в небольшом мавзолее, спит вечным сном и его супруга — персидская красавица Нур Джахан.
И Джахангир и Нур Джахан были приверженцами изящного и сложного артистического стиля Магхал. Одним из примеров этого стиля стал впоследствии Тадж Магхал. Императору принадлежала замечательная коллекция изящных миниатюрных картин, и вместе с Нур он построил красивые сады, особенно в летней резиденции двора в Кашмире. Некоторые сады Нур использовала для официальных функций; другие были открыты для населения. Архитектура, также была важной частью императорской деятельности; некоторые из мечетей, караван-сараев и мавзолеев Нур, которые построил Джахан, мы можем видеть и сегодня.
Борьба между сыновьями Джахангира за власть, медленно уменьшала ее власть. Окончательным победителем стал третий сын Джагангира, Шах Джахан, который позже и построил прекрасный Тадж Махгал для своей любимой жены, Мумтаз Махал. К этому времени влияние Нур было уже очень слабо. Последние годы своей жизни она провела в изгнании в Лахоре. Здесь она проводила время очень тихо, живя с дочерью до собственной смерти в 1645 году. Ее могила находится в Лахоре рядом с Джахангиром.
Третий сын Джагангира, Шах Джахан После смерти жены, обезумевший от горя император повелел воздвигнуть мавзолей – дворец для умершей любви. На протяженности 21 года почти двадцать тысяч человек трудились над возведением. Воплощенное в мраморе признание в любви императора расположилось на целостной плите из белого мрамора, площадь 28 кв. метров. Наружная мраморная отделка восхитительна. За 4 столетия мрамор и врезанные в виде рисунков полудрагоценные камни, абсолютно не утеряли свой вид. Шах-Джахан не проникся признательностью умельцам – по слухам, следом за окончанием сооружения, император повелел казнить главного зодчего, а всем строителям – отрубить по локоть руки, для того чтобы ничего аналогичного они больше не создали. Посреди зала за мраморной оградой стоят два гроба. Когда умер Шах-Джахана в 1666 году, его захоронили рядом с любимой. Останков, ну, разумеется, здесь нет, они под мавзолеем. Тадж-Махал в разное время суток выглядит совершенно по-разному. Фантастический эффект достигается благодаря местоположению окон, изящной отделки стен, симметричности и легкости построек. Тадж-Махал созидался по типу рая и судился исключительно для любви его жизни. И навряд ли Шах-Джахан мог подумать, что когда-то множество людей будет толпиться у гробницы его любимой Мумтаз…
по материалам:
http://www.ethics.narod.ru
http://www.loveorigami.info
http://prometey-spb.su